Рынки труда, капитала, земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Рынок факторов производства - рынок, где фирмы (а не рядовые потребители) являются покупателями, а домашние хозяйства вместе с фирмами выступают продавцами. Первичными факторами производства являются труд, земля, капитал. В основе функционирования рынков факторов производства (

Содержание

Содержание
Введение стр. 2
1. Рынок труда 5
1.1. Фактор труд. Спрос и предложение труда 5
1.2. Заработная плата и занятость 8
1.3. Особенности рынка труда в России 9
2. Рынок капитала
2.1. Фактор капитал. Спрос и предложение капитала
2.2. Экономическая природа дохода на капитал
2.3. Особенности рынка капитала в России
3. Рынок земли
3.1. Понятие земли и ренты
3.2. Спрос и предложение на рынке земли
3.3. Особенности рынка земли в России
4. Предпринимательство как фактор производства
4.1. Характеристика и функции предпринимательства
4.2. Формы предпринимательской деятельности
4.3. Особенности рынка предпринимательства в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

 

 

Продолжение

 

Формы собственности

частная

потреб. коопер.

международ. организ.

иностр.

юридич. лиц

иностр. граждан и лиц  без гр.

смешан. иностр

совмест. Росс. и иностр.

Самарская область

98562

107

1

451

164

5

19

Сызрань

2483

1

0

9

0

0

1


 

 

Продолжение

 

Формы собственности

совмест. фед. и иностр.

совмест. суб. РФ и иностр.

совмест. муниц. и иностр.

совмест. частн. и иностр.

совмест. общ. и религ. орг. и иностр.

смеш. Росс. с долей федер.

смеш. Росс. с долей  суб. РФ

Самарская область

22

4

2

467

0

257

94

Сызрань

0

0

0

10

0

4

2


 

Продолжение

 

Формы собственности

смеш. Росс. с дол. фед. и суб. РФ

иная смеш. Росс.

благо-творит.   
организаций

полит. обществ. 
объединений

профсоюзов

общест. объединений

религ. объединений

Самарская область

34

774

273

57

1035

2412

574

Сызрань

0

31

18

2

68

85

34


 

Количество индивидуальных предпринимателей, учтенных в составе

Статистического регистра по видам экономической деятельности на 1 февраля 2010 года

 

 

Всего

Виды экономической  деятельности

сел. хоз. охота и лес.  хозяйство

рыболов. рыбовод.

обрабатывающие производства

строительство

Самарская область

72352

3075

85

3034

1065

Сызрань

4891

31

1

206

112


 

Продолжение

 

Виды экономической  деятельности

опт. и розн. торговля, ремонт автотранс. и быт. изделий

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

финансовая деятельность

операции с недвижимым имуществом, аренда, услуги

Самарская область

46224

1097

5230

448

7486

Сызрань

3061

85

532

19

463

             

 

 

Продолжение

 

Виды экономической  деятельности

образование

здравоохранение и социальные услуги

прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

деятельность домашних хозяйств

виды деятельности, не установленные учредительными

документами

Самарская область

212

473

3797

43

83

Сызрань

7

68

305

0

1


 

 

 

Активность организаций  малого бизнеса является одним из показателей современной экономики России. Это подтверждают и постоянные изменения в законодательстве, направленные на создание благоприятных условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, получили множество степеней экономической свободы в выборе, как ее направлений, так и правил ведения. Однако отсутствие опыта, не всегда безупречная правовая и финансовая основа, а также нестабильная социально-экономическая обстановка в стране обозначили круг актуальных проблем, главной из которых является разработка стратегии выживания в условиях экономического кризиса.

Но, не смотря на сложившуюся ситуацию в экономике страны темпы развития малого предпринимательства можно назвать устойчивыми т.к. уже выработана методология предпринимательства, создана достаточная нормативно-правовая база регулирующая отношения субъектов предпринимательства и накоплен бесценный практический опыт деятельности таковых. Изменился социальный образ предпринимателя и отношения к нему общества. А основное, по моему мнению, это то, что государство стало придерживаться политики активной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства.

Малый бизнес в России пока отстает  от бизнеса промышленно развитых стран. Но в нашей стране имеются большие резервы дальнейшего роста малого бизнеса.

Осуществляемая в настоящее  время в России система государственной  поддержки развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.    

 По сведениям регистрирующих органов, только в Москве ежедневно появляется более 1000 компаний. К сожалению, нет данных, сколько из них приходится на молодежный бизнес и какое количество молодых бизнесменов добивается успеха, находя свою нишу на современном рынке товаров и услуг. 
Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.

При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации.

1. Количество зарегистрированных малых предприятий   Таблица 1.1

Федеральные

округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Прирост / сокращение (-)

количества 

зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения1

за период

01.04.2008- 01.04.2009

Количество 
зарегистрированных 
МП в расчете на 100 тыс. чел. населения1 в 
% от среднего по РФ

РФ

160,4

-41,7

100,0

Приволжский

156,2

-47,2

97,4


2. Инвестиции  в основной капитал на малых  предприятиях   Таблица 2.1

Федеральные округа

Объем инвестиций в январе-марте 2009 г.

млн. руб.

На  душу населения, руб.1

в % к 

январю-марту 2008 г.2

РФ

41 413,0

291,8

75,9

Приволжский

8 878,0

294,4

61,1


 

3. Количество  МП на 100 тыс. жителей  Таблица 3.1

Федеральные округа

На 1 апреля   2008 г., ед.

На 1 апреля 2009 г., ед.

Прирост/

сокращение 

за период

1.04.2008-1.04.2009, ед.

Российская  Федерация

202,1

160,4

-41,7

Самарская область

327,8

160,8

-167,0


Государственным унитарным предприятием Самарской  области "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области" за 2009 год заключено 325 договоров поручительства. Общая сумма поручительства составляет 240 млн. руб.

Средний размер выданного поручительства составляет 340 тыс. рублей. Средний размер кредита, выданного под поручительства, составляет 1,5 млн. рублей.

Субъекты малого предпринимательства получили кредитов и займов на общую сумму 515 800 000 рублей. С 2010 года ГУП "ГФППСО" начинает реализацию "Программы по предоставлению целевых займов субъектам малого и среднего предпринимательст-ва".  Для получения займа заемщик должен соответствовать следующим требованиям: наличие действующего бизнеса на территории Самарской области не менее 6 (шести) месяцев, при наличии сезонности не менее 12 (двенадцати) месяцев;  наличие положительной, по мнению ГУП "ГФППСО", деловой репутации или отсутствие отрицательной; устойчивое финансовое положение по оценке Заемщика, в т.ч. отсутствие просроченных платежей по налогам и сборам; наличие положительной кредитной истории или отсутствие отрицательной; наличие обеспечения запрашиваемого займа; наличие бизнес-плана. Целевое назначение - займы предоставляются на: приобретение, ремонт, модернизация основных средств;

внедрение новых  технологий; развитие научно-технической  и инновационной деятельности;  приобретение товарно-материальных ценностей; расширение деятельности и/или развитие существующего бизнеса. Минимальный размер займа - 100 000 (сто тысяч) рублей. Максимальный размер займа - 1 000 000 (один миллион) рублей. Процентная ставка - от 15,5% до 18% годовых . Минимальный срок займа не менее 3 месяцев, максимальный не превышает 36 месяцев.

Председатель Комиссии ОМП ГД РФ по вопросам экономики и молодежного  предпринимательства  Самарской области Алексей Бажанов: 
 В последнее время развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений формирования экономических отношений не только Самарской области, но и России в целом. До недавнего времени существенного увеличения числа малых предприятий не наблюдалось. Однако торопиться с выводами не стоит – нужно учесть, что доминирующее положение крупных компаний и, как  следствие, жесткое лоббирование законов со стороны владельцев ведущих корпораций не позволяет развиваться малому бизнесу, в том числе и молодежному предпринимательству. Владельцы солидных компаний боятся увеличения числа малых предприятий, которые могут вырасти и стать серьезными конкурентами. Но за счет одного только крупного бизнеса России тяжело будет преодолеть экономические трудности; экономика нуждается в дополнительных ресурсах, которые могут быть получены за счет развития малых предприятий. Ведь часть национального продукта создается не на «индустриальных монстрах», а именно на предприятиях малого бизнеса (в развитых странах доля ВВП, создаваемого малыми предприятиями, больше половины; но до таких результатов нам еще далеко). К тому же именно этот сектор экономики решает важнейшие социально-экономические задачи государства.  Одна из значимых причин нынешнего застоя малого бизнеса – отсутствие доступа к финансовым ресурсам и неэффективность существующих финансово-кредитных механизмов.

Динамика развития малого предпринимательства в Российской Федерации 
в 1 квартале 2009 года

 

Количество малых 
предприятий, 
тыс. единиц

Среднесписочная численность занятых 
на малых предприятиях, 
тыс. человек

Оборот малых предприятий, 
млрд. рублей

Инвестиции в основной

капитал 
на малых предприятиях, 
млрд. рублей

1 кв. 
2008

1 кв. 2009

(%)

1 кв. 
2008

1 кв. 
2009

(%)

1 кв. 
2008

1 кв. 
2009

(%)

1 кв. 
2008

1 кв. 
2009

(%)

Всего

287

228

79,3

6 069

5 742

94,6

2 073

1 833

77,6

48

41

75,9


 

 

 

Заключение

     Рынок труда – самый главный и наиважнейший из основных факторов производства. Как гласит известная пословица «без труда не выловишь и рыбку из пруда», без труда не происходит ничего – нет производства, не создаются материальные блага для удовлетворения своих потребностей, нет капитала. Этот рынок первый сформировал спрос и предложение. Из всех факторных рынков именно рынок труда надо развивать дальше в первую очередь.

Не случаянно  слово «капитал» в переводе с латинского означает «главный». Капитал – это второй важный фактор после труда. Потому, что именно этот фактор производства дает нам средства производства (основной капитал), значительно облегчающие труд, и денежные средства (оборотный капитал). Вторые позволяют нанимать рабочую силу и платить заработную плату. Оборотный капитал можно также куда-либо вложить с целью получения фиксированного дохода от вклада (процента). В настоящее время в России рынок капитала уже достаточно сильный и функционирует в полном объеме. Но он еще развивается. 

     Рынок  земли – это такой же важный  фактор, как труд и капитал.  Земля – это такой фактор, который  объединяет в себе и труд, и  капитал, и предпринимательство.  Земля фактически создает труд. На земле общество трудится ради удовлетворения своих потребностей в еде, одежде. Если брать фактор капитал, то его источником в данном случае служит земельная рента. Владелец земельного участка может на нем трудиться ради получения продуктов питания, а затем эти продукты он может потреблять сам, продавать их ради получения прибыли (оборотного капитала), либо часть потреблять сам, а часть превращать в капитал (путем продажи излишков). Или владелец может на своем участке сам не трудиться, а сдавать в аренду и получать от аренды доход (ренту). Сдавать землю в аренду может и любая фирма, получая с этого прибыль, а также производить на этой земле продукты питания и продавать их ради получения прибыли (фирма, специализирующаяся в области сельского хозяйства).

Информация о работе Рынки труда, капитала, земли