Рынки труда, капитала, земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Рынок факторов производства - рынок, где фирмы (а не рядовые потребители) являются покупателями, а домашние хозяйства вместе с фирмами выступают продавцами. Первичными факторами производства являются труд, земля, капитал. В основе функционирования рынков факторов производства (

Содержание

Содержание
Введение стр. 2
1. Рынок труда 5
1.1. Фактор труд. Спрос и предложение труда 5
1.2. Заработная плата и занятость 8
1.3. Особенности рынка труда в России 9
2. Рынок капитала
2.1. Фактор капитал. Спрос и предложение капитала
2.2. Экономическая природа дохода на капитал
2.3. Особенности рынка капитала в России
3. Рынок земли
3.1. Понятие земли и ренты
3.2. Спрос и предложение на рынке земли
3.3. Особенности рынка земли в России
4. Предпринимательство как фактор производства
4.1. Характеристика и функции предпринимательства
4.2. Формы предпринимательской деятельности
4.3. Особенности рынка предпринимательства в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

Итак, величина земельной  ренты определяется в первую очередь  спросом на землю.  При этом рента  различна в зависимости от качества земли:

    1. природных условий (тип почвы, климат, рельеф);
    2. плодородия почвы;
    3. местоположения земли.

Ограниченность земли  ведет к возникновению монополии  хозяйства на земле. Это означает, что каждый участок как объект хозяйства монополизирован определенным собственником, который не допустит приложения к этой земле чужого капитала. Земли, лучшие по качеству, приносят и большую ренту. Кроме монополии хозяйства на земле, существует монополия частной собственности на землю. В связи с этим выделяют две формы земельной ренты:

    • абсолютная рента есть тот минимальный доход, который получают владельцы всех участков земли независимо от ее качества; она порождена монополией частной собственности на землю;
    • дифференциальная рента – это уже добавочный доход, полученный только собственниками средних и лучших  земельных участков (лучшие. Средние и худшие – условное деление участков).

 

В обществе сформировано устойчивое мнение, что земельная  реформа в России завершена. Однако нарушение монополии государственной  собственности на землю, введение платности  ее использования - обязательные, но лишь первые шаги. Реформа может считаться законченной, когда созданы механизмы, позволяющие ресурсу - земле - с низкими транзакционными издержками перераспределяться между собственниками и пользователями в условиях обеспечения общественного интереса.

 

4. Предпринимательство как фактор производства

 

4.1. Характеристика и  функции предпринимательства

 

Предпринимательство и предпринимательская  деятельность - это инициативная и  самостоятельная деятельность граждан  или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Как полноправный вид  хозяйственной  деятельности  предпринимательство

использует  производственные  ресурсы:  природные,   трудовые,   финансовые,

информационные.  Перечисленные   ресурсы   потребляются   при   любом   виде

предпринимательства, которое представляет собой  преобразование  ресурсов  в

конечные продукты бизнеса: товары и услуги. При этом ресурсы, вовлеченные  в

предпринимательство, становятся его факторами,  которые  по  своей  сути  не

отличаются  от  известных  производственных   факторов:   земли,   труда   и

вещественного или денежного  капитала.  Трудовое  воздействие  на  природные

ресурсы (например, землю) с помощью основных средств (физического  капитала)

позволяет предпринимателю  создавать  продукцию,  необходимую  потребителям,

которые готовы платить за нее деньги.

      Для  предпринимательства   необходимы  основные   средства:   земельные

участки, здания,  помещения,  машины,  оборудование.  Они  нужны  не  только

непосредственно  для  производства,  но  и  для хранения,  транспортировки,

продажи  продукции,  для  управления  бизнесом.  Без  служебных   помещений,

оборудованных   средствами   связи,   оргтехникой,   компьютерами,   сегодня

невозможно вести  сколько-нибудь серьезное дело.

      Для ведения  бизнеса  необходимы  и  расходуемые  оборотные  средства,

материальные  ресурсы:  сырье,  материалы,  энергия.  В  основном  они  нужны

предпринимателям  — производителям  товаров  из  этих  ресурсов.  Однако  без

электричества  и  бумаги,  без  обогрева  помещений  не  обойдется   никакое

предпринимательство.

      Нужен для бизнеса и денежный  капитал, и не  только  начальный.  Причем

деньги  для  целей  предпринимательства  нужны  не  сами  по   себе,   нужен

физический капитал: основные и оборотные средства.

      К  факторам  предпринимательства   следует  отнести  и   информационные

ресурсы, без  которых немыслим эффективный бизнес. В понятие  “информационные

ресурсы”, а  точнее, научно-информационные ресурсы  входят знания  о  предмете

и способах ведения  дела, данные 6 продуктах-аналогах,  проекты,  технологии,

то есть  сведения  самого  разного  характера,  без  которых  бизнес  просто

нереализуем.


Предпринимательство в нашей стране даже не возродилось, оно фактически формировалось с  нуля, при полном отсутствии собственного опыта и теоретических знаний в данной области. Возрождение предпринимательской деятельности в России– уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы. Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:

1) первый этап (1992-1994гг.)

2) второй этап (1995-1998гг.)

3) третий этап (1999-2001гг.)

4) современный  этап

Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

пробелы в действующем  законодательстве, особенно налоговом; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране; недобросовестность крупного бизнеса;

доступ к кредитным  ресурсам и высокая ставка кредитования ; правовая неграмотность самих предпринимателей; отсутствие явного развития производства; недостаточность кадрового потенциала; длительное оформление документации, особенно на землю.

 

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем  соединения всех необходимых факторов производства; принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

 

      3.Фирмы  и предприятия представляют собой  самостоятельные хозяйственные

единицы разных форм собственности, объединившие  экономические  ресурсы  для

осуществления коммерческой деятельности по производству товаров  и  оказанию

услуг для третьих  лиц, физических и юридических,  которая  должна  приносить

предприятию  коммерческую  выгоду,  а   именно   прибыль.   Конечной   целью

деятельности фирмы  является упрочение ее позиций на рынке,  и прежде  всего

за счет максимизации прибыли, увеличение доли участия на  рынке  или  захват

нового рынка; повышение  качества продукции.

      4.Характер   предпринимательского   потенциала    России    обусловлен

переходным состоянием российской экономики, а также его спецификой.  Одним

из   ключевых   факторов    является    система    образования,    способная

предпринимателям   привить   определенную   систему   моральных   ценностей,

выработать  новую  предпринимательскую  этику.  Другой  ключевой  фактор   —

осознание предпринимателями  своей социальной ответственности.

Виды и формы предпринимательства

 

В наше время существует множество предпринимательских  структур, каждая из которых характеризуется  своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство  – это форма осуществления  экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников1.

Частное предпринимательство  – форма осуществления экономической  активности от имени предприятия  или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности.

Наглядно виды предпринимательства  представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Виды, функции и формы  предпринимательства

Виды

Предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство 

промышленных товаров,

работ, оказание услуг

Производственно-

коммерческие

организации, предприятия,

фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа товаров и

услуг

Торгово-коммерческие

организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа валюты,

ценных бумаг, кредит,

работа с вкладами

Банки, фондовые биржи,

страховые и трастовые 

компании

Аграрное

Производство 

Сельскохозяйственной

продукции и ее сбыт

Различные виды

кооперативов, единоличные

фермерские

хозяйства

Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные

организации, фирмы,

компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные охранные

фирмы и т.п.


 

Как видно, в таблице 1 наглядно представлены виды, формы, функции  предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

В современных условиях предпринимательство имеет место  как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве. Кроме того, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

 

§ 3. Общественная поддержка предпринимательства

 

Одним из приоритетов  большинства региональных программ поддержки предпринимательства  стало обеспечение занятости  населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике.

 

В Самарской области  всегда придавалось приоритетное значение решению задач развития свободного предпринимательства, формированию класса независимых производителей, созданию конкурентной среды на рынке товаров и услуг.

Малое предпринимательство  в Самарской области, как неотъемлемая часть современного рыночного хозяйства, по уровню развития превышает средние показатели по Российской Федерации, а в Приволжском Федеральном округе занимает первые позиции.

Рисунок 1. Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности (%) (2008) Портал Малого Бизнеса  Состояние малого предпринимательства в Самарской области по итогам 2008 года» - http://www.sme.samregion.ru/

 

Количество  организаций по данным Статистического  регистра по формам

собственности на 1 февраля 2010 года

 

 

Всего

Формы собственности

государственная

федеральная

субъектов Федерации

муниципальная

обществ. и религ. организ.

Самарская область

111302

1

1080

747

4030

130

Сызрань

3029

0

60

32

184

5

Информация о работе Рынки труда, капитала, земли