Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Рынок факторов производства - рынок, где фирмы (а не рядовые потребители) являются покупателями, а домашние хозяйства вместе с фирмами выступают продавцами. Первичными факторами производства являются труд, земля, капитал. В основе функционирования рынков факторов производства (
Содержание
Введение стр. 2
1. Рынок труда 5
1.1. Фактор труд. Спрос и предложение труда 5
1.2. Заработная плата и занятость 8
1.3. Особенности рынка труда в России 9
2. Рынок капитала
2.1. Фактор капитал. Спрос и предложение капитала
2.2. Экономическая природа дохода на капитал
2.3. Особенности рынка капитала в России
3. Рынок земли
3.1. Понятие земли и ренты
3.2. Спрос и предложение на рынке земли
3.3. Особенности рынка земли в России
4. Предпринимательство как фактор производства
4.1. Характеристика и функции предпринимательства
4.2. Формы предпринимательской деятельности
4.3. Особенности рынка предпринимательства в России
Заключение
Библиографический список
Итак, величина земельной ренты определяется в первую очередь спросом на землю. При этом рента различна в зависимости от качества земли:
Ограниченность земли
ведет к возникновению
В обществе сформировано
устойчивое мнение, что земельная
реформа в России завершена. Однако
нарушение монополии
4. Предпринимательство как фактор производства
4.1. Характеристика и функции предпринимательства
Предпринимательство и предпринимательская деятельность - это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.
Как полноправный вид хозяйственной деятельности предпринимательство
использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые,
информационные. Перечисленные ресурсы потребляются при любом виде
предпринимательства, которое представляет собой преобразование ресурсов в
конечные продукты бизнеса: товары и услуги. При этом ресурсы, вовлеченные в
предпринимательство, становятся его факторами, которые по своей сути не
отличаются от известных производственных факторов: земли, труда и
вещественного или денежного капитала. Трудовое воздействие на природные
ресурсы (например, землю) с помощью основных средств (физического капитала)
позволяет предпринимателю создавать продукцию, необходимую потребителям,
которые готовы платить за нее деньги.
Для предпринимательства необходимы основные средства: земельные
участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только
непосредственно для производства, но и для хранения, транспортировки,
продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений,
оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня
невозможно вести сколько-нибудь серьезное дело.
Для ведения бизнеса необходимы и расходуемые оборотные средства,
материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия. В основном они нужны
предпринимателям — производителям товаров из этих ресурсов. Однако без
электричества и бумаги, без обогрева помещений не обойдется никакое
предпринимательство.
Нужен для бизнеса и денежный капитал, и не только начальный. Причем
деньги для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен
физический капитал: основные и оборотные средства.
К факторам предпринимательства следует отнести и информационные
ресурсы, без которых немыслим эффективный бизнес. В понятие “информационные
ресурсы”, а точнее, научно-информационные ресурсы входят знания о предмете
и способах ведения дела, данные 6 продуктах-аналогах, проекты, технологии,
то есть сведения самого разного характера, без которых бизнес просто
нереализуем.
Предпринимательство в нашей стране даже не возродилось, оно фактически формировалось с нуля, при полном отсутствии собственного опыта и теоретических знаний в данной области. Возрождение предпринимательской деятельности в России– уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы. Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
1) первый этап (1992-1994гг.)
2) второй этап (1995-1998гг.)
3) третий этап (1999-2001гг.)
4) современный этап
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными: отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране; недобросовестность крупного бизнеса;
доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования ; правовая неграмотность самих предпринимателей; отсутствие явного развития производства; недостаточность кадрового потенциала; длительное оформление документации, особенно на землю.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся: организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства; принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса; рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован; быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
3.Фирмы
и предприятия представляют
единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для
осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию
услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить
предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Конечной целью
деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего
за счет максимизации прибыли, увеличение доли участия на рынке или захват
нового рынка; повышение качества продукции.
4.Характер предпринимательского потенциала России обусловлен
переходным состоянием российской экономики, а также его спецификой. Одним
из ключевых факторов является система образования, способная
предпринимателям привить определенную систему моральных ценностей,
выработать новую предпринимательскую этику. Другой ключевой фактор —
осознание предпринимателями своей социальной ответственности.
Виды и формы
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников1.
Частное предпринимательство
– форма осуществления
Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Виды, функции и формы предпринимательства
Виды Предпринимательства |
Основные функции |
Организационные формы |
Промышленное |
Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг |
Производственно- коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании |
Торговое |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торгово-коммерческие организации, товарные биржи |
Банковское |
Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами |
Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании |
Аграрное |
Производство Сельскохозяйственной продукции и ее сбыт |
Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства |
Консультативное (консалтинг) |
Консультативные услуги |
Консультативные организации, фирмы, компании |
Силовое |
Защитные функции |
Вневедомственные охранные фирмы и т.п. |
Как видно, в таблице 1 наглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.
Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).
В современных условиях
предпринимательство имеет
§ 3. Общественная поддержка предпринимательства
Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки предпринимательства стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры, помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной экономике.
В Самарской области всегда придавалось приоритетное значение решению задач развития свободного предпринимательства, формированию класса независимых производителей, созданию конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
Малое предпринимательство в Самарской области, как неотъемлемая часть современного рыночного хозяйства, по уровню развития превышает средние показатели по Российской Федерации, а в Приволжском Федеральном округе занимает первые позиции.
Рисунок 1. Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности (%) (2008) Портал Малого Бизнеса Состояние малого предпринимательства в Самарской области по итогам 2008 года» - http://www.sme.samregion.ru/
Количество организаций по данным Статистического регистра по формам
собственности на 1 февраля 2010 года
Всего |
Формы собственности | |||||
государственная |
федеральная |
субъектов Федерации |
муниципальная |
обществ. и религ. организ. | ||
Самарская область |
111302 |
1 |
1080 |
747 |
4030 |
130 |
Сызрань |
3029 |
0 |
60 |
32 |
184 |
5 |