Рынки труда, капитала, земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Рынок факторов производства - рынок, где фирмы (а не рядовые потребители) являются покупателями, а домашние хозяйства вместе с фирмами выступают продавцами. Первичными факторами производства являются труд, земля, капитал. В основе функционирования рынков факторов производства (

Содержание

Содержание
Введение стр. 2
1. Рынок труда 5
1.1. Фактор труд. Спрос и предложение труда 5
1.2. Заработная плата и занятость 8
1.3. Особенности рынка труда в России 9
2. Рынок капитала
2.1. Фактор капитал. Спрос и предложение капитала
2.2. Экономическая природа дохода на капитал
2.3. Особенности рынка капитала в России
3. Рынок земли
3.1. Понятие земли и ренты
3.2. Спрос и предложение на рынке земли
3.3. Особенности рынка земли в России
4. Предпринимательство как фактор производства
4.1. Характеристика и функции предпринимательства
4.2. Формы предпринимательской деятельности
4.3. Особенности рынка предпринимательства в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 481.00 Кб (Скачать)

Применяемый в процессе производства капитал с точки зрения временного фактора имеет различную ценность. Для определения наиболее эффективных  направлений инвестирования капитала, исходя из расчета возможного будущего дохода, используется метод дисконтирования. Дисконтирование — это процедура, с помощью которой определяется текущая ценность капитала по величине, которая будет получена в будущем. Расчет дисконтированной стоимости осуществляется по формуле: NPV = Рt /(1 + а)t,

где NPV — чистая приведенная стоимость — нынешняя стоимость будущих доходов; Pt — будущий доход через t лет;

а — стоимость инвестированного капитала, например норма банковского процента, если инвестиции осуществляются за счет банковской ссуды. На основе дисконтирования принимаются инвестиционные решения с целью определения целесообразности вложения капитала в те или иные проекты. Экономический смысл имеют только такие проекты, чистая приведенная стоимость которых превышает необходимые капиталовложения, иными словами, если проект окупается.

1. Специфика финансового поведения населения. Финансовый кризис 2008-2009 гг. в России в отличие от предыдущих кризисов проявил интересную особенность. Если раньше малейшая нестабильность в финансовой сфере тут же приводила к оттоку вкладов населения из банков и уменьшению доверия населения к финансовой системе в целом, то в 2008-2009 гг. не люди перестали доверять банкам, а банки перестали доверять людям. Так, например, кризис 1998 г. сопровождался массовым бегством вкладчиков и банкротством ведущих банков. Сегодня ситуация кардинально изменилась: за кризисный год размер вкладов населения в банках не только не уменьшился, но наоборот возрос; ни один из крупных банков не прекратил свое существование; доля крупнейших банков на рынке вкладов возросла. Так, если на 1 января 2008 г. объем вкладов физических лиц по данным ЦБ РФ составлял 5,2 трлн. рублей, то на 1 декабря 2009 г. – уже 7 трлн. рублей.

Рис.3. Динамика индекса доверия населения финансовым институтам.

Индекс доверия  отражает мнение населения в целом, но настроения отдельных социально-демографических групп могут изменяться по-разному.

 

Об  иностранных инвестициях 
в 2009 году1)

1. По состоянию  на конец 2009г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 268,2 млрд.долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,5% (на конец 2008г. - 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных - 3,8% (2,1%).

В 2009г. в экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше), в IV квартале - 27,2 млрд.долларов США (на 2,8% меньше).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов США, или на 12,8% больше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше), в IV квартале - 26,1 млрд.долларов США (на 30,9% больше).

Поступление иностранных инвестиций по типам

 

2009г.

Справочно 
2008г. 
в % к

млн. 
долларов 
США

в % к

2008г.

итогу

2007г.

итогу

Инвестиции

81927

79,0

100

85,8

100


 

 

 

 

 

 

Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Различают понятия реальный капитал – это инструменты, машины и др. производительное оборудование – это экономический ресурс, и финансовый капитал - деньги и близкие к ним финансовые инструменты - акции, облигации и т.п. - экономическим ресурсом не является.

Фирмы делят капитал на два типа: основной и оборотный. Основной капитал состоит из объектов, не изменяющих свою форму в процессе производства (здания, оборудование и т.п.). Оборотный капитал - это все предметы, которые "потребляются" в процессе производства, т.е. принимают какую-то другую форму. Фирма включает в оборотный капитал средства, которые используются на текущие расходы (покупку материалов и заработную плату).

Спрос на капитал

 

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной  торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить  три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они  могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев (см. окно "История кредита").

Во-вторых, потребители  могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что  потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не "терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Предложение капитала

Кривая предложения  капитала имеет положительный наклон (рис. 5.2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления "лишних" денег?

Одной из причин появления  у отдельной фирмы временно свободных  денежных средств может быть необходимость  сберегать часть получаемой прибыли  в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно "лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может  быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать  деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать  деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые  используют их только для получения  прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть "вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно "лишние" денежные запасы.

Равновесие на рынке капитала

Итак, на рынке капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение этих кривых определяет равновесную ставку процента (рис. 5.2.3). Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.

Потребители тратят взятые в долг деньги на рынках потребительских благ длительного пользования, а фирмы - на рынках промежуточных благ.

Можно заметить, что в  данном случае произошло как бы перераспределение  покупательных возможностей среди  участников хозяйства. Одни фирмы и потребители, которые обладали возможностью распорядиться частью общего продукта хозяйства, временно передали эту возможность другим фирмам и потребителям за плату в виде процента. При этом величина общего спроса на рынках благ не изменяется, а изменяется только структура.

Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении  любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения.

Поскольку одним  из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. Например, если в хозяйстве распространится информация о грядущей депрессии или подъеме в хозяйстве, потребители и фирмы могут резко изменить свое поведение на рынке капитала (это мы обсудим в ┐ 3 главы 7).

В более длительном периоде равновесие может смещаться  в результате изменения менее  подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

Посредники  на рынке капитала

Как вы помните, любой рынок предполагает место и время встречи продавцов и покупателей. Рынок капитала тоже должен обладать подобными институтами, которые облегчали бы встречу кредиторов и заемщиков и уменьшали трансакционные затраты.

Но рынок капитала имеет свою особенность, которая влияет на его институциональное устройство. Эта особенность заключается в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие - на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие - на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные трансакционные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг нужную сумму на нужный срок.

Информация о работе Рынки труда, капитала, земли