Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:46, курсовая работа
Курсовая работа выполнена на тему: «Розничный товарооборот: понятия, значение, планирование показателей». Тема актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
Введение 3
1. Розничный товарооборот: понятие, значение, планирование показателей 5
1.1 Сущность, состав, структура и характеристика розничного товарооборота 5
1.2 Анализ показателей розничного товарооборота 7
1.3 Факторы, влияющие на розничный товарооборот 12
1.4 Планирование розничного товарооборота 13
2. Расчет основных показателей торгового баланса на примере ООО «ЭлекС» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 18
2.1.1 Организационно-правовая форма предприятия 18
2.1.2 Организационная структура управления 19
2.2 Расчет основных показателей торгового баланса 21
2.2.1 Расчет расхода товаров за 1 день 21
2.2.2 Расчет нормы баланса расхода товаров на предприятии 22
2.2.3 Составление торгового баланса 22
2.2.4 Проверка правильности баланса
Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам.
Анализ состава и ассортиментной структуры розничного товарооборота. На первом этапе проводится анализ состава товарооборота по сравнению с планом и в динамике. В структуре розничного товарооборота выделяют следующие составляющие:
a) продажу товаров населению (реализация на наличный расчет, продажа в кредит)
b) мелкооптовый оборот
c) другие виды розничной реализации.
Розничный товарооборот целесообразно анализировать:
– по применяемым формам торговли (самообслуживание, другие прогрессивные формы обслуживания, традиционные методы торговли)
– месту реализации товаров (через магазины, мелкорозничную торговую сеть – палатки, ларьки, киоски; развозная и развозная торговля)
Анализ состава товарооборота производится в следующих показателях:
1. абсолютных (стоимостных)
2. относительных (например, доля отдельных видов реализаций, в общем объеме товарооборота)
3. натуральных (по отдельным видам продукции или при продаже в кредит)
На втором этапе изучают степень выполнения плана и динамику товарооборота по отдельным товарным группам и товарам.
На третьем этапе изучают ассортимент и структуру товарооборота по кварталам и месяцам, что позволит проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года.
На четвертом этапе производится проверка ассортиментного перечня товаров, правил торговли, изучение качества и культуры обслуживания покупателей.
Анализ товарных запасов. На первом этапе осуществляется анализ фактических текущих товарных запасов в сопоставлении с установленными нормативами (в стоимостном выражении и днях). Поскольку нормативы товарных запасов устанавливают поквартально, то анализ проводят по каждому кварталу отдельно. Основными задачами подобного анализа являются:
– изучение степени обеспеченности товарными запасами товарооборота и регулярности снабжения населения;
– выявление причин отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов (завоз товаров, не пользующихся спросом, неравномерное поступление товаров, неправильное распределение товарных ресурсов)
На втором этапе производится анализ товарных запасов в разрезе отдельных товарных групп и товаров. Их обычно изучают на начало и конец квартала или года исходя из данных квартальных и годовых отчетов о продаже и остатках товаров.
На третьем этапе анализируют средние размеры товарных запасов. Плановые среднегодовые товарные запасы могут определяться по следующим формулам:
– средней арифметической (путем суммирования нормативных товарных запасов за четыре квартала отчетного года и деление полученного итога на 4);
– средней хронологической :
Зср = (З1 : 2 + З2 +… + Зn : 2) : (n – 1), где (9)
З1, З2, Зn – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
n – число дат периода.
На четвертом этапе исследуют факторы, влияющие на среднегодовые товарные запасы: изменение объема товарооборота и товарооборачиваемости. С увеличением объема товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами. При ускорении оборачиваемости товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении – растут.
Анализ оборачиваемости товаров. Анализ товарооборачиваемости проводят в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных товарных групп и товаров. На изменение оборачиваемости влияют изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп и товаров.
Также изучают влияние на ускорение ( замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп и товаров изменения объема их товарооборота и размера средних товарных запасов. Анализ проводится в сравнении с планом и в динамике, в разрезе каждого предприятия (магазина). Изучается состав товарных запасов и прежде всего наличие неходовых товаров.
Анализ товарного обеспечения розничного товарооборота. Основным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. В ходе анализа изучают, каким образом товарные ресурсы повлияли на выполнение плана и динамику розничного товарооборота.
Розничный товарооборот зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров.
Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса:
Р = Зн + П – В – Зк (10)
На выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.
Первый этап заключается в составлении и изучении товарного баланса (по розничной стоимости), в который включаются текущие товарные запасы, сезонные и досрочного завоза. При анализе особое внимание оказывают прочему выбытию товаров (товарные потери, бой, лом, уценка товаров, недостачи, а также оптовая реализация излишков завезенных товаров).
Третий этап предполагает изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между розничными торговыми предприятиями и магазинами. Основным показателем эффективности является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Эт.р.), который рассчитывается по формуле:
Эт.р. = Р : (Зн + П – Зк). (11)
Этот показатель отражает сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. Положительным моментом является увеличение Эт.р..
Кроме того, при анализе определяют обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов на один рубль товарооборота.
На четвертом этапе производится расчет четных показателей эффективности использования товарных ресурсов, основным из которых является доля прочего выбытия (Дв) во всем объеме товарооборота, по следующим формулам:
Дв = В : (Зн + П – Зк) 100 или (12)
Дв = (В : Р) 100. (13)
Положительным моментов является уменьшение доли прочего выбытия товаров по сравнению с планом и в динамике.
Анализ поступления товаров. Анализ поступления товаров проводится как в стоимостных, так и в натуральных показателях:
– в целом по торговому предприятию (организации);
– по товарным группам;
– по источникам поступления и поставщикам;
– в разрезе получателей товаров – торговых предприятий (магазинов).
Сначала осуществляется оценка выполнения плана и динамики поступления товаров, которая проводится по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года.
Второй этап предполагает анализ поступления в разрезе товарных групп и товаров, в ходе которого необходимо установить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос на отдельные товары.
На третьем этапе, при изучении источников поступления товаров, следует установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупаются товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем.
На четвертом этапе изучается частота и своевременность завоза товаров. Равномерный и частый завоз товаров сохраняет их качество и нормализует товарные запасы.
Завершается анализ разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения розничного торгового предприятия и повышению эффективности использования товарных ресурсов в будущих периодах.
1.3 Факторы влияющие на розничный товарооборот.
Рассмотрим влияние отдельных факторов внешней среды на размер розничного товарооборота (например, влияние покупательных фондов населения и процента их охвата розничным товарооборотом), используя метод цепных подстановок:
Т = Ч ПФср ОХВ : 100 = Ч (ПФср : Ч)(Т : ПФср) 100,где (14)
Ч – численность обслуживаемого населения;
ПФср – покупательные фонды населения (в среднем на одного человека);
ОХВ – процент охвата товарооборотом покупательных фондов;
Т – товарооборот.
Влияние на товарооборот изменения численности обслуживаемого населения рассчитывается по формуле:
Тч = Ч1 ПФср0 ОХВ0 : 100 – Ч0 ПФср0 ОХВ0 100, где (15)
1 – показатели отчетного года;
0 –показатели базисного года.
Влияние покупательских фондов населения, приходящихся на одного человека, определяется следующим образом:
ТПф = Ч1 ПФср1 ОХВ0 : 100 – Ч1 ПФср0 ОХВ0 : 100. (16)
Процент охвата покупательских фондов розничным товарооборотом рассчитывается по формуле:
Тохв = Ч1 ПФср1 ОХВ1 : 100 – Ч1 ПФср1 ОХВ0 : 100. (17)
Факторы внутренней среды торговых предприятий отображают:
– эффективность использования экономического потенциала;
– оборачиваемость товарных запасов;
– развитие прогрессивных методов продажи товаров.
Влияние на товарооборот интенсивного (качественного) фактора (производительности труда) и экстенсивного (количественного) фактора (численности работников торговли) рассчитывается по следующим формулам:
Тп.т = (ПТ1 – ПТ0) Ч1, (18)
Тч = (Ч1 – Ч0) ПТ0, где (19)
Тп.т, Тч – изменение товарооборота соответственно за счет производительности и численности;
ПТ1, ПТ0 – производительность труда отчетного и базисного года;
Ч1, Ч0 – численность работников соответственно отчетного и базисного года.
1.4 Планирование розничного товарооборота
Задачи и значение планирования розничного товарооборота в современных условиях. В настоящее время розничные торговые предприятия самостоятельно планируют свое хозяйственно-финансовое и социальное развитие. План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торгового предприятия, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, издержки обращения, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые предприятия определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год.
План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечить, с одной стороны удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли.
Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для самофинансирования. Эта методика осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
На втором этапе рассчитывается сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допускаемый уровень издержек обращения.
На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников).
Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные издержки.
Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с помощью ЭВМ.
Нормативный метод или метод технико-механических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:
– средней стоимости покупки;
– интенсивности покупательских потоков;
– завершенность покупок.
Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применение двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:
Еп.ф = (Jт – 1) : (Jп.ф – 1), где (20)
Еп.ф – коэффициент эластичности;
Jп.ф – индекс изменения покупательских фондов;
Jт – индекс изменения товарооборота.
В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.
Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торгового предприятия и зоны обслуживания, от размеров предприятий, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятий-конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения.
На увеличение товарооборота влияет продаже взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом.
При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.