Рост сбережений населения и их использование в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие совокупного сбережения;
выявить мотивы образования сбережений населения;
провести анализ денежных доходов, расходов и сбережений населения в 2010-2012 гг.;
выявить механизмы привлечения сбережений населения в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОВОКУПНОЕ СБЕРЕЖЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИЯ 5
1.1 Понятие совокупного сбережения 5
1.2 Мотивы образования сбережений населения 15
ГЛАВА 2 ДИНАМИКА СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В 2009-2011 ГГ. 19
2.1 Анализ денежных доходов, расходов и сбережений населения в 2010 году. 19
2.2 Анализ денежных доходов, расходов и сбережений населения в 2011 году. 24
2.3 Анализ денежных доходов, расходов и сбережений населения в 2012 году. 29
ГЛАВА 3 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Работа содержит 1 файл

РОСТ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ.docx

— 201.47 Кб (Скачать)

Исследования  в США, Великобритании и других развитых странах показали, что модель жизненного цикла противоречит наблюдаемым  явлениям, а именно тому факту, что  население продолжает осуществлять сбережения и после выхода на пенсию. Отчасти такое противоречие может  быть объяснено другим мотивом, а  именно потребностью в накоплении богатства  для передачи последующим поколениям. Считается, что этот мотив может привести к увеличению национального уровня сбережений только в период расширения экономики (за счет роста численности населения, роста производительности труда или обоих факторов). В случае статической экономики увеличение сбережений с целью завещания не приведет к общенациональному росту сбережений: передача определенных ресурсов от одного поколения другому не приведет к изменению общего количества этих ресурсов.

Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для  осуществления крупных затрат (покупки  дома, автомобиля, оплаты образования  и т.п.) - так называемый отложенный спрос. Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации  моментов получения доходов и  их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с  получением доходов является потребительский  кредит, при котором сначала осуществляются затраты, а затем соответствующие  вычеты из доходов. Выбор способа  финансирования крупных затрат (сбережения или потребительский кредит) зависит  от многих факторов, среди которых  основными являются наличие развитого  рынка капиталов и неопределенность получения будущих доходов.

Если  рассматривать факторы сбережений, то основным фактором, определяющим величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты налогов.

Но, как  и при анализе спроса, в теории сбережений существуют факторы не связанные  с доходом:

    • богатство;
    • уровень цен;
    • ожидания;
    • потребительская задолженность;
    • налогообложение.

Фактор  богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы, которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений.

Увеличение  или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном итоге  влияют на величину сбережений. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это  предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость  финансовых средств, номинальная стоимость  которых выражается в деньгах, будет  обратно пропорциональна изменению  уровня цен. Это отражает связь теории сбережений с эффектом богатства  или эффектом реальных кассовых остатков. Однако при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень  цен в экономике является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов).

Ожидания  населения, связанные с будущей  ситуацией на рынках товаров и  услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие  на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно  стремление избежать уплаты более высоких  цен.

Колебание уровня потребительской задолженности  вызывает у домохозяйств стремление направлять текущий доход или  на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители  будут сокращать уровень своих  сбережений. И наоборот, если потребительская  задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения  может повыситься.

Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая, таким образом увеличение общего уровня сбережений.

Сбережения  имеют положительные и отрицательные  стороны. Они представляют собой  отложенный спрос, который необходимо регулировать. В противном случае под воздействием внешних факторов (например, обмене старых купюр на новые) спрос, вызванный сбережениями, возрастет  на потребительские товары и услуги, что станет стимулом для наращивания  производства и может вызвать  кризис перепроизводства. Также сбережения в виде наличности опасны при денежном обесценивании. Однако тот, у кого есть сбережения, может выгодно сделать  их ликвидными, а именно в любой  момент обратить их в наличные деньги и сделать покупку товаров  и услуг, вложить в предприятия  или сохранять для предполагаемых в будущем финансовых проблем.

Общая склонность населения к сбережению - это доля средств, направленных на текущее сбережение доходов населения. Чтобы понять склонность к сбережениям в Белоруссии, нужно посмотреть предполагаемое использование  крупной денежной суммы. Люди могут  потратить ее четырьмя способами - потребление, сбережение, страхование, развитие.

В настоящий  момент сберегательная стратегия включает в себя три независимых компонента:

1. Само  решение о сбережении (будет ли  откладываться часть денежных  средств или все они пойдут  на потребление товаров и услуг)  и определение нормы сбережения, т.е. доля совокупного дохода, направляемая на сбережения.

2. Выбор  инвестиционного инструмента на  основе двух его параметров – риска и доходности.

3. Определение  срока вложения денежных средств.

Комбинация  этих трех решений формирует текущую  инвестиционную стратегию того или иного человека. При этом существует нулевая стратегия (когда сбережения вообще не осуществляются, а все деньги используются на текущие нужды) и вырожденные стратегии (маловероятные, практически не встречающиеся высокорисковые долгосрочные вложения, а также самые распространенные реальные стратегии, наблюдаемые на практике.

Многочисленные  исследования структуры распределения  доходов в разных странах позволили  выявить некоторые основные закономерности их дифференциации.

1. В странах  с примерно близким уровнем  социального и экономического  развития основные характеристики  дифференциации доходов весьма  близки.

2. В развивающихся  странах дифференциация доходов  обычно выше, чем в развитых  индустриальных странах. 

3. При  плавном, эволюционном развитии  в странах с рыночной экономикой  изменения в дифференциации доходов  происходят, как правило, постепенно, без резких скачков, что является  одним из важных факторов их  социальной и политической стабильности.

Совокупное сбережение — это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Оно равно разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение — это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд. Следовательно, сбережение — это экономический процесс, связанный с инвестированием: часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения осуществляются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования — на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного пользования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин. Кроме того, выделяют еще:

 Государственные сбережения — это положительная разница между доходами и расходами государственного бюджета или положительное сальдо бюджета; Национальные сбережения — часть национального дохода после вычета его потребленной части или общая сумма частных и государственных сбережений.

Важно заметить, что и потребление, и сбережения напрямую зависят от дохода, возрастая с увеличением дохода и уменьшаясь при его сокращении.

Современное рыночное хозяйство нуждается в  развитой системе аккумуляции сбережений (направляемых затем в инвестиции) - банках, фондовых биржах и т.п. Цель - минимизация денег, хранимых в домашних условиях. Т.е. объективно требуется  такая организация сбережений, при  которой они легко превращались бы в капиталовложения.

Поддержание макроэкономического равновесия товарных рынков невозможно без умелой денежной политики государства. В частности, нельзя допускать длительного сохранения высоких процентных ставок, которые  отделяют инвестиции от сбережений, не пропускают сбережения в сферу производства.

Для приближения  сбережений к инвестициям необходимо минимизировать непроизводительное расходование первых. Так, бюджетный дефицит толкает  правительство к займам, в результате которых сбережения фактически отбираются у инвесторов, и это замедляет  экономический рост.

 

1.2 Мотивы образования сбережений населения

 

Органы  государственной власти для стимулирования сбережений используют следующие методы и формы:

    • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
    • защита интересов инвесторов;
    • предоставление инвесторам льготных условий;
    • расширение использования средств населения и иных источников финансирования;
    • создание сети информационных центров, для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
    • создание благоприятной налоговой базы;
    • развитие финансовых рынков в стране.

Государство выступает экономическим субъектом, участвующим в накоплении денежного  капитала. Государство занимает достаточно большую долю в общем объеме накопления денежного капитала. Она зависит  от развития не только самих сбережений государства, но и от размера сбережений населения и предприятий. Проводимая политика по стимулированию сбережений приводила к увеличению совокупных сбережений. Основными факторами, определяющими накопление денежного капитала государства, являются характерные и для других субъектов факторы, такие как рост доходов, снижение расходов, структура доходов и расходов, которые непосредственно влияют на размеры денежного накопления. Важнейшим же фактором, в большей степени характерным для государства выступает несовпадение во времени получения доходов и расходов. Именно этот фактор позволяет государству накапливать денежный капитал, несмотря на дефицит государственного бюджета. Поэтому, говоря о накоплении капитала государством, стоит отметить, что это, как правило, краткосрочный капитал, готовый быть предоставленным в виде краткосрочных кредитов и займов. [7, с. 23]

Накопление  денежного капитала подвержено серьезному регулированию, прежде всего государственному, так как это помогает ему проводить  структурную экономическую политику. Анализируются основные инструменты  и методы регулирования денежного  капитала, показывается правовая база регулирования, делаются выводы об эффективности  государственного регулирования.

В современных  условиях, несмотря на преобладание рыночных рычагов регулирования накопления денежного капитала, все-таки остается довольно значимым государственное  регулирование.

Необходимость и рамки государственного регулирования  денежного капитала определяются, прежде всего, законодательно-правовыми актами, существующими в стране, к которым  относятся общие законы, регулирующие банковскую и кредитную систему  в целом, так и специализированных законов, отражающих определенную сторону  накопления денежного капитала. К  первым относятся закон о центральном  банке, о кредитном деле, о пенсиях  по старости, инвалидности, об иностранных  пенсиях, о социальном страховании, об акционерных обществах, об обязательном медицинском страховании, о рынке  ценных бумаг и ряд других. К  специальным законам, в частности  относятся законы о налогоблагоприятствованиях вкладов, о стимулировании накопления имущества у наемных работников, о выплате премий по сбережениям на жилищное строительство и ряд других.

К основным методам регулирования накопления денежного капитала можно отнести, во-первых, стимулирование вложений в  банки посредством предоставления определенных льгот, в том числе  и налоговых, выплат премий, гарантирования вкладов, прежде всего создания системы  страхования вкладов, что помогает расширить доверие вкладчиков к  банкам и увеличивает тем самым  приток сбережений в банки. Во-вторых, развитие рынка ценных бумаг, благодаря  расширению и защите прав инвесторов, доступностью корпоративных ценных бумаг для широкого круга населения, в частности, снижение номинала акций. В-третьих, развитие системы пенсионного страхования – переход от преимущественно распределительной системы к накопительной, и страхования, в результате снижения доли социального страхования, в частности, уменьшение социальных пособий по безработице, больничных листов, что приводит, несомненно, к увеличению договоров страхования жизни, а, следовательно, к притоку долгосрочных сбережений в страховые компании. Проведение названной системы мероприятий позволяет государству не только увеличить объем денежного капитала, но и скорректировать направление его размещения в те формы, которые на данный момент более выгодны для экономики, позволяет трансформировать денежный капитал в инвестиции для дальнейшего развития ВНП, увеличения доходов и благосостояния населения страны.

Информация о работе Рост сбережений населения и их использование в экономике