Россия: от абсолютной монополии к конкурентному рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть причины и трудности становления рыночной экономики в России.
Задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирм и на экономику в целом.
- рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение
1.Понятие и виды монополии
1.1. Возникновение и развитие монополии
1.2. Виды монополии. Их экономическая роль
2.Конкурения, её сущность и значение.
2.1Понятие конкурентного рынка и его роль в экономике
2.2Виды конкуренции
3.Переход России от монополии к конкурентному рынку
3.1Становление экономики в современной России
3.2Основные направления современной антимонопольной политики
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Введение - копия.docx

— 93.63 Кб (Скачать)

   Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

   Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.[8]

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени  патентная защита (20 лет) и зарегистрированные  промышленные образцы, а также  образцы промышленной эстетики.

    Посредством конкуренции происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного  поведения рыночных субъектов:

- креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;                               

- приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;                  

- обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

  С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

    Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

Подведем итог и рассмотрим положительные и отрицательные  стороны конкуренции.

Положительные стороны конкуренции:

- конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

- конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

- конкуренция стимулирует повышение качества товара;

- конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

- конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

- конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

- конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

- конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

-при конкуренции наблюдается  беспощадность и жестокость по  отношению к неудачнику;

-многочисленность «жертв»  в виде банкротств и безработицы.[10]

 

 

 

2.2. Виды конкуренции

    1.По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

  Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».

    В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более  высокого качества, с большей надежностью  и сроками службы, на использовании  методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

   Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

2.По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

  Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

  Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

Так же существует шесть  видов конкуренции:

1.Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2.Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3.Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4.Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5.Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

-продажа личного товара  по цене конкурента

-снижение цены потребления  товара

6. Незаконные методы:

-антиреклама товаров  конкурентов;

-производство товаров  имитаторов (подделка).

  Конкуренция очень сильно зависит от  количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

  Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

   Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

·      монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

·      олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);

·      монополистическая  конкуренция - соревнования между разными  по силе и влиянию продавцами.[11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          3. Переход России от монополии к конкурентному рынку

3.1 Становление  экономики в современной России

    В XX в. на протяжении нескольких десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в ряде стран Восточной Европы и Азии существовала командно-административная система хозяйствования. Эта экономическая система была основана на социалистической доктрине, предполагающей, во-первых, искоренение неравенства, во-вторых, — сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества.

    Командно-административная система — это такая форма организации экономической деятельности, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности, а координация хозяйственной жизни происходит путем централизованного директивного планирования. Управление обществом осуществляется в основном административными методами. До предприятий из единого центра доводят планы работ, выполнение их жестко контролируется. Господствует уравнительное, внеэкономическое распределение материальных благ.

Командно-административной системе присущи следующие характерные  черты:

- тотальное огосударствление народного хозяйства, означающее, что только государство является собственником материальных ресурсов, и только оно может принимать экономические решения. Огосударствление хозяйственной жизни ведет к сверхмонополизации и деформированности структуры экономики, затратному ее характеру, к "ничейной" собственности, отделению работника от условий и результатов производства;

- отсутствие реальной системы товарных отношений: развитой системы банков, рынка труда, формальное действие основных категорий рынка, отсутствие ценовых индикаторов и т. д.;

- социальное иждивенчество — когда многие предприятия и члены общества, существуют посредством перераспределения прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;

- всеобщий дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;

- подавленная инфляция и скрытая безработица;

- закрытость экономики по отношению к западным странам.

Указанные черты привели  к тому, что в странах с командной  экономикой со временем стали все  больше проявляться и нарастать  отрицательные ее последствия:

- снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития;

- невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса;

- диспропорциональность развития народного хозяйства;

- уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп;

- подрыв трудовой мотивации работников и др.

         В частности, советская экономика к середине 80-х гг. столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступает системный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики.

   Нельзя не признать также и тот факт, что крах советской модели социализма явился во многом следствием борьбы социалистической и капиталистической систем на политической арене. В конечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современной рыночной системе.

    В истории существования человеческого общества существовали самые различные социальные и экономические структуры. Одни из них отличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали  развитие общества. Другие – страдали жесткостью и поэтому, даже если они, сначала отражали какие-то реальные социально-экономические процессы, то, в конце концов,  превращались либо в голые абстракции, либо, будучи наложенными на развивающийся живой социальный организм, давили  и деформировали его. Нечто подобное имело место и в истории развития нашей страны. Насаждение жестких, не допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало все сферы жизни общества. Так, в экономике это выразилось в жестком директивном планировании, доведенном до абсурда, когда по каждой позиции товарных ресурсов создавались соответствующие службы на всех уровнях управленческой иерархии, начиная от предприятия и кончая министерством и Госпланом СССР. План стал законом, но реального положения вещей не отражал и не мог быть выполнен. Но особенно ярко в экономической сфере данные структуры проявились в отношениях собственности.

Информация о работе Россия: от абсолютной монополии к конкурентному рынку