Россия: от абсолютной монополии к конкурентному рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть причины и трудности становления рыночной экономики в России.
Задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирм и на экономику в целом.
- рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение
1.Понятие и виды монополии
1.1. Возникновение и развитие монополии
1.2. Виды монополии. Их экономическая роль
2.Конкурения, её сущность и значение.
2.1Понятие конкурентного рынка и его роль в экономике
2.2Виды конкуренции
3.Переход России от монополии к конкурентному рынку
3.1Становление экономики в современной России
3.2Основные направления современной антимонопольной политики
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Введение - копия.docx

— 93.63 Кб (Скачать)

      В годы  первой мировой войны  1914-18  г.г.  прекратилась  деятельность  ряда локальных монополий, но  в целом война увеличила число   монополий  и  их мощь. Возникли  крупнейшие  концерны  Второва,  Путилова-Стахеева,  Батолина, бр.  Рябушинских.  Особенно  развивались монополии связанные   с   военным производством.  Российский  монополистический капитализм   существовал   на основе сращивания монополий с государственными  органами  (металлургический комбинат,  Джутовый  синдикат  и др.),  а также в форме «принудительных объединений»  по  инициативе  и при участии  правительства  (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация  производства  колючей  проволоки  и др.). Монополии были ликвидированы  в  результате  Октябрьской  революции  в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство  частично использовало учетные  и  распределительные  органы  монополий  при  создании органов управления народным хозяйством.


 

 

 

 


 

 

 


 


 

 


 

 

 



 

 



 

 

 

                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды монополий. Их экономическая роль.

 

      Существуют разные виды монополий, которые  можно  классифицировать  на   три основных: естественная, административная и экономическая.

      Естественная  монополия возникает вследствие  объективных  причин.  Она отражает  ситуацию,  когда  спрос   на  данный   товар   в   лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В  ее  основе - особенности  технологий  производства  и  обслуживания  потребителей.  Здесь  конкуренция невозможна или нежелательна.  Примером  могут  служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.  В  этих  отраслях  существует  ограниченное количество,  если  не  единственное  национальное  предприятие,  и  поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

      Административная    монополия    возникает     вследствие     действий государственных органов.  С  одной  стороны,  это  предоставление  отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода  деятельности. С  другой  стороны,  это  организационные  структуры   для   государственных предприятий,  когда  они  объединяются   и   подчиняются   разным   главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,  как  правило,  группируются  предприятия одной отрасли. Они выступают на  рынке,  как один  хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.  Экономика бывшего Советского  Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире.  Доминирующей  там была именно  административная  монополия,  прежде  всего   монополия   всесильных министерств и ведомств.  Более того,  существовала  абсолютная  монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась  на господствующей государственной собственности на средства производства.

      Экономическая   монополия  является   наиболее   распространенной.   Ее появление обусловлено экономическими причинами, она  развивается  на  основе закономерностей  хозяйственного  развития.  Речь  идет  о  предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К  нему  ведут  два пути.  Первый  заключается  в  успешном  развитии  предприятия,   постоянном увеличении  его  масштабов  путем  концентрации  капитала.   Второй   (более быстрый) основывается на  процессах  централизации  капиталов,  то  есть  на добровольном объединении или  поглощении  победителями  банкротов.  Тем  или иным путем или при помощи  обеих,  предприятие  достигает  таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке.[13]

Характерными чертами  монополии являются следующие:

1. Отрасль состоит из  одной фирмы, которая является  единственным производителем данного  продукта или поставщиком услуги.

2. Из первого признака  вытекает, что покупатель должен  приобретать продукт у монополиста  или обходиться без него. То, что  не существует близких заменителей  монополизированного продукта, имеет  большое значение для рекламы.  Впрочем, монополисту часто нет  нужды использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует  цену и имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.

4. Существование монополии  предполагает наличие барьеров  для появления в отрасли аналогичных  производств, создаваемых другими  производителями. Эти барьеры  могут быть экономическими, техническими  или юридическими.

  Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.[14] 

  Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.

   Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов.

   Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно- технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

      Монополистические  тенденции  в  экономике  вытекают  из закона максимизации прибыли. Движущей  силой  действий  предпринимателей  в  этом  направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно,  действие этого закона наблюдается на всех этапах  развития  рыночных  отношений.  Его движителем является  конкурентная  борьба.  Чтобы  выжить  в  такой  борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить  новую  технику, увеличивать масштабы  производства.  При  этом  из  массы  средних  и  малых предприятий отделяется несколько более  крупных.  Когда  это  происходит,  у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива:  или  продолжать  между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти  к  соглашению  относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило,  они  выбирают второй вариант,  который  приводит  к  появлению  сговора  между  ними,  что является  одним  из  основных  признаков  монополизации   экономики. 

     Таким образом,  напрашивается  вывод,   что   появление   предприятий-монополистов обусловлено прогрессом  производительных сил,   реализацией   преимуществ крупного предприятия над малым.

1. С учетом степени  охвата экономики выделяются  такие виды монополистических организаций:

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует  один продавец, доступ на рынок для  возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального  хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства  или его хозяйственных органов (например, государственная монополия  внешней торговли и т. п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от  характера и причин возникновения  различают следующие виды монополий:

  Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования  сделанным, изобретением. Патентом также  именуется документ, дающий право  на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать  или размножать свои произведения в  течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки - специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под  этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка:

-создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

-ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

-создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

-применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

-"забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

   Монополии монополизируют  все  сферы  общественного  воспроизводства:  непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.  На  основе  монополизации сферы обращения возникли простейшие формы  монополистических  объединений  — картели и синдикаты.

     Картель  —  это  объединение  нескольких   предприятий   одной   сферы производства,  участники  которого  сохраняют  собственность   на   средства производства  и  произведенный  продукт,  производственную  и коммерческую самостоятельность,  и  договариваются  о  доле  каждого   в   общем   объеме производства, ценах, рынках сбыта.

      Синдикат  —   это   объединение   ряда   предприятий   одной   отрасли промышленности,  участники   которого   сохраняют   средства   на   средства производства, но  теряют собственность на произведенный   продукт,  а  значит, сохраняют производственную,  но  теряют  коммерческую  самостоятельность.  У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

      Более сложные  формы  монополистических   объединений  возникают  тогда,  когда процесс монополизации  распространяется и  на  сферу   непосредственного производства.  На  этой  основе  появляется  такая   более   высокая   форма монополистических объединений  как трест.

      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности,  участники  которого  теряют   собственность   на   средства производства  и  произведенный  продукт,  производственную  и   коммерческую самостоятельность,  то  есть   объединяют   производство,   сбыт,   финансы, управление,  а  на  сумму   вложенного   капитала   собственники   отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать  участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

      Многоотраслевой  концерн  —  это  объединение   десятков  и  даже  сотен  предприятий  различных  отраслей   промышленности,   транспорта, торговли, участники  которого  теряют  собственность  на   средства   производства   и произведенный  продукт, а главная фирма осуществляет  над другими  участниками объединения  финансовый контроль.[5]

      Опыт показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив  прочные и монопольные позиции,  рано  или  поздно  теряют  динамику развития и эффективности.  Объясняется это  тем,  что   преимущества  крупного производства  не являются абсолютными, они  приносят  увеличение  прибыльности  только до определенных пор.

     Особого внимания требует  вопрос  ценовой  политики  монополистических образований.  Последние,   как   уже   говорилось   выше,   используя   свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены,  а  иногда  и устанавливать их. Вследствие этого появляется  новая  разновидность  цены  — монопольная  цена,  которая  устанавливается предпринимателем,   занимающим монопольное положение на рынке,  и  приводит к ограничению конкуренции и нарушению  прав  потребителя.  К  этому  следует  добавить,  что  эта   цена рассчитана  на  получение  сверхприбылей,  или  монополистических  прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

   Особенность монопольной цены заключается в том,  что она сознательно отклоняется от  реальной  рыночной,  которая  устанавливается  в  результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является  верхней  или нижней  в  зависимости  от  того,  кто  ее  формирует   —   монополист   или монопсонист.  В обоих случаях обеспечивается  выгода  последних за  счет потребителя или мелкого производителя: первый  переплачивает,  а второй  не получает надлежащей ему части  продукта.  Таким  образом,  монопольная  цена являет собой определенную “дань”, которую общество  вынуждено  платить  тем, кто занимает монопольное положение.

Информация о работе Россия: от абсолютной монополии к конкурентному рынку