Россия и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение торгово-экономических связей Европейского Союза и России.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты международных организаций;

2.Проанализировать торгово-экономические отношения России и трёх стран-членов ЕС.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты международных организаций 5
1.1 Классификация международных организаций 5
1.2 Структура Европейского союза 11
1.3 Перспективы развития Европейского союза 18
2 Анализ торгово-экономических отношений России и ЕС 23
2.1 Анализ торгово-экономических отношений России и Польши 23
2.2 Анализ торгово-экономических отношений России и Словакии 29
2.3 Анализ торгово-экономических отношений России и Австрии……….34

Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

РОССИЯ-ЕС, доработка.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

     – удобрения – на 35,8 млн. дол.

     – черные металлы – на 29,2 млн. дол.

     – алюминий – на 223,4 млн. дол.

     – машины и оборудования – на 13,3 млн. дол.

     В целом объемы поставок машинно-технической  продукции из РФ в РП выросли на 27,7 млн. дол., что в относительных  единицах означает рост российского  экспорта по данной номенклатуре на 49,3% и является отличительной чертой российского экспорта в Польшу в 2004 г.

     Итоги 2004 года показывают высокую динамику польского экспорта в Россию по многим товарным группам. Так, в стоимостном  выражении по продовольствию индекс роста составил около 140%, по химической продукции – 210%, по машинам и оборудованию – 240 %.

     В целом цифры свидетельствуют  о том, что Польша постепенно восстанавливает  свои позиции на российском рынке, утраченные в кризисный период.

     Современный польский рынок представляет собой сложную систему. Нижний её ярус - рынок базовых товаров, к которым относятся сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности. Средний ярус - рынок готовых изделий и полуфабрикатов, т.е. низко- и среднетехнологичных товаров. К низкотехнологичным товарам относятся продукция черной металлургии, легкой промышленности и конструкционные материалы. Категория среднетехнологичных товаров включает в себя станки, транспортные средства, продукцию основной химии и деревообработки. И, наконец, верхний ярус - это высокотехнологичная продукция.

     До  настоящего времени Россия поставляла товары, в основном, на нижний ярус польского  импортного рынка, в меньшей степени - на средний, и практически не была представлена на верхнем. Специфика  реализуемой на польском рынке продукции  предопределила характер конкуренции на всех его ярусах. В торговле базовыми товарами преобладающей формой соперничества служит ценовая конкуренция, при этом разрыв в качественных характеристиках минимален. На польских рынках готовых изделий конкуренция разворачивается главным образом вокруг потребительских свойств товаров, а ценовой фактор уже не имеет определяющего значения.

     Что касается рынка высоких технологий Польши, то в силу отсутствия в ее экономике аэрокосмической отрасли  и атомной энергетики возможности промышленного высокотехнологичного экспорта на польский рынок для России в настоящее время, по нашим экспертным выкладкам, ограничены телекоммуникационной инфраструктурой и военно-техническим сотрудничеством.

     В то же время, следует отметить, что  развитие атомной энергетики предопределено потребностью диверсификации первичных энергоносителей и необходимостью сокращения выбросов в атмосферу тепловых газов и двуокиси серы, а поэтому прогнозируется после 2020 г. во всех вариантах энергетической политики Польши на период до 2025 г.

     Нельзя  игнорировать возможность закрепления  и усиления позиций России в тех  товарных нишах польского рынка, в которых она по-прежнему сохраняет  высокую или ограниченную конкурентоспособность: рынки энергетического оборудования, композиционных материалов и сплавов, режущего инструмента, электронных компонентов, лазерных технологий, оптико-волоконного оборудования, большегрузных автомобилей и средств транспорта, прежде всего подвижного состава для Варшавского метрополитена.

     Следует отметить, что и польская сторона заинтересована в возобновлении поставок в Россию пассажирских вагонов, а также специальных грузовых вагонов, в том числе по кооперации с российскими предприятиями.

     Одним из стратегических направлений продвижения  российского машинно-технического экспорта в Польшу, а точнее, подготовки для этого соответствующей базы, может стать сотрудничество в инновационной сфере.

     Министерство  экономики и труда РП в докладе "Состояние промышленности в 2004 г." отметило низкий уровень инновационности национальной экономики.

     В этой связи польская научно-техническая  и технологическая база промышленности вряд ли сумеет преодолеть отставание от развитых стран без притока  современных иностранных технологий и инвестиций, что, в свою очередь, дает возможность российским инновационным предприятиям, а также инвесторам войти на польский промышленный и технологический рынок.

     Необходимо  отметить, что между РФ и РП существуют многолетние и прочные научно-технические  связи, которые практически не были затронуты ухудшением двусторонних политических отношений в конце 90-х годов.

     Особый  интерес проявляется обеими сторонами  к расширению сотрудничества в области  инновационной деятельности, направленной на совместное использование на коммерческой основе завершенных в обеих странах разработок в области науки и технологий, а также развитие связей между малыми и средними предприятиями научно-технической сферы в России и Польше. На ближайший период усилия могут концентрироваться в направлении реализации инновационных проектов, базирующихся на высоких российских технологиях в области авиастроения, новых материалов, лазерного оборудования, медицины и биотехнологии, информатики.

     Несмотря  на большой объем работы, проделанный  в области научно-технического сотрудничества Министерством образования и науки России и РАН, доля инновационных проектов в нем еще незначительна, а направление по активизации инновационной деятельности не стало приоритетным.

     Это, в свою очередь, сказывается на структуре  товарооборота с Польшей, в котором  большую долю занимают энергоносители, что не может отвечать стремлениям, а, главное, нарастающим возможностям российской промышленности к продвижению на польский рынок наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

     Основные  участники инновационной деятельности — малые и средние предприятия как в Польше, так и в России - слабы в кадровом, финансовом отношении, что вынуждает иногда научные организации заниматься несвойственной им деятельностью, а именно, создавать собственные мелкие, опытные внедренческие производства. Выходом из сложившейся ситуации может быть создание в рамках двустороннего сотрудничества инвестиционных (с участием государства) венчурных фондов, специализированных учреждений (агентств) для продвижения инновационных проектов, создание сети обучающих центров по подготовке менеджеров в области внедрения высоких технологий для малых и средних предприятий.

     Необходимо  отметить, что Польша не имеет положительного опыта по привлечению венчурных  фондов к реализации инновационных  проектов. В Польше прорабатывается проект создания пилотажного государственно-частного венчурного фонда.

     Не  отвергается и идея создания российско-польского  венчурного фонда с целью финансового  обеспечения процесса реализации совместных инновационных проектов, отобранных и утвержденных Российско-Польской Комиссией по НТС.

     Не  менее важным в условиях перевода науки на коммерческую основу является вопрос информационного обеспечения  инновационной деятельности вообще и инновационного сотрудничества в  частности, т.е. оперативного информирования о научных и технических решениях, которые могут быть внедрены в различных отраслях экономики (создание информационных сетей, баз данных).

     Таким образом, все вышеперечисленные  промежуточные выводы свидетельствуют  о благоприятных перспективах последующего более глубокого сотрудничества между Польшей и Россией в рамках международных интеграционных программ в сфере науки и технологий, а также в рамках двустороннего инновационного сотрудничества. Эти факты свидетельствуют о том, что отношения между Россией и Польшей давно стали намного ближе, чем просто отношения торговых партнёров. 

     2.2 Анализ торгово-экономических отношений России и Словакии.

     Торгово-экономические  связи между Россией и Словакией  находятся на достаточно высоком  уровне. Осуществляется промышленное сотрудничество: сооружение АЭС и ТЭС, Циклотронного и Лазерного центров СР, вывода из эксплуатации одного из блоков АЭС «Богунице» и др.; инвестиционное сотрудничество: ОАО «Газпром» в консорциуме с западными компаниями победило в приватизации АО «Словацкая газовая промышленность». Есть проекты участия российских организаций в приватизации словацких электроэнергетических компаний, судоверфи и других объектов. Действуют совместные предприятия («Словрусгаз», г. Братислава), привлекаются инвестиции в российскую экономику (СП «Матадор – Омскшина», г. Омск). С учетом важного географического положения Словацкой республики развиваются транзитные операции, включая новые экспортные маршруты. Реализуется целый ряд проектов в области машиностроения и производственной кооперации (около 40 проектов). Развивается межрегиональное сотрудничество (действует более 20 соглашений).

     Взаимовыгодное  российско-словацкое сотрудничество направлено на дальнейшее укрепление активных позиций российских компаний на европейском рынке. В связи с вступлением Словакии в ЕС открываются новые возможности продвижения через словацкий рынок на общий рынок ЕС российской промышленной продукции на основе ее сертификации в Словацкой республике, учитывая развитые механизмы сотрудничества между Госстандартами двух стран. В этой связи условия дальнейшего развития экспорта российских промышленных товаров и услуг на словацкий рынок в целом оцениваются как благоприятные.

     В отношениях с Россией правительственные органы Словакии стремятся обеспечить стабильные поставки энергоносителей и сырьевых товаров: нефти, газа, ядерного топлива для АЭС, железной руды, угля. С каждым годом взаимные интересы России и Словакии растут, крепнут культурные, экономические связи.

     Так, например, по итогам 2003г. Словакия входила в число крупных торгово-экономических партнеров России в Европе. Использовалось выгодное транзитное положение страны для обеспечения поставок российских товаров в другие европейские страны. Россия занимала четвертое место в числе главных торговых партнеров Словацкой Республики (после ФРГ, Чехии и Италии) и была основным поставщиком необходимых для словацкой экономики энергоносителей. Российско - словацкий товарооборот в 2003г. увеличился и составил 2,7 млрд.долл. при большом активе торгового баланса России – 2,1 млрд.долл. Доля России во внешней торговле Словакии – 6% (в словацком экспорте – 1,2% и импорте – 10,7%).

     В 2005 году удельный вес России во внешней  торговле Словакии составил 5,4%. Для  перспективного развития словацкой  экономики стали необходимыми дополнительные усилия по восстановлению позиций словацкой продукции на российском рынке. Пути развития экспорта являются со Словацкой стороны одной из основных тем международных экономических переговоров. Перспективы российско-словацкого сотрудничества определены в ходе встреч на государственном и правительственном уровне. Регулярно проводились переговоры представителей министерств и ведомств России и Словакии. Решались вопросы актуализации договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в связи со вступлением Словакии в ЕС, прежде всего, в плане подготовки нового Межправительственного соглашения об экономическом сотрудничестве как основы для дальнейшей деятельности Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Словацкой Республикой (МПК), рассматривающей весь комплекс вопросов взаимных экономических отношений. По итогам 2004 г. Словакия входила в число крупных торгово-экономических партнеров России в Европе. Использовалось выгодное транзитное положение страны для обеспечения поставок российских товаров в другие европейские страны.

     В плане межрегионального сотрудничества словацкие организации, предприятия  и фирмы более решительно пошли  в российские регионы.

     Определились  регионы, наиболее активно действующие на словацком рынке, на которых сосредотачивается данное направление сотрудничества. Это города Москва и Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан, Омская, Свердловская и Кемеровская области.

     В Словакии в целом проявляются реальные подходы к российскому рынку как базовому для обеспечения стабильного развития словацкой экономики, прежде всего, в части импорта жизненно важных для экономики Словакии топливно-сырьевых товаров, в первую очередь, энергоносителей: нефти – до 6 млн тонн и природного газа – порядка 8 млрд куб. м ежегодно. Такой импорт из России является весьма выгодным, поскольку российские топливно-сырьевые товары обходятся дешевле, чем из других источников, учитывая также расчеты газом за его транзит по словацкой территории. На основе использования российского сырья увеличиваются экспортные ресурсы словацкой промышленности. Таким образом, словацкий пассив в торговле с Россией выражается в активе внешней торговли Словакии с другими странами. Словакии удалось восстановить объемы своего экспорта в Россию, резко снизившиеся после финансового кризиса 1998 года. Это также результат оздоровления российской экономики и ее динамичного развития в последние годы, чему способствует активная международная деятельность, включая процесс присоединения России к ВТО. Этот процесс пользуется поддержкой в Словакии и воспринимается словацкими экспортерами как позитивный сигнал. В этой связи они ожидают дальнейшего улучшения условий работы на российском рынке и снижения уровня тарифных и нетарифных ограничений.

Информация о работе Россия и ЕС