Россия и ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение торгово-экономических связей Европейского Союза и России.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические аспекты международных организаций;

2.Проанализировать торгово-экономические отношения России и трёх стран-членов ЕС.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты международных организаций 5
1.1 Классификация международных организаций 5
1.2 Структура Европейского союза 11
1.3 Перспективы развития Европейского союза 18
2 Анализ торгово-экономических отношений России и ЕС 23
2.1 Анализ торгово-экономических отношений России и Польши 23
2.2 Анализ торгово-экономических отношений России и Словакии 29
2.3 Анализ торгово-экономических отношений России и Австрии……….34

Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

РОССИЯ-ЕС, доработка.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

     Функции:

  1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  2. следит за качеством управления финансами; 
    после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  3. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

     Европейский Центробанк. Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). В настоящий момент в Еврозону входят 17 стран. В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков – наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

     Европейский инвестиционный банк создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

      Экономический и социальный комитет – консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

     Состав: Состоит из 344 членов, называемых советниками.

     Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

     Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

     Место проведения заседаний: Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

     Комитет регионов. Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

     Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью  независимых в выполнении своих  обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств-членов численность Комитета не будет превышать 350 человек.

     Функции: Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

     Место проведения сессий: Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

     Институт Европейского омбудсмена. Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

      Так же в структуру ЕС входят 15 специализированных агентств и органов таких как Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст и т.д.

     1.3 Перспективы развития Европейского союза.

     Тенденции в экономической и политической сферах позволяют говорить о трех возможных сценариях развития Евросоюза: относительное сохранение «статус кво», разработка и реализация прорывного проекта и активизация разноскоростных процессов.

     Первый  сценарий – относительного сохранения «статус кво» (или «топтания на месте») – представляется более вероятным. Он предполагает, что Евросоюз так и не найдет в ближайшей и даже среднесрочной перспективе знакового, прорывного проекта. Поэтому его основное поле деятельности будет ограничиваться преимущественно различными аспектами регулирования со стороны КЕС, попытками стран-членов перевести под национальный контроль по возможности больше полномочий Евросоюза, а также преодолением разногласий стран-членов и институтов по относительно техническим вопросам.

     Второй  сценарий – прорывной («большой») проект – означает, что либо институтам Евросоюза (прежде всего, КЕС, учитывая ее центральное положение в определении повестки дня), либо странам-членам (в лице харизматического лидера одной из крупных стран-членов Евросоюза) удастся найти проект, который будет означать коренные инновации в политической системе и экономическом регулировании Евросоюза, а также переход интеграции на качественно новый этап. Учитывая сегодняшнюю инертность, а также нерешенность проблемы Лиссабонского договора, такая возможность даже теоретически появится не раньше, чем через 2 – года.

     Наконец, третий сценарий – это активизация процессов т.н. «разноскоростной интеграции». Это означает, что различия моделей социально-экономического развития стран-членов и их внешнеполитической ориентации окажутся вряд ли преодолимыми. В результате, наиболее близкие по взглядам на характер политической и экономической интеграции страны-члены будут углублять сотрудничество по тем или иным аспектам (иммиграционному, оборонному, гражданско-правовому и т.д.). Отметим, что, хотя в учредительных документах Евросоюза положения для такого сотрудничества в его рамках прописаны с 1996 г., они ни разу пока не применялись. Единственными широко известными исключениями являются Шенгенские соглашения и участие в зоне евро. Вместе с тем, ориентация на относительную одновременность интеграции, а также боязнь серьезно исказить базовые условия деятельности на внутреннем рынке, скорее всего, и впредь будут препятствовать активному процессу разноскоростной интеграции.

     В области внешней деятельности также  можно выявить три основных сценария. Первый - условно названный нами «евро-Англия» – это концентрация деятельности Евросоюза на внутренних делах и соперничестве с Россией в регионе т.н. «общего соседства». Учитывая нынешнее состояние внешнеэкономических и внешнеполитических инструментов Евросоюза, а также ориентацию большинства стран в этом регионе на вступление в ЕС, такое развитие событий в перспективе 3 лет не исключается. При этом предполагаются как невозможность становления ЕС в качестве подлинно самостоятельного центра силы, так и высокая зависимость от США в ключевых вопросах международной и региональной безопасности.

     Второй, в определенной мере в «русле»  первого, сценарий, который можно условно назвать «евро-Венеция», предполагает, что ЕС и в дальнейшем не будет уделять особого внимания военной и политической составляющей внешней деятельности. Его усилия будут сконцентрированы на собственном развитии в роли сугубо «гражданской силы», использующей экономические инструменты для продвижения как собственно экономических, так и политических целей. При этом, поскольку инновационных идей на данном направлении деятельности Евросоюза не предвидится, а доля ЕС в мировой экономике будет падать, то все более настойчивое применение такой силы и правовой гармонизации будет приводить к растущему недовольству стран-партнеров.

     Третий  сценарий – «евро-Франция» – предполагает, что ЕС существенно улучшит функционирование своей внешнеполитической и оборонной составляющей, приспособит ее институциональный аппарат и механизм принятия решений к современным требованиям. В этом случае Евросоюз может стать глобальным центром силы и автономным полюсом в международных отношениях. Данный вариант предполагает, что странам удастся преодолеть противоречие между атлантистами, теми, кто ориентирован на независимую роль Евросоюза, и нейтральными странами.

     Поскольку сейчас, учитывая состояние политических элит стран ЕС, это маловероятно, его можно рассматривать как возможный только в перспективе 5 и более лет.

     Отдельно  нужно рассмотреть вариант «евро-Россия», который допускает возможность  качественного сдвига в отношениях Россия –Европейский союз и создание ими нового международного объединения, союза.

     Он  пока почти не просматривается в европейской дискуссии. Но объективно он, вкупе с вариантом «евро-Франция», отвечает долгосрочным интересам ЕС и России и способен остановить маргинализацию Европы.

     Таким образом, и для России, и для ЕС требуется определенное время для того, чтобы тому же Союзу определиться, прежде всего, с моделью собственного развития, с новой системой институтов и процедур на основе либо принятия Лиссабонского договора, либо иного варианта. Это приведет к модификации всей политической системы ЕС. Причем достаточно большое количество изменений являются на данный момент мало предсказуемыми, поскольку зависят не только от того, что прописано в договоре, но и от характера неформальной политической практики и от того, как те, кто возглавят новые институты и структуры, организуют их функционирование. Одновременно необходимо прояснить роль и место Евросоюза в процессе комплексной модернизации российской экономики и общества, закреплении России на путях современного развития. Важное значение имеет ответ на вопрос о потенциале ЕС как традиционного для нашей страны стимула модернизации российских общественных институтов, общественной морали, источника инвестиций, увеличения инновационной составляющей экономики, совершенствования транспортной и информационной инфраструктуры. В нынешних условиях особую актуальность приобретают вызовы финансово-экономического кризиса и возможности инициирования и реализации различных мер в рамках сотрудничества Россия–ЕС.

     При объективной целесообразности сохранения и развития партнерского характера отношений Россия–ЕС следует признать процесс усиления роли двусторонних отношений Российской Федерации со странами членами ЕС. Прежде всего речь идет о тех из них, которые заинтересованы в развитии положительного потенциала связей с Россией.

 

      2. Анализ торгово-экономических отношений России и стран-членов ЕС.

 

     Европейский союз является важнейшим торгово-экономическим партнером России (35% оборота российской внешней торговли по сравнению с 25% со странами СНГ и 3 - 5% с Китаем, США и Японией) и ведущим инвестором в российскую экономику (около 40% общего объема инвестиций). Россия имеет традиционно положительное сальдо во взаимной торговле с сообществами. В свою очередь, Россия занимает пятое место по импорту и шестое - по экспорту во внешней торговле сообществ, в странах, входящих в ЕС, сосредоточена основная часть российских зарубежных активов.

     Развитию  торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствует географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктуры, наличие достаточно разработанной правовой базы взаимодействия, деловые связи и традиции.

     Рассмотрим  торгово-экономические отношения  России с некоторыми странами-членами  ЕС. 
 

          2.1 Анализ торгово-экономических отношений России и Польши. 

     В ряду ведущих внешнеэкономических партнеров России Польша занимает заметное место (четвертое в Европе, на нее приходится 3,8% российской внешней торговли).

     По  данным Главного управления статистики РП (ГУС РП) российско-польский товарооборот в 2004 году составил 9,3 млрд. дол. (увеличился на 37,8%), в том числе российский экспорт – 6,4 млрд. долл. (+23,0%), импорт – 2,9 млрд. долл. (+88,8%).

     Доминирующими в российском экспорте в Польшу в 2004 году были минеральные продукты и, прежде всего, это - топливно-энергетические товары. Далее по значимости идут: химические изделия и пластмассы, недрагоценные металлы и изделия из них, в.т.ч. алюминий и изделия из него, машины, оборудование и транспортные средства. Доля черных металлов составила, древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности; сельскохозяйственных и продовольственных товаров, из которых, рыба и рыбопродукты   – 0,4%.                                                                Диаграмма 1

     

     В динамике российского экспорта наиболее чувствительным (в стоимостном исчислении) оказалось сокращение объемов поставок в Польшу зерна на 4,7 млн. долл., субстанций белковых на 5,8 млн. и цинка на 1,49 млн. долл. Также отмечены некоторые снижения объемов поставок еще по 30 из 98 товарных групп, на общую сумму 7,4 млн. долларов.

     В то же время статистические данные свидетельствуют, что условия доступа  российской продукции на польский рынок  после вступления РП в ЕС практически  не ухудшились.

     Так, более чем на 10 млн. долларов года выросли 2004 год объемы поставок по таким товарным группам, как:

     – железная руда – на 223,4 млн. дол.

     – минеральное сырье – на 603,8 млн. дол.

     – органические химические соединения –  на 17,9 млн. дол.

Информация о работе Россия и ЕС