Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР;
- Проанализировать деятельность ПФР;

Содержание

Введение.
1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
4. Государственное регулирование пенсионной системы.
5. Совершенствование пенсионной системы РФ.
5.1 Пути развития пенсионной системы.
5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГРЭ.docx

— 55.36 Кб (Скачать)

Кроме того, персонифицированный  учет пенсионных прав застрахованных лиц, являющихся суммарным результатом  их многолетней трудовой деятельности, позволяет актуарным службам  национальных пенсионных фондов располагать  уникальной по объему и структуре  базой данных, использование которой  дает возможность разрабатывать  собственные прогнозы основных макроэкономических параметров в области заработной платы, занятости, структуры трудовых ресурсов и т.д.

 

 

 

5. Совершенствование пенсионной системы РФ.

5.1 Пути развития пенсионной системы.

 

За период, прошедший после  начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована  уравнительность пенсий, усилена  стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального  обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.

Это свидетельствует о  необходимости продолжения пенсионной реформы и преодоления объективных  трудностей переходного периода, среди  которых главными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР  и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием  развитости национальной пенсионной системы.

Решение этих проблем, как  показывает международная практика, и в частности последствия  финансового кризиса, лежит не в  русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы  и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.

Так, в современных российских условиях накопительный компонент  в качестве всеобщего инструмента  обязательного пенсионного страхования  не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80% работающего населения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса – 15-18% населения) и высокодоходной группы (2-3% населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30-летний стаж.

Для основной численности  населения к 2030-м г.г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%-й  коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования.

Представляется целесообразным на основе проведенного в настоящем  докладе подробного анализа современного состояния российской системы пенсионного  обеспечения и возможных альтернатив  ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и  современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить  профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и  ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:

- выработки консолидированного  сценария развития пенсионной  системы Российской Федерации,  рассчитанного на период функционирования  до 2050 г., включающего наиболее приемлемые  для общества решения;

- осуществления программы  актуарного прогнозирования результатов  реализации консолидированного  сценария развития пенсионной  системы Российской Федерации  на основе специальной актуарной  модели, разработанной и применяемой  Пенсионным фондом Российской  Федерации;

- подготовки и принятия  Программы долгосрочного развития  пенсионной системы Российской  Федерации.

 

 

5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда

Для продолжения социально-страховой  пенсионной реформы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (КДР-2020), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, были определены целевые ориентиры развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу:

- повышение среднего размера  трудовых пенсий по старости  к 2016 - 2020 г.г. до величины, обеспечивающей  не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов  пенсионера;

- обеспечение, начиная  с 2010 года, минимального уровня  материального обеспечения пенсионера  не ниже величины прожиточного  минимума пенсионера;

- создание условий для  повышения индивидуального коэффициента  замещения утраченного заработка,  на который начислялись страховые  взносы, трудовой пенсией по старости  не менее чем до 40 процентов.

Причем для нынешних пенсионеров  планировалось обеспечить соотношение  с ПМП, а для тех, кто, только начинает трудовую деятельность – создание условий для зарабатывания коэффициента замещения.

Совершенствование пенсионной системы, осуществленное в 2010 г., планировалось  в условиях экономического роста, хотя важнейшие для развития пенсионного  обеспечения макропараметры не были достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в  ВВП - остается на уровне 23-25%. Тем не менее, макроэкономические условия, в  которых разрабатывалась КДР-2020, позволяли своевременно достичь  намеченных целевых ориентиров.

Однако глобальный финансовый кризис радикально изменил внешние  к пенсионной системе макроэкономические параметры: темпы роста и объемы ВВП, структуру занятости, инфляцию и размеры зарплаты и т.д., от которых  непосредственно зависят собственно пенсионные характеристики: размер пенсии, темпы индексации, тариф страховых  взносов и др.

Так, ВВП на 2010 г., прогнозировавшийся до кризиса в объеме 59,1 трлн. руб., в мае 2010 г. оценивался на уровне 44,9 трлн. руб., т.е. на 24% ниже. Величина фонда  заработной платы вместо 15,2 трлн. руб. составит 11,5 трлн. руб. (на 24% меньше).

Кризис существенно скорректировал пенсионную политику большинства стран. Многие пошли на сокращение объемов  выплат, замедление индексации пенсий, сворачивание накопительного компонента, иные меры.

Россия, несмотря на кризис, в 2010 г. реализовала комплекс мер  по дальнейшему развитию принципов  социального страхования в функционировании системы пенсионного обеспечения:

- отменен неэффективный  единый социальный налог, и  восстановлены индивидуально возмездные  страховые взносы на обязательное  пенсионное страхование, ликвидированные  в 2001 г. С 2011 г. тариф страховых  взносов устанавливается на уровне 26%, приближенном к необходимому  для обеспечения финансовой самостоятельности  ПФР (хотя изначально планировалось  реализовать эту меру в 2010 г., что существенно снизило бы  нагрузку на федеральный бюджет);

- устранена несправедливая  дифференциация тарифа для разных  категорий страхователей-работодателей,  которая вела к ущемлению пенсионных  прав застрахованных лиц. Важно  отметить, что повышение тарифа  страховых взносов проведено  не шоковым методом, а поэтапно в течение 5 лет (предоставлен переходный период работодателям, для которых ставка отчислений в ПФР была существенно ниже);

- восстановлены функции  страховщика (ПФР) по администрированию  страховых взносов в органическом  сочетании с ведением страховщиком  индивидуального (персонифицированного) учета формирующихся пенсионных  прав застрахованных лиц;

- отменена экономически  неоправданная регрессивная шкала  и, по опыту подавляющего числа  стран, установлена верхняя граница  заработка, подлежащего страхованию  (415 тыс. руб.), с механизмом ее  ежегодной индексации.

Но главным ориентиром пенсионной политики, проводимой в  условиях финансового кризиса, стало  усиление мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров, особенно самых  бедных. Среди этих мер следует  выделить систему социальных доплат пенсионерам, чей уровень материального  обеспечения не достигает величины прожиточного минимума в регионе, а  также валоризацию – перерасчет пенсионных прав всех лиц, имеющих трудовой стаж до 2002 г. и особенно в советский  период - до 1991 г. Все эти социальные мероприятия обеспечиваются финансовыми  ресурсами из федерального бюджета  не только в период финансового кризиса, но и в течение всего периода  их выплаты.

Поддержка уровня жизни малообеспеченных пенсионеров осуществлялась и до 2010 г. В частности, в 2007-2009 г.г. производилось  опережающее увеличение базовой  части трудовой пенсии в целях  решения политической задачи по доведению  среднего размера социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера. Так, в декабре 2007 г. базовая часть  была увеличена на 24%, а в декабре 2009 г. – на 31,4%. В прошлом году на все виды индексации из бюджета ПФР было израсходовано 300 млрд. руб. В 2010 г. с этой целью на 6,3% проиндексированы все части трудовой пенсии. Общие расходы на индексацию составят 150 млрд. руб.

Результатом опережающей  индексации базовой части стало  достижение к концу 2009 г. средним  размером трудовой пенсии по старости 162% ПМП.

Второй этап пенсионной реформы, осуществленный в  2010 г., несмотря на негативное влияние глобального финансового кризиса, позволил успешно решить все поставленные задачи по совершенствованию пенсионного обеспечения на основе принципов социального страхования, заложенных в ходе реализации первого этапа пенсионной реформы 2002 г.:

- обеспечена государственная  гарантия для всех категорий  нынешних пенсионеров по минимальному  уровню материального обеспечения  – прожиточный минимум пенсионера;

- восстановлены утраченные  в ходе рыночных реформ пенсионные  права советских пенсионеров  – валоризация;

- заложены объективные  экономические и правовые предпосылки  для формирования пенсионных  прав будущих пенсионеров для  получения трудовой пенсии на  уровне международных норм – индивидуальный коэффициент замещения не менее 40%.

В то же время финансовый кризис не позволил достичь главной  цели пенсионной системы, построенной  на принципах социального страхования  – долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР. Осталась нерешенной проблема преобразования института досрочно назначаемых  пенсий в самостоятельные профессиональные пенсионные программы, что освобождало  бы общенациональную пенсионную систему  от нестраховых выплат соответствующим  категориям пенсионеров.

 

Заключение

 

За период, прошедший после  начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована  уравнительность пенсий, усилена  стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального  обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.

Это свидетельствует о  необходимости продолжения пенсионной реформы и преодоления объективных  трудностей переходного периода, среди  которых главными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР  и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием  развитости национальной пенсионной системы.

Решение этих проблем, как  показывает международная практика, и в частности последствия  финансового кризиса, лежит не в  русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы  и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.

Так, в современных российских условиях накопительный компонент  в качестве всеобщего инструмента  обязательного пенсионного страхования  не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80% работающего населения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса – 15-18% населения) и высокодоходной группы (2-3% населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30-летний стаж.

Информация о работе Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития