Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР;
- Проанализировать деятельность ПФР;

Содержание

Введение.
1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
4. Государственное регулирование пенсионной системы.
5. Совершенствование пенсионной системы РФ.
5.1 Пути развития пенсионной системы.
5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГРЭ.docx

— 55.36 Кб (Скачать)

¦ координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;

¦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной  власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и  обобщения сведений о доходной части  бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую  целевую направленность;

- денежные средства фонда  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонд, распространено  большинство норм и положений  Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

расходование средств  из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного  органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием  средств.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет.

На долю Пенсионного фонда  РФ приходится почти 78 процентов средств  внебюджетных социальных фондов.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

 

 

 

3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

 Сегодня это единая федеральная централизованная система, которая присутствует во всех субъектах Российской Федерации, в каждом районе, и обеспечивает обслуживание населения страхователей по единым правилам и стандартам. Это значит, что где бы ни находился гражданин Российской Федерации, он везде на всей нашей территории может получить одинаковые услуги Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд осуществляет следующие  основные функции – это взаимодействие с около 40 млн пенсионеров и 17 млн льготников, это персонифицированный  учёт пенсионных прав более 100 млн наших  граждан, это работа по администрированию  почти с 4 млн страхователей и  около 3 млн самозанятого населения, это управление средствами пенсионных накоплений более 70 млн наших граждан, это предоставление средств материнского капитала более чем 2,5 млн рублей семьям и, наконец, это взаимодействие со всеми субъектами Российской Федерации  по программам софинансирования, строительства  и укрепления материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения и адресно-социальной помощи неработающим пенсионерам.

В процессе своей работы осуществляется тесное взаимодействие со многими федеральными органами исполнительной власти и организациями. Это и налоговая служба, и федеральная служба судебных приставов, и субъекты Российской Федерации, и другие государственные внебюджетные фонды, и почта, и банки. Это всё придаёт комплексность в работе фонда. И это взаимодействие осуществляется в основном в электронном виде.

2010 год был очень сложным.  На фоне медленного выхода  из кризиса пришлось реализовывать  принятые решения по повышению  уровня пенсионного обеспечения,  по мерам по борьбе с бедностью,  по переходу на страховые взносы  и по реализации ещё ряда  программ, направленных на повышение  уровня материального обеспечения  населения. Эти меры сами по  себе были антикризисными. Тем не менее доходы и расходы фонда в 2010 году были осуществлены в плановом объёме. По доходам и расходам фонда, если это соотнести с ВВП, мы выходим уже на уровень развитых стран – это около 10 процентных пунктов: доходы– 4,6 трлн, а расходы – 4,4 трлн рублей.

При этом из федерального бюджета  в 2010 году получены средства только на финансирование дефицита 1,3 трлн рублей, в 2011 году это около 5 трлн. Но из федерального бюджета будет выделено меньше средств  – всего 876 млрд рублей – это связано  с повышением ставки страховых взносов.

Основные программы, которые реализовываны  в 2010 году, по повышению уровня пенсионного  обеспечения – это прежде всего  валоризация. Рассчитывали, что увеличение пенсионных прав будет в среднем  на 1100 рублей.

В процессе валоризации заново подняли  более чем 36 млн пенсионных дел, и  в 20 млн пенсионных дел уточнили сведения по стажу. Это позволило  вовремя провести все мероприятия, и уже с выплатой пенсий за январь все получили эту прибавку.

Вторым направлением работы была индексация пенсий в 2010 году. Все перерасчёты, все  индексации были произведены в установленные  сроки, без сбоев. И в результате сейчас по итогам 2010 года пенсия, если её соотносить с прожиточным минимумом  пенсионера, уже больше 1,8 раза.

В концепции долгосрочного развития для тех, кто имеет советский  стаж, предусмотрен ориентир 2,5–3 раза. Для тех, кто получил свой страховой  стаж в 2002 году – это 40% от утраченного  заработка – порядка 38.

С целью ликвидации бедности среди  населения был введён новый механизм – это федеральная и региональная социальная доплата. В 66 субъектах Российской Федерации была введена федеральная  социальная доплата и в 18 – региональная.

На эти цели из федерального бюджета  было выделено более 120 млрд рублей. В 2011 году эта программа продолжилась. Её осуществляли на местах территориальные органы Пенсионного фонда во взаимодействии с органами социальной защиты субъектов Российской Федерации, причём это взаимодействие осуществляется в основном в электронном виде, по электронным каналам связи и с использованием страхового номера индивидуального лицевого счёта.

Однако нужно отметить, что не только повышение уровня пенсионного  обеспечения является задачей Пенсионного  фонда. Во главе всей работы Пенсионного  фонда всегда стоял человек. Особое внимание Пенсионный фонд уделяет повышению  качества обслуживания населения. В  большинстве своём к нам обращаются люди престарелые, инвалиды. В 2010 году по инициативе фонда было принято  решение о том, чтобы проводить  перерасчёт для работающих пенсионеров  один раз в год без заявления. Это позволило нам в 2010 году снизить  посещаемость наших клиентских служб  с 27 млн до 22 млн. Но мы и дальше намерены идти по этому пути, чтобы гражданин  не ходил лишний раз в Пенсионный фонд, чтобы мог получить услугу дистанционно.

Работники фонда очень внимательно относятся к пенсионерам. Существуют даже штатные психологи. Также помогает Союз пенсионеров России, они зачастую также присутствуют в наших офисах. Люди проходят специальную подготовку для общения с этими людьми. Тем не менее в некоторых регионах уже сейчас до половины обращений за консультацией происходит через онлайн-приёмную сайта минздравсоцразвития. Уже сейчас на портале госуслуг можно подать заявление о вступлении в программу государственного софинансирования, получить информацию о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справку о состоянии индивидуального лицевого счёта в системе обязательного пенсионного страхования.

На сегодня уже 4 млн человек  вступили в эту программу и  получают эту выписку в электронном  виде. Это не только удобно для граждан  и для нас, но это и экономит средства. Одно отправленное письмо –  это 30 рублей, поэтому уже сейчас имеемся экономию 120 млн, а таких писем рассылается более 70 млн в год.

Кроме того, в соответствии с принятым законом мы планируем к 2013 году перевести  большинство услуг Пенсионного  фонда на возможность их получения  в электронном виде, включая подачу заявления о назначении пенсии.

Все нововведения в пенсионной системе, все решения по повышению уровня пенсионного обеспечения в Пенсионном фонде всегда сопровождались серьёзной  информационной, разъяснительной работой. Здесь мы используем все возможности  СМИ. Наиболее социально-чувствительными  темами в 2010 году, как Вы помните, оказались  темы валоризации, установление соцдоплаты и материнского (семейного) капитала.

Но важнейшей задачей для  нас является формирование новой  пенсионной культуры, особенно для  молодёжи, потому что очень важно  понимание их личной ответственности, формирование активной позиции у  гражданина в отношении его будущего пенсионного обеспечения. Фондом в  связи с этим с 2009 года реализуется  программа по повышению пенсионной социальной грамотности. Планируется  в этом году издать миллионным тиражом  соответствующее учебное пособие, где очень доступным и понятным языком объяснено, какие возможности  есть у гражданина по повышению уровня собственного пенсионного обеспечения.

В связи с этим, что если смотреть на программу софинансирования пенсий, то в прошлом году было собрано  на 1 млрд больше пенсионных средств  – дополнительных пенсионных взносов, чем в 2009-м, то есть было собрано 3,6 млрд рублей по сравнению с 2,6 млрд рублей. В текущем году эта программа  идёт значительно более высокими темпами, в 5 раз превышающими I квартал  прошлого года. Это говорит о том, что доверие к этой программе  усиливается, и уже 4,5 млн человек  подали заявление о вступлении в  эту программу.

Для удобства граждан организована работа специальной телефонной линии  по вопросам участия в программе. Звонки для граждан – бесплатные из любой точки страны.

Пенсионный фонд – это не только забота о людях старшего поколения, это и забота о молодых. И в  связи с этим реализуется программа  по предоставлению средств материнского (семейного) капитала – выдано более 2,6 млн сертификатов. В прошлом  году на эти цели было направлено 97 млрд рублей. 80% из этих средств люди потратили на приобретение жилья  или погашение кредитов на приобретение жилья. Подавляющее большинство  из оставшихся средств было потрачено  на образование.

То есть в общем цели, которые перед собой ставили, формулируя принцип функционирования материнского капитала, достигаются.

И в этом году на эти средства запланировано 120 млрд рублей, подавляющее большинство  из них пойдёт на жильё. Вместе с  тем есть и тревожная тенденция: участились случаи махинаций со средствами материнского (семейного) капитала.

Ещё одно направление работы –  долевое финансирование региональных программ по укреплению материально-технической  базы учреждений обслуживания населения  и адресной помощи для неработающих пенсионеров. За пять лет действия программы (с 2006 года) были улучшены условия проживания более 188 тыс. наших граждан из 260 тыс. Было увеличено более чем  на 3 тыс. количество койко-мест. Только в 2010 году было отремонтировано 142 учреждения, ещё в 15 было дополнительно завезено оборудование. Адресная социальная помощь была оказана почти 100 тыс. неработающих пенсионеров.

В текущем году на эту программу  выделен 1 млрд рублей. Она идёт по новой  схеме через федеральный бюджет. И добавился новый вид расхода  – приобретение автотранспорта для  полустационарных учреждений социального  и медико-социального профиля  для пожилых людей, то есть мы порядка 200 млн направим на закупку автотранспорта в регионы. Это как софинансирование.

Наконец, администрирование. Учитывая, что фонд её исполнял с 2002 года вместе с налоговой службой, мы достаточно оперативно перестроились, и, действительно, передача администрирования от налоговой  службы к Пенсионному фонду произошла  достаточно безболезненно.

Информация о работе Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития