Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР;
- Проанализировать деятельность ПФР;

Содержание

Введение.
1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
4. Государственное регулирование пенсионной системы.
5. Совершенствование пенсионной системы РФ.
5.1 Пути развития пенсионной системы.
5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГРЭ.docx

— 55.36 Кб (Скачать)

План по взносам выполнен. Было собрано более 1,9 трлн рублей. Также  был наполнен и Фонд обязательного  медицинского страхования. Если говорить о первом квартале этого года, то ситуация очень позитивная. Собирается даже больше, чем мы себе намечали, то есть на 51% больше, чем в прошлом  году, поступило в этом. Хотя с  повышением страховых взносов должно было поступить на 43% больше.

И та же самая динамика с Фондом обязательного медицинского страхования. Тем не менее поскольку всё-таки увеличился тариф страховых взносов  и возросло количество льгот, что  затрудняет администрирование. В прошлом  году, для примера я хотел бы отметить, только 50% страхователей платили  по основному тарифу, остальные все  – льготники. В этом году их категории  будут увеличены. Это требует  дополнительных усилий по контролю взимания страховых взносов.

Более того, сосредоточены в одних  руках и отчётность по персучёту, и страховая отчётность. Это даст возможность её унифицировать, упростить  и, таким образом, позволит и страхователям  чувствовать себя здесь как бы более… Есть возможность иметь более  оперативную информацию о состоянии  пенсионных прав для назначения выплат пенсий и пособий, имеем возможность  контролировать эту отчётность, поскольку, когда это было в разных местах, были неразнесённые суммы, а это  права граждан. И здесь очень  важным элементом, помимо унификации отчётности, является переход на электронное  взаимодействие со страхователем. В  соответствии с законодательством  сейчас это обязательно для организаций, имеющих 50 и более работников.

Необходимо сделать всё, чтобы  в ближайшие год-два нам перейти  исключительно на электронное взаимодействие со страхователем. Для этого кажется  необходимым обязать всех бюджетников  взаимодействовать по электронным  каналам связи. А для тех малых  предприятий, кому дорого платить, разрешено  предоставлять эти средства бесплатно  на начальном этапе.

В 2010 году все мероприятия по повышению  уровня пенсий, обеспечению уровня жизни наших граждан, по борьбе с  бедностью, по переходным страховым  взносам фондом реализованы. 2011 год  будет не менее сложным, поскольку  нам нужно будет сосредоточиться  на повышении качества работы фонда. Коллектив Пенсионного фонда  к этой работе готов и сделает  всё зависящее для того, чтобы  пенсионная система работала чётко, без сбоев, выполняя все социальные обязательства.

Хочется отметить также и то внимание, которое уделяют руководители регионов Российской Федерации, губернаторы  работе пенсионной системы и её поддержке. Растёт коэффициент замещения, то есть тот уровень пенсий, которые получают наши граждане, увеличивается по сравнению  с заработной платой, от которой  эта пенсия рассчитывается.

Это движение в абсолютно правильном направлении, это общая задача. В  некоторых регионах эта задача уже  решена. Она решена, правда, в связи  с тем, что зарплаты там невысокие, но нам нужно добиваться того, чтобы  в среднем по стране этот коэффициент  увеличивался.

Увеличивается также использование  современных средств обслуживания людей практически по всем регионам Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

4. Государственное  регулирование пенсионной системы.

Государственное регулирование  развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. В  практике развитых пенсионных систем государственное регулирование  внешними факторами включает, как  правило:

- повышение рождаемости,  снижение смертности и привлечение  внешней трудовой миграции, что  способствует росту численности  работников, за которых уплачиваются  страховые взносы, и соответствующему  увеличению доходов пенсионной  системы;

- улучшение качества здравоохранения  и профилактики заболеваемости  с целью сокращения высокой  смертности мужчин в трудоспособном  возрасте;

- опережающее повышение  производительности труда и увеличение  заработной платы, что в условиях  демографического кризиса и сокращения  числа работающих позволяет обеспечить  достойный уровень пенсий;

- мероприятия по сокращению  теневой экономики и недопущению  сокрытия зарплаты;

- обеспечение роста занятости,  создание новых рабочих мест  и снижение уровня безработицы,  недопущение теневой занятости  и сокращение рабочих мест  с вредными, тяжелыми и опасными  условиями труда;

- предотвращение инфляции, ведущей к обесцениванию пенсионных  прав и снижению покупательной  способности пенсий.

Перечисленные и др. меры управления внешними факторами могут  применяться как в комплексе, так и отдельно, в зависимости  от конкретных социально-демографических  и экономических условий и  проблем в пенсионной системе.

Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две  главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.

Это условие выполняется  и в зарубежных странах: нет ни одной развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без  прямой или косвенной поддержки  государства в условиях переходного  периода (например, из федерального бюджета Германии финансируются пенсии получателей в Восточной Германии и дефицит, связанный с демографическими рисками).

Дефицит бюджета ПФР в  условиях второго этапа пенсионной реформы, осуществляемого в 2010 г., не имеет угрожающих размеров на протяжении всего прогнозного периода. И  хотя в 2010 г. он составляет 1,3 трлн. руб. (около 2,9% ВВП), но обусловлен объективными факторами: переносом срока введения актуарно обоснованного при разработке второго этапа пенсионной реформы  тарифа страховых взносов 26% с 2010 г. на 2011 г. Из-за этого 75% дефицита будут  связаны с нехваткой средств  солидарной части тарифа на финансирование фиксированного базового размера страховой  части трудовой пенсии.

В 2011 г. дефицит бюджета  ПФР снизится до 1,8% ВВП и нехватка солидарной части тарифа на выплату  фиксированного базового размера страховой  части трудовой пенсии сократится до 50% дефицита бюджета ПФР. В дальнейшем дефицит будет неуклонно сокращаться, хотя совсем не исчезнет, если не будут  приняты меры по дальнейшему развитию пенсионной реформы (в 2050 г. он составит 1,25% ВВП). Для ликвидации текущего дефицита (без учета совершенствования  пенсионной системы), с сугубо актуарных позиций, тариф должен поддерживаться на уровне 32-34% в зависимости от макроэкономических параметров.

Избежать повышения тарифа для ликвидации дефицита на выплату  фиксированного базового размера страховой  части трудовой пенсии могло бы увеличение в 2011 г. соотношения работающих и  пенсионеров с 1,27 до 1,89 (рост численности  наемных работников должен составить 22,6 млн. чел.).

Вторым фактором дефицита бюджета ПФР являются возрастающие отчисления на формирование накопительной  части трудовой пенсии для будущих  пенсионеров (тариф на которые составляет 6% для лиц 1967 г. рождения и моложе). В текущем году страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составят 24% от объема дефицита бюджета ПФР по распределительной  составляющей.

В России в отличие от всех стран, внедривших накопительный  компонент, компенсация выпадающих ресурсов на финансирование обязательств по распределительному компоненту по причине изъятия страховых поступлений  изначально не была прямо предусмотрена  в законе, хотя косвенный механизм функционировал до 2005 г.

В конце 2009 г. величина солидарного  коэффициента замещения среднего размера  трудовой пенсии по старости по Российской Федерации составляла 35,3%, в 20 субъектах  Федерации находилась между 30 и 40% среднего заработка в регионе, а в 55 –  превышала 40%. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом  по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22%.

Для поддержания коэффициента замещения на уровне хотя бы 35% потребуется  либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов: на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и т.д., либо усиление внешних  по отношению к пенсионной системе  демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).

Таким образом, сравнение  российского солидарного коэффициента замещения с международными нормами, по меньшей мере, некорректно, т.к. в  нем учитывается пенсия лиц, не выработавших 30 лет страхового стажа, которые  составляют 23% от числа получателей  трудовой пенсии по старости.

Рассчитать коэффициент  замещения по международной методологии  в настоящее время невозможно, т.к. в советский период не осуществлялся  учет заработка в течение всего  трудового стажа, а для назначения пенсии брались только лучшие 2 или 5 лет. Этот показатель можно будет  использовать не ранее 2032 г. для застрахованных лиц, формировавших свои пенсии в  новых, постсоветских условиях. По оценкам, его величина составит в 2032 г. 34%, а  к 2050 г. снизится до 32%.

В этой связи представляется необходимым осуществить нормативное  закрепление методологии определения  коэффициента замещения пенсией  утраченного заработка в целях  обеспечения сопоставимости его  расчета с международными нормами.

Однако независимо от методики расчета коэффициент замещения, действительно, имеет тенденцию  к снижению. И обусловлена эта  тенденция, в первую очередь, демографическим  старением населения, ведущим к  росту числа пенсионеров и  сокращению занятых и соответственно – расходованию уменьшающихся поступлений  средств в пенсионную систему  на больше число пенсионеров.

За период с 1991 г. по 2009 г. средний возраст населения России увеличился с 34,6 лет до 38,3 лет. Коэффициент  старения возрос за рассматриваемый  период с 16,3% до 17,31%. В настоящее время  Россия находится на предпоследнем  – «высоком уровне демографической  старости». Последний – «очень высокий  уровень демографической старости»  начинается с 18%. Женщины России этот уровень перешли значительно  раньше начала 90-х годов прошлого века (коэффициент старения для них  составляет 21,3%).

Постепенное снижение доли дефицита бюджета ПФР в ВВП (до 1,25 к 2050 г.) и более плавное, чем  прогнозировалось в прошлые годы, снижение коэффициента замещения, помимо повышения тарифа страховых взносов  связано с долгосрочными результатами реализации Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, в которой поставлены целевые  ориентиры стабилизации демографической  ситуации:

- увеличить ожидаемую  продолжительность жизни до 75 лет;

- увеличить в 1,5 раза  по сравнению с 2006 годом суммарный  коэффициент рождаемости;

- снизить в 1,6 раза по  сравнению с 2006 годом уровень  смертности;

- обеспечить миграционный  прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

В рамках реализации Концепции  демографической политики Российской Федерации для стимулирования повышения  рождаемости через ПФР предоставляется  материнский (семейный) капитал в  связи с рождением не менее  двух детей. Эта мера привела к  определенному положительному эффекту: несмотря на снижение с 2006 г. по 2008 г. численности  женщин репродуктивного возраста на 1,6%, число родившихся возросло с 38 до 45 на 1000 женщин данного возраста. Число  родившихся в 2009 г. составило 1764 тыс. чел. против 1480 в 2006 г.

Однако благотворное влияние  роста рождаемости на пенсионную систему скажется лишь спустя 20 лет, когда нынешние новорожденные начнут трудовую деятельность.

Кроме того, рост рождаемости  является не настолько значительным, чтобы заметно повлиять на соотношение  работающих и пенсионеров в условиях старения населения. Но он позволяет  ожидать переноса сроков демографического кризиса с 20-х на середину 30-х годов.

Одной из наиболее эффективных  мер государственного регулирования  финансовой устойчивости пенсионной системы  в краткосрочном периоде могла  бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР  более чем на 0,9 трлн. руб.

Разработка комплекса  мероприятий по дальнейшему совершенствованию  пенсионной системы должна быть непосредственно  взаимоувязана не только внутри нее, но и с базовыми макроэкономическими  параметрами развития страны, и строго синхронизирована на долгосрочную перспективу (весь период пенсионной реформы). Поэтому  особое значение имеет согласование всех этапов пенсионной реформы с  макроэкономическими тенденциями  в каждый конкретный период, что  определено действующим Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

Назрела необходимость формирования института долгосрочного макроэкономического  прогнозирования. В ряде стран для  такого прогнозирования используются тренды развития, проявляющиеся, прежде всего, в системах пенсионного обеспечения, являющихся наиболее долгосрочными  по своим функциональным конструкциям.

Информация о работе Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития