Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР;
- Проанализировать деятельность ПФР;
Введение.
1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
4. Государственное регулирование пенсионной системы.
5. Совершенствование пенсионной системы РФ.
5.1 Пути развития пенсионной системы.
5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.
Заключение.
Содержание
Введение.
1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
4. Государственное регулирование пенсионной системы.
5. Совершенствование пенсионной системы РФ.
5.1 Пути развития пенсионной системы.
5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Переход России к рыночной
экономике потребовал адекватного
реформирования пенсионной системы, преобразования
ее из советской системы
Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы.
Понятно, что все эти изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей, всех россиян. Естественно их желание понять, что принесет реформа, на какую пенсию они могут рассчитывать. Между тем однозначных и надежно предсказуемых ответов на эти животрепещущие вопросы сегодня нет.
Именно поэтому тема данной работы актуальна на сегодняшний день.
Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР;
- Проанализировать деятельность ПФР;
- Рассмотреть перспективу развития пенсионной системы в российской экономике.
Работа состоит из пяти глав, последовательно раскрывающих данную тему, введения, заключения.
1.Специфические
проблемы построения
Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
Правовой институт досрочных пенсий, связан с презумируемой утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека:
Численность получателей досрочных пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов ПФР.
Форма собственности предприятий,
на которых работают указанные лица,
в ходе рыночных преобразований изменилась
с государственной на частную (или
смешанную), но льготы по выходу на пенсию
сохранились за счет государства, а
не собственника. В результате государство
фактически субсидирует новым собственникам
привлечение работников в неблагоприятные
производственно-
Наличие огромного числа
получателей досрочных (льготных) пенсий
по условиям труда, факторам производственной
среды, медико-биологическим и
В целом в настоящее время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, включая: 10,5 млн. чел. – получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда – 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. – получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. – получатели пенсий по случаю потери кормильца.
В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории получателей составляют примерно столько же - 42,5%. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ¾ - на тех же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.
Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации действует эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста.
Данная формула основана
на принципе прямого, ничем не ограниченного
роста пенсионных обязательств перед
застрахованным лицом, исходя из объема
уплаченных за него страховых взносов
в ПФР. Это, по своей сути, аналог
банковского депозита – сколько
страховых взносов перевел
То есть, чем больше период
и объем страховых отчислений,
тем больше размер обязательств ПФР
перед будущими пенсионерами. При
сокращении числа работников, за которых
уплачиваются страховые взносы, ПФР
не будет располагать необходимыми
доходными источниками для
В условиях применения эквивалентной пенсионной формулы меры по повышению возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.
Негативное влияние
Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.
Таким образом, в ответ
на глобальные демографические вызовы
развитые зарубежные пенсионные системы
осуществили параметрические
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
Положение о Пенсионном фонде
Российской Федерации утверждено постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г.
В соответствии с Положением Пенсионный
фонд РФ подчинен Правительству РФ.
Пенсионный фонд является самостоятельным
финансово-кредитным
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФ РФ входят:
- целевой сбор и аккумуляция
страховых взносов, а также
финансирование расходов в
- организация работы по
взысканию с работодателей и
граждан, виновных в
- капитализация средств
ПФ РФ, а также привлечение
в него добровольных взносов
(в том числе валютных
- контроль с участием
налоговых органов за
- межгосударственное и
международное сотрудничество
На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:
1) закрепить за Пенсионным
фондом РФ и его
2) рекомендовать органам
исполнительной власти
Таким образом, Президент
РФ, издав Указ, наделил Пенсионный
фонд РФ полномочием по начислению
и выплате государственных
Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Следовательно, этот Указ будет действовать до издания соответствующего федерального закона.
Основными задачами управления
Пенсионного фонда в
¦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
¦ взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
Информация о работе Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития