Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР;
- Проанализировать деятельность ПФР;

Содержание

Введение.
1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.
2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.
3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
4. Государственное регулирование пенсионной системы.
5. Совершенствование пенсионной системы РФ.
5.1 Пути развития пенсионной системы.
5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГРЭ.docx

— 55.36 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение.

1. Специфические проблемы построения российской пенсионной системы.

2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.

3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

4. Государственное регулирование пенсионной системы.

5. Совершенствование пенсионной системы РФ.

5.1 Пути развития пенсионной системы.

5.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход России к рыночной экономике потребовал адекватного  реформирования пенсионной системы, преобразования ее из советской системы государственного пенсионного обеспечения в систему  обязательного пенсионного страхования, способную самостоятельно, без участия государства, адаптироваться к циклическому характеру рыночного развития.

Российская пенсионная система  находится на этапе радикальной  модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические  механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов  правоотношений. Формируется принципиально  новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие  процессы.

Понятно, что все эти  изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей, всех россиян. Естественно их желание  понять, что принесет реформа, на какую  пенсию они могут рассчитывать. Между  тем однозначных и надежно предсказуемых ответов на эти животрепещущие вопросы сегодня нет.

Именно поэтому тема данной работы актуальна на сегодняшний день.

Цель работы: охарактеризовать пенсионную систему РФ, современное состояние и перспективы развития.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

- Исторические особенности деятельности ПФР;

- Проанализировать деятельность ПФР;

- Рассмотреть перспективу развития пенсионной системы в российской экономике.

 Работа состоит из пяти глав, последовательно раскрывающих данную тему, введения, заключения.

 

1.Специфические  проблемы построения российской  пенсионной системы.

Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры  расходов бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации, вследствие значительного  количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного  возраста.

Правовой институт досрочных  пенсий, связан с презумируемой утратой  профессиональной трудоспособности ранее  достижения общего пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека:

  • вредных, тяжелых и опасных условий труда (Списки № 1 и № 2, т.н. «малые списки»);
  • различного рода факторов производственной среды, связанных с постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой и высокой степенью ответственности за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);
  • медико-биологических и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные карлики, лица, длительное время проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей  досрочных пенсий в настоящее  время достигла 34% от числа пенсионеров  по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя  расходов ПФР.

Форма собственности предприятий, на которых работают указанные лица, в ходе рыночных преобразований изменилась с государственной на частную (или  смешанную), но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а  не собственника. В результате государство  фактически субсидирует новым собственникам привлечение работников в неблагоприятные производственно-технологические и климатические условия.

Наличие огромного числа  получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим  объемом накопленных, в силу ранее  действовавшего законодательства, «нестраховых»  государственных обязательств, которые  в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками  финансирования.

В целом в настоящее  время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей  трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст  не влияет, включая: 10,5 млн. чел. – получатели досрочных пенсий по старости (в  том числе работники, занятые  на работах с тяжелыми и опасными условиями труда – 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с  вредными условиями труда и в  горячих цехах – 1,98 млн. чел.), а  также 3,9 млн. чел. – получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. – получатели пенсий по случаю потери кормильца.

В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории  получателей составляют примерно столько  же - 42,5%. При этом более 73% получателей  досрочных пенсий по старости, не достигших  общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ¾ - на тех  же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.

Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации  действует эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста.

Данная формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного  роста пенсионных обязательств перед  застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов  в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского депозита – сколько  страховых взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в  ПФР, столько затем работник при  наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

То есть, чем больше период и объем страховых отчислений, тем больше размер обязательств ПФР  перед будущими пенсионерами. При  сокращении числа работников, за которых  уплачиваются страховые взносы, ПФР  не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

В условиях применения эквивалентной  пенсионной формулы меры по повышению  возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как  уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

Негативное влияние демографической  ситуации и недостатков пенсионной системы усугубляется неблагоприятной  макроэкономической ситуацией: важнейшие  для развития пенсионной системы  макропараметры не достигнуты. Самый  главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2009 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей  силы остается крайне низкой (соотношение  средней заработной платы в экономике  с прожиточным минимумом трудоспособного  населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2008 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет  большинству населения осуществлять накопления (в том числе для  пенсионных целей).

Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности  экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.

Таким образом, в ответ  на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные пенсионные системы  осуществили параметрические реформы. Однако российская пенсионная система  по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического  характера, а также огромного  груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать  уникальный комплекс мероприятий, который  выходит далеко за пределы зарубежного  опыта повышения пенсионного  возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические  вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая  пенсионная реформа, в ходе которой  последовательно реализуются базовые  принципы социального страхования.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР.

 

Положение о Пенсионном фонде  Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей  в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный  закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

- организация работы по  взысканию с работодателей и  граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализация средств  ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФ  РФ страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- межгосударственное и  международное сотрудничество РФ  по вопросам, относящимся к компетенции  ПФ РФ, участие в разработке  и реализации в установленном  законом порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий.

На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура  Пенсионного фонда Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным  пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:

1) закрепить за Пенсионным  фондом РФ и его территориальными  органами полномочия по выплате  государственных пенсий;

2) рекомендовать органам  исполнительной власти субъектов  РФ заключить с Пенсионным  фондом РФ соглашения о передаче  территориальным органам Пенсионного  фонда РФ полномочия по назначению  и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей  реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся  вопросами назначения и выплаты  государственных пенсий, на работу  в территориальные органы Пенсионного  фонда РФ.

Таким образом, Президент  РФ, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным  органам социальной защиты -- собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял  передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Следовательно, этот Указ будет действовать до издания соответствующего федерального закона.

Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном  округе являются:

¦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного  фонда в федеральном округе;

¦ взаимодействие с полномочным  представителем Президента Российской Федерации;

Информация о работе Российская пенсионная система: современное состояние и перспективы развития