Российская муниципальная служба на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Задача: рассмотреть деятельность муниципальных служащих на современном этапе.
Цели:
1.Проанализировать нормативно-правовую базу
2.Выяснить понятие муниципальный служитель
3.Изучить особые условия работы муниципального служителя и требования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации 4
1.1.Понятие муниципальной службы как вида публичной службы 4
1.2.Принципы организации и функционирования муниципальной службы 7
Глава 2. Специальные вопросы прохождения муниципальной службы, обусловленные ее публичным характером 24
2.1. Особые условия работы муниципальных служащих 24
2.2. Правовое регулирование деятельности муниципальных служащих 28
Глава 3. Российская муниципальная служба на современном этапе: преемственность, правовое регулирование, специфика категорий 30
Заключение 41
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 Если сравнивать обучение государственных и муниципальных служащих на предмет соответствия учебных планов и программ, то, на наш взгляд, основные отличия должны быть продиктованы квалификационными требованиями, предъявляемыми к субъектам этих видов публичной службы. Так, исходя из того, что основная функция государственного служащего — управление посредством нормативного регулирования, ему необходимы, в первую очередь, глубокие знания в области права, политологии, макроэкономики, общей теории управления и умение на их основе участвовать в разработке и реализации государственной политики. Муниципальный же служащий должен, прежде всего владеть формами и методами текущего непосредственного управления хозяйством и социальной сферой своего муниципального образования, поскольку его основная функция — управление посредством право применения. Муниципальный служащий должен быть ближе, чем государственный, к текущей жизни местного сообщества, быстрее и адекватнее реагируя на изменение ситуации. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением В. М. Манохина о том, что у муниципального служащего и государственного различный организационный и территориальный характер деятельности. Первый заключается в создании в соответствии с уставами муниципальных образований органов местного самоуправления. Второй определяется и ограничивается границами муниципального образования.

 В процессе совершенствования содержательной стороны обучающей программы для муниципальных служащих через введение инновационных спецкурсов и нетрадиционных форм преподавания мы исходим из постоянной практики общения с работниками администраций и депутатами представительных органов власти муниципального образования. Сегодня состояние кадрового состава муниципалитета характеризуется довольно низким уровнем правовой и управленческой культуры. Именно поэтому необходимо ввести в образовательный процесс как можно больше юридических и управленческих дисциплин.

 Мы столкнулись, например, с тем, как неясности теоретического и законодательного определения должностного лица, порождающие множественное толкование данного понятия, сопровождаются массовыми нарушениями прав местного сообщества.

 Прежде чем говорить о должностном лице муниципального образования, надо обратиться к такой важной категории, как должность. В теории административного права сложилось определенное понимание должности как организационного звена, связывающего определенную структуру с физическим лицом — служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия.

 Лицо, замещающее публичную должность, обязано руководствоваться не личными интересами, а поставленными перед ним соответствующими органами публичной власти задачами. Как справедливо отмечает Ю. Н. Старилов: «Должность — это не доходное место, которое может содействовать росту материального благосостояния лица, ее занимающего. Обеспечение, гарантированное государством своим служащим, является следствием, а не целью должности».

 Публичная должность определяет границы деятельности служащего, зависит от сферы применения его компетенции. Права и обязанности муниципального служащего непосредственно связаны с удовлетворением публично-правовых интересов местного сообщества. Именно этот факт должен быть определяющим при понимании такой категории, как «муниципальная должность».

 Термин «должностное лицо» входит в понятийно-категориальный аппарат различных отраслей права. Однако законодательно закрепленное определение дается только в Уголовном кодексе РФ (прим. 1 к ст. 285), где под должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. По мнению Т. Г. Дауровой, в рамках единой правовой системы законодательные дефиниции одной отрасли права должны распространяться и на общественные отношения, регулируемые другими отраслями права. Она считает, что данное определение должностного лица распространяется на государственных и муниципальных служащих, выступающих в этом ранге. «Совершение многих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления этой категории должностных лиц существенно повышает общественную опасность содеянного». Однако такая точка зрения не бесспорна в силу того, что «уголовное законодательство имеет в виду не определение должностного лица, его прав и обязанностей в целом, а лишь установление возможностей повышенной ответственности для лиц, выполняющих функции, важные для государства».

 В свою очередь, ученые, занимающиеся проблемами административного права, признавая универсальность категории «должностное лицо», отмечают, что определение должностного лица в уголовном законодательстве — это определение для уголовной ответственности, уголовно-правовое определение. «Общего же понятия, — говорит В. М. Манохин, — как не было, так и нет».

 Такое понимание демонстрирует сугубо отраслевой подход к осмыслению такой комплексной категории, как «должностное лицо». Как правило, юристы, представляющие различные отрасли права, рассматривают данное понятие исключительно исходя из особенностей задач своей отрасли права. Это не может не привести к односторонней характеристике сущности и параметров функционирования должностного лица.

 Можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы должностного лица. Одни исследователи понимают под должностным лицом только руководителя. Другие включают в данное понятие практически всех служащих, занимающих какую-либо должность в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Недостатком ограничительного подхода является то, что должностными лицами могут быть не только руководители, но и лица, деятельность которых носит публично-правовой характер. В то же время расширительный подход неоправданно увеличивает круг должностных лиц, включая в него обслуживающий и технический персонал. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Подытоживая сказанное, можно констатировать, что муниципальная служба, отражая совокупность управленческих связей и отношений в местном сообществе, в силу специфики выполняемых задач отличается рядом особенностей.

  • Во-первых, муниципальная служба призвана выполнять как функции по удовлетворению публично-правовых интересов местного сообщества, так и задачи органов власти субъекта Федерации, а также задачи, имеющие общефедеральное значение.
  • Во-вторых, муниципальная служба является составной частью публичной службы, действуя по единым принципам, установленным федеральным законодательством.
  • В-третьих, служащие муниципальной службы, исходя из конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, при выполнении своих полномочий в пределах своей компетенции независимы от воздействия органов государства.
  • В-четвертых, в отличие от государственного служащего результаты деятельности муниципального служащего всегда конкретны, осязаемы для местного населения.
  • В-пятых, муниципальная служба представляет собой эффективную структуру социального обслуживания потребностей местного сообщества.

 Чтобы задействовать творческий потенциал народа, необходимо создать на местах условия, благоприятствующие активному участию населения в делах местных сообществ, а также воспитывать муниципальное чиновничество в духе профессионализма и порядочности.

 С принятием Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» сделан важный, но только первый шаг на очень непростом пути становления отечественной муниципальной службы, а вместе с тем и создания имиджа компетентного, отзывчивого чиновника. Сейчас очередь за законодательными органами субъектов Федерации и представительными органами местного самоуправления, которые посредством квалифицированной нормотворческой деятельности должны внести свой вклад в создание механизма правового регулирования муниципальной службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

  1. Закон РТ «О местном самоуправлении в РТ»  от 1 июля 2004 года.
  2. Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. - М., 1998. - 512с.;
  3. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сб. нормат. прав. актов. / Отв. ред. Л.И. Брычева. – М., 1998. – 783 с.;
  4. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  5. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта 1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506.
  6. ФЗ РФ «Об общих принципах организации МСУ в РФ», №131-ФЗ от 6 октября 2003 года;
  7. Законодательство о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации. М.,1997

Информация о работе Российская муниципальная служба на современном этапе