Российская муниципальная служба на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Задача: рассмотреть деятельность муниципальных служащих на современном этапе.
Цели:
1.Проанализировать нормативно-правовую базу
2.Выяснить понятие муниципальный служитель
3.Изучить особые условия работы муниципального служителя и требования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации 4
1.1.Понятие муниципальной службы как вида публичной службы 4
1.2.Принципы организации и функционирования муниципальной службы 7
Глава 2. Специальные вопросы прохождения муниципальной службы, обусловленные ее публичным характером 24
2.1. Особые условия работы муниципальных служащих 24
2.2. Правовое регулирование деятельности муниципальных служащих 28
Глава 3. Российская муниципальная служба на современном этапе: преемственность, правовое регулирование, специфика категорий 30
Заключение 41
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 Трудовой кодекс также регулирует порядок снятия дисциплинарного взыскания. Исходя из ч. 1 ст. 194, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим такового. Издания для подтверждения этого факта какого-либо специального акта руководителя не требуется. В то же время если данному служащему в течение указанного срока будет объявлено новое взыскание, то ранее объявленное дисциплинарное взыскание не снимается.

 Дисциплинарное взыскание может быть снято и раньше, чем через год. Это может сделать представитель нанимателя, как по собственной инициативе, так и по просьбе самого служащего, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа муниципальных служащих.

10. Принцип  внепартийности муниципальной службы

 Данный принцип является заключительным в перечне, приведенном в ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Суть его заключается в том, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений. Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

 Муниципальным служащим запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 14 закона), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п. 13 ч. 1 ст. 14 закона). В то же время принцип "политической нейтральности" муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего внеслужебных целях.

 Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. Чаннова С.Е. - М., 2007..Подводя итоги, отметим, что принципы муниципальной службы в целом схожи с принципами государственной гражданской службы, что подчеркивает взаимосвязь этих видов публичной службы.  

 Глава 2. Специальные вопросы прохождения муниципальной службы, обусловленные ее публичным характером

2.1. Особые условия работы муниципальных служащих.

 Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности, которые, как мы уже говорили выше, обусловлены ее публичным характером. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу.

 Прежде всего, согласно статье 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает следующие условия, необходимые для поступления на муниципальную службу:

достижение  возраста 18 лет;

владение  государственным языком РФ;

соответствие  квалификационным требованиям, установленным  для замещения должностей муниципальной  службы;

отсутствие  обстоятельств, исключающих возможность  быть принятым на муниципальную службу.

 В указанной статье речь идет исключительно о гражданах Российской Федерации. Поступление на муниципальную службу и ее прохождение (как и государственной службы) традиционно связано с наличием у лица российского гражданства. Утрата гражданства Российской Федерации является безусловным основанием к прекращению служебных отношений. Однако, по смыслу статей 13 («ограничения, связанные с муниципальной службой») и 19 («основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим»)

 Закона правом поступления на муниципальную службу также обладают граждане иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

 Законом о муниципальной службе установлен повышенный по сравнению с трудовым законодательством возраст поступления на муниципальную службу - 18 лет (по Трудовому кодексу полная трудовая дееспособность наступает с 16 лет). Как отмечают некоторые авторы, это связано с высокой ответственностью муниципальных служащих за выполнение должностных обязанностей по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, особыми требованиями, предъявляемыми к муниципальным служащим Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" / Под ред. А.Н. Козырина / Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2007..Новым требованием, которое ранее не было предусмотрено Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", является владение гражданином, поступающим на муниципальную службу, государственным языком Российской Федерации.   Кроме того, лицо, поступающее на муниципальную службу, должно соответствовать определенным квалификационным требованиям.                      Эти квалификационные требования предъявляются:

  • к уровню профессионального образования;
  • стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности;
  • профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей.

 Нужно заметить, что ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, что обеспечивается, в том числе, посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

 Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона).

 Наконец, для поступления на муниципальную службу необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу. Эти обстоятельства названы в ст. 13 Закона о муниципальной службе и представляют собой ограничения, связанные с муниципальной службой. В качестве ограничений новый Закон закрепляет обстоятельства, в силу которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе. Так, согласно ст. 13 к таким обстоятельствам относятся:

1) признание  недееспособным или ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим  в законную силу;

2) осуждение  к наказанию, исключающему возможность  исполнения должностных обязанностей  по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказ  от прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  федеральными законами тайну,  если исполнение должностных  обязанностей по должности муниципальной  службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие  заболевания, препятствующего поступлению  на муниципальную службу или  ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое  родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также  братья, сестры, родители и дети  супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной  службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращение  гражданства Российской Федерации,  прекращение гражданства иностранного  государства - участника международного  договора Российской Федерации,  в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора

 

Российской  Федерации, в соответствии с которым  гражданин Российской Федерации, имеющий  гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличие  гражданства иностранного государства  (иностранных государств), за исключением  случаев, когда муниципальный  служащий является гражданином  иностранного государства - участника  международного договора Российской  Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представление  подложных документов или заведомо  ложных сведений при поступлении  на муниципальную службу;

9) непредставление  установленных законом сведений  или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Нужно заметить, что в отличие от Закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» Закон  о муниципальной службе допускает  продление срока нахождения на муниципальной службе граждан, достигших предельного возраста. При этом, хотя однократное продление срока нахождения на муниципальной службе допускается не более чем на один год, не устанавливается какого либо ограничения количества таких продлений. Поэтому, установленный Законом предельный возраст преимущественно касается лиц, поступающих на муниципальную службу.  

2.2. Правовое  регулирование деятельности муниципальных служащих.

 Статья 32 Закона о муниципальной службе называет следующие приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы:

1) назначение  на должности муниципальной службы  высококвалифицированных специалистов  с учетом их профессиональных  качеств и компетентности;

2) содействие  продвижению по службе муниципальных служащих;

3) повышение  квалификации муниципальных служащих;

4) создание  кадрового резерва и его эффективное  использование;

5) оценка  результатов работы муниципальных  служащих посредством проведения  аттестации;

6) применение  современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

 Как нам представляется указанные направления реализуются посредством трех основных административных процедур:

конкурсный  отбор на замещение вакантной  должности муниципальной службы;

аттестация  муниципальных служащих;

создание  и эффективное использование  кадрового резерва муниципальной  службы.

 К сожалению, Закон не содержит каких-либо положений о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, что также способствовало бы формированию высокопрофессионального кадрового состава муниципальной службы.

 Кроме того, следует отметить, что из названных процедур только аттестация носит обязательный характер. Конкурс на замещение вакантной должности и работа с кадровым резервом предусмотрены лишь на уровне потенциальной возможности. Так, согласно ст. 17 Закона о муниципальной службе при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Таким образом, Закон предусматривает лишь абстрактную возможность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы.

 Следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что подобный подход, вполне обоснованный применительно к трудовым отношениям, представляется совершенно неприемлемым в отношении публичной службы, разновидностью которой является служба муниципальная Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Реформирование законодательства о муниципальной службе как составная часть административной реформы // Административное право. 2007. № 1.. 

Информация о работе Российская муниципальная служба на современном этапе