Роль здравоохранения в повышении качества жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблем здравоохранения в повышении уровня жизни населения.

Соответственно задачи данной работы:

1) раскрыть суть роли здравоохранения в повышении качества

жизни населения;

2) проанализировать обеспеченность населения медицинской помощью;

3) рассмотреть методики оценки качества жизни населения;

4) рассмотреть методики оценки уровня здоровья населения;

5) дать рекомендации по повышению уровня здоровья населения.

Содержание

Ведение 5

1 Теоретические основы роли здравоохранения в повышении качества

жизни населения 6

2 Анализ обеспеченности населения медицинской помощью 9

2. 1 Методики оценки качества жизни населения 9

2. 2 Методики оценки уровня здоровья населения 15

2. 3 Интегральный показатель уровня общественного здоровья 16

2. 4 Взаимосвязь здоровья и качества жизни 25

2. 5 Взаимосвязь здравоохранения и качества жизни 26

3 Анализ качества жизни и уровня здоровья в Воронежской области 28

4 Рекомендации по повышению уровня здоровья, жизни населения 35

5 Расчет себестоимости медицинской услуги «Консультативный прием

невролога» 46

Заключение 51

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсяк по ЭЗ мой.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

      Сократилась покупательная способность и  по многим видам непродовольственных товаров: по мужским сорочкам (на 37%), детским курткам (на 33%), мужским курткам (на 32%), хозяйственному мылу (на 24%), женским юбкам (на 20%), джемперам для взрослых (на 18%), мужским костюмам (на 16%), детским платьям, мужским брюкам и женским сапогам (на 15%), стиральным машинам и телевизорам цветного изображения (на 14%), женским блузкам (на 13%), сигаретам с фильтром (на 10%), женским пальто и электропылесосам (на 7%), мужским ботинкам (на 6%); возросла она по холодильникам (на 8%) и бензину (на 15%).  
На рынке платных услуг наблюдалось уменьшение покупательной способности денежных доходов населения по плате за водоснабжение и канализацию (на 55%), горячее водоснабжение (на 49%), электричество (на 15%), абонентской плате за домашний телефон (на 13%), плате за жильё (на 12%), отопление (на 11%). Средний житель области на свои денежные доходы мог совершить в городском автобусе на 112 поездок меньше, чем в январе-марте 2008 года.

      Демография  ситуация. Численность постоянного населения области на начало 2009 года составила 2270 тыс.человек, что на 0.5 процента ниже соответствующей даты предыдущего года. В первом квартале текущего года в области по-прежнему наблюдалась естественная убыль населения, которая уменьшилась против аналогичного периода 2008 года на 10.8 процента.

      Число родившихся увеличилось на 6.2 процента и составило 5.4 тыс.младенцев. Коэффициент  рождаемости увеличился с 9.1 до 9.7 промилле. Смертность населения составила 10.3 тыс.человек, что на 2.6 процента ниже января-марта 2008 года. Общий коэффициент смертности уменьшился с 18.6 до 18.3 промилле. Младенческая смертность уменьшилась на 18.6 процента и составила 35 детей. Коэффициент младенческой смертности уменьшился с 8.3 до 6.3 промилле.

      Основными причинами смертности взрослого  населения явились болезни системы кровообращения (63.1% от общего числа умерших), новообразования (11.3%), несчастные случаи, отравления и травмы (8.9%), болезни органов дыхания (4.8%).

      Причинами смерти каждого второго ребенка  явились состояния, возникающие в перинатальном периоде, и каждого четвертого – врожденные аномалии, т.е. болезни, тесно связанные со здоровьем матери.

      В январе-марте в области зарегистрировано 2.9 тысячи браков и 3.2 тысячи разводов. По сравнению с январем-мартом 2008 года число заключенных браков увеличилось на 3.7 процента, а число разводов – на 9.5 процента.  
Миграционный прирост населения области по сравнению с первым кварталом предыдущего года уменьшился на 23.1 процента. В обмене мигрантами в пределах России число прибывших на 0.7 процента больше, чем выбывших. Миграционный прирост из стран СНГ и Балтии снизился на 21.7 процента. Наиболее значительный приток мигрантов наблюдался из Киргизии (18.7%), Украины (18.5%),Узбекистана (17.2%) и Казахстана (15.1%).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4 Рекомендации по повышению уровня здоровья, жизни населения 

      1. Улучшение демографической ситуации  и положения семей с детьми, а также детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

        Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и регулирования миграции населения; на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

      Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.

      Главными  тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2008-2010 годы в достижении вышеуказанной цели являются [7]:

  • содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
  • содействие снижению смертности, в первую очередь от предотвратимых причин;
  • укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

      2. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.

      В соответствии  с Бюджетным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году», «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» и решений, принятых Президентом Российской  Федерации  и Правительством Российской Федерации по вопросам развития российского здравоохранения предусматривается [7]:

  • завершить на основе стандартизации отработку финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;
  • определить источники и порядок финансирования расходов на проведение мероприятий, по переводу стационарных медицинских учреждений на преимущественно одноканальное финансирование в пилотных территориях;
  • выработать механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления здравоохранением и источников финансирования здравоохранения на основе системы персонифицированного учета расходов в сфере социального страхования, связанного с медицинской, санаторно-курортной, лекарственной помощью населению.

      Для этого предусматривается решить ряд задач:

  • продолжить создание персонифицированного учета медицинской помощи населению Российской Федерации, включив в этот процесс стационарное звено;
  • осуществить перевод учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторно–поликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества;
  • внедрить стандарты оказания медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат;
  • создать преимущественно одноканальную систему финансирования здравоохранения;
  • привести существующую материально–техническую базу медицинских учреждений в соответствие с табелем оснащения;
  • внедрить элементы частичного фондодержания на амбулаторно–поликлиническом этапе оказания медицинской помощи.

      Основными направлениями реализации пилотного  проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, являются следующие:

  • ориентация на конечный результат с поэтапным переходом учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;
  • осуществление на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений частичной аккумуляции средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи, на основе финансирования по подушевому нормативу и создание системы внутри- и  межучрежденческих взаиморасчетов;
  • реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов труда;
  • обеспечение учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества.

      3. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи

      Доступность и качество медицинской помощи будут  обеспечиваться за счет повышения структурной  эффективности функционирования системы  здравоохранения, переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, развития первичной медико-санитарной помощи, которая создает условия для улучшения и сохранения здоровья населения.

      На  решение данной задачи направлены мероприятия, осуществляемые в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, основные мероприятия и параметры которого утверждены решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.[7]

      1. Приоритет «Развитие первичной медицинской помощи», который включает в себя следующие мероприятия:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики (семейных врачей), врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых;
  • осуществление денежных выплат врачам общей практики (семейным врачам), врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам участковым врачей – терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей – педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейным врачам);
  • осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи»;
  • оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений;
  • оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями;
  • профилактика ВИЧ - инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
  • иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок;
  • обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз;
  • дополнительная диспансеризация населения (граждан), работающих в бюджетной сфере;
  • проведение дополнительных медицинских осмотров работающих во вредных и (или) опасных производственных факторах;
  • оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также диспансерное наблюдение детей первого года жизни.

      2. Приоритет «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью», состоящий из следующих мероприятий:

  • строительство федеральных центров высоких медицинских технологий (по профилям сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование);
  • увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

      Повышение доступности для населения высокотехнологичной  медицинской помощи будет осуществлено за счет внедрения  новых  технологий, снижения сроков ожидания этих видов помощи, развития высокотехнологичных медицинских услуг.

      3. Реализация информационной поддержки  и управления проектом, имеющая в своем составе следующие мероприятия:

  • информационная поддержка проекта;
  • управление проектом.

      Введение  системы учета объемов оказанной  медицинской помощи будет способствовать прогнозированию сети учреждений здравоохранения исходя из объемов и видов медицинской помощи в зависимости от заболеваемости (онкологические, кардиологические и т.д.) категорий населения (дети, женщины и т.д.), тем самым, обеспечивая повышение доступности медицинской помощи.

      Повышению качества медицинской помощи будет  способствовать система управления качеством медицинской помощи на основе единой системы стандартизации медицинской помощи и осуществления перехода от содержания лечебно–профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по объему и качеству ее оказания, вне зависимости от места ее предоставления.

      Планируется увеличить число посещений, в  том числе профилактических, что  будет способствовать раннему выявлению заболеваний, снижению числа обострений и осложнений при хронической патологии.

      Предусматривается повысить эффективность использования  коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре, сократить необоснованные случаи госпитализации), в том числе за счет восстановительного лечения, долечивания в условиях санатория (реабилитация).

      Показателями  задачи «Обеспечение доступности и  качества медицинской помощи» являются: средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания; доля посещений к врачам, сделанных с профилактической целью; подушевой норматив финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; запущенность онкологической патологии; заболеваемость активным туберкулезом; удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи; охват населения прививками против гриппа.

Информация о работе Роль здравоохранения в повышении качества жизни населения