Роль здравоохранения в повышении качества жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблем здравоохранения в повышении уровня жизни населения.

Соответственно задачи данной работы:

1) раскрыть суть роли здравоохранения в повышении качества

жизни населения;

2) проанализировать обеспеченность населения медицинской помощью;

3) рассмотреть методики оценки качества жизни населения;

4) рассмотреть методики оценки уровня здоровья населения;

5) дать рекомендации по повышению уровня здоровья населения.

Содержание

Ведение 5

1 Теоретические основы роли здравоохранения в повышении качества

жизни населения 6

2 Анализ обеспеченности населения медицинской помощью 9

2. 1 Методики оценки качества жизни населения 9

2. 2 Методики оценки уровня здоровья населения 15

2. 3 Интегральный показатель уровня общественного здоровья 16

2. 4 Взаимосвязь здоровья и качества жизни 25

2. 5 Взаимосвязь здравоохранения и качества жизни 26

3 Анализ качества жизни и уровня здоровья в Воронежской области 28

4 Рекомендации по повышению уровня здоровья, жизни населения 35

5 Расчет себестоимости медицинской услуги «Консультативный прием

невролога» 46

Заключение 51

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсяк по ЭЗ мой.doc

— 359.50 Кб (Скачать)

      Чаще  всего органам местного самоуправления передаются государственные полномочия в социальной сфере, в сфере здравоохранения и лицензирования отдельных видов деятельности. Как правило, в социальной сфере органам местного самоуправления передаются государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения. Оценка качества жизни предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном (преимущественно ретроспективном) или в пространственном (межтерриториальном или межгрупповом) аспекте. Интегральный индекс качества жизни характеризует статическое состояние населения определенной территории в определенный момент времени и отражает динамику развития между измерениями. Проведение таких сопоставлений позволяет производить оценку влияния проводимых преобразований на жизнь населения на основе системы частных и комплексных индикаторов, характеризующих качество жизни отдельного человека, группы лиц, населения муниципального образования, региона или страны в целом. В настоящее время используются различные методики оценки качества жизни населения государства, регионов. Однако, судя по имеющимся публикациям, недостаточно уделяется внимания разработке методик по оценке качества жизни населения муниципального образования. Методики оценки качества жизни, используемые для межстрановых сравнений, не могут быть применены для муниципальных образований. Муниципальные образования, входящие в состав региона, существенно отличаются друг от друга. Поэтому для оценки уровня качества жизни населения и эффективности проводимых мероприятий в муниципальных образованиях необходима иная методика.[4]

      Ряд отечественных  и зарубежных ученых считают, что создание методики, способной охватить весь комплекс показателей качества жизни населения и пригодной для любой территории, практически невозможно. Свою позицию они обосновывают тем, что различие предметов потребления, неодинаковые экономические и социальные возможности, климатические условия и природные ресурсы не позволяют привести их к единому показателю. В соответствии с этим повышается актуальность как теоретических, так и эмпирических исследований, связанных с разработкой показателей качества жизни и созданием методик его оценки. Для выявления качества жизни населения муниципального образования и эффективности проводимой социальной политики в данной статье предложена система показателей, позволяющая проводить сравнительную оценку различных муниципальных образований во временном аспекте, а также определить уровень качества жизни населения региона в целом. При построении данной системы необходимо обеспечить следующие условия:

      – соответствие показателей целям  развития региона, муниципального образования;

      – возможность отражения с помощью  показателей всех процессов регионального и муниципального развития;

      – определение показателей на перспективу;

      – выражение показателей в абсолютных, относительных и удельных величинах, так как именно такая система наиболее адекватно отражает социально-экономические процессы, происходящие в регионе, в муниципальном образовании, позволяет использовать методы сравнения, анализа и т. п. для оценки устойчивого развития;

      –   разработку для расчета и анализа таких показателей, которые должны быть однозначно понимаемы и используемы для получения оценки по основным аспектам анализируемой ситуации.

      Ещё одним обязательным и существенным условием создания системы показателей качества жизни и социально-экономического развития является использование целевого подхода, когда соответственно целям региона, муниципального образования строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию. Обобщающим показателем, соответствующим этому требованию и в то же время характеризующим результаты проводимых преобразований, может служить степень достижения целевых уровней по частным показателям, отражающим различные аспекты жизнедеятельности населения. Методика оценки качества жизни населения муниципального образования должна включать в себя комплекс показателей экономического, социального и экологического блоков. В ряде публикаций предлагаются методы, учитывающие только индикаторы состояния социальной и экономической сфер. В других к названным индикаторам добавляются индикаторы состояния финансовой сферы. Однако в них не фигурируют экологические индикаторы, которые в значительной степени влияют на здоровье населения и, соответственно, на продолжительность трудовой деятельности и жизни в целом.  
В табл. 1 представлена система показателей оценки качества жизни отдельной территории  - региона, муниципального образования.[4]
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 1 – Система показателей оценки качества жизни региона, муниципального образования

      Генеральная цель       Цели  уровня 1       Цели  уровня 2       Система показателей
      Повышение качества жизни жителей региона, муниципального образования       1. Повышение эффективности региональной, муниципальной экономики       1.1 Увеличение рентабельности производства

      1.2 Развитие рыночной инфраструктуры

      1.3 Обеспечение финансовой устойчивости региона

      1.4 Повышение уровня инвестиций в обновление основных фондов

      1.5 Эффективное использование внешне-экономического потенциала

      1.6 Развитие наукоемких инновационных отраслей

      Х1.1 – индекс промышленного производства

      Х1.2 – динамика износа основных фондов

      Х1.3 – динамика ВРП на душу населения

      Х1.4 – инвестиции в основной капитал

      Х1.5 – динамика экспортно-импортной квоты региона

      Х1.6– доля расходов на научные исследования

      2. Достижение социальной стабильности муниципального образования       2.1 Увеличение денежных доходов населения

      2.2 Преодоление демографического кризиса

      2.3 Обеспечение комфортных условий жизни населения, в том числе коммунальными объектами

      2.4 обеспечение занятости населения

      2.5 развитие социальной инфраструктуры и уровня ее доступности

      Х2.1 – динамика реальных денежных доходов населения

      Х2.2 – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

      Х2.3 – динамика уровня безработицы

      Х 2.4– естественный прирост и продолжительность жизни населения

      Х 2.5– динамика обеспеченности жильем и коммунальной инфраструктуры

      Х 2.6– динамика численности ученых и студентов

 
 
 
 
 

 Продолжение таблицы 1

              3. Обеспечение экологической безопасности муниципального образования       3.1 Снижение экологического ущерба хозяйственной деятельности на территории

      3.2 Стимулирование соблюдения экологических стандартов и нормативов

      3.3 Рациональное использование природно-ресурсного потенциала

      3.4 Улучшение эпидемиологической обстановки в регионе

      Х3.1 – доля расходов на охрану окружающей среды в бюджете региона

      Х3.2 – состояние земельных ресурсов

      Х3.3 – динамика инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и региональное использование природных ресурсов

      Х3.4 – выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

      Х3.5 – динамика качества водных ресурсов

      Х3.6 и Х3.7 – объемы отходов и их обезвреживание

 

      Интегральный  показатель уровня качества жизни населения  в представленной системе определяется произведением индексов изменения частных критериев комплекса экономических (Кэкон), социальных (Ксоц) и экологических (Кэкол) показателей:

                                           Кинт = √Кэкон * Ксоц  * Кэкол                                                    (1)

      Динамичный прирост интегрального показателя качества жизни населения будет свидетельствовать об устойчивом развитии региональной системы и отражаться устойчивым положительным трендом функции прироста обобщенного показателя.

                                          Кинт (t + 1) > Кинт (t)                                                           (2)

      Таким образом, использование данной системы показателей позволяет оценить уровень качества жизни, степень достижения соответствующего уровня социально-экономического развития региона и определить факторы перехода экономики региона к устойчивому развитию. Расчеты выполняются с использованием программы Microsoft Excel. Построив матрицу значений в соответствии с представленной системой показателей за 1995–2006 гг. по 47 муниципальным образованиям, переведем их в систему стандартизированных значений соответствующих показателей по следующей формуле:

                                        Zij = xij – min(xij) / max(xij) – min(xij)                                   (3)

      где zij – стандартизированное значение j-го показателя за i год.

      При определении обобщенной оценки следует учитывать, что для стандартизированного значения негативного показателя (например, отрицательного естественного прироста используют следующую формулу расчета:

                                       Zij = max(xij) - xij / max(xij) - min(xij)                                    (4)

      На  основе стандартизированных значений определяется обобщающий показатель по выделенному критерию, по следующей формуле:

                                       Уk = ∑ zij / n                                                                            (5)

      где у – обобщающий показатель j-го муниципального образования, региона за i год по выделенному критерию; n - количество рассчитанных показателей (n = 19).

      Расчет  интегрального показателя производится по формуле (4) с использованием описанной методики, на основе статистических данных, что, в свою очередь, позволяет дать характеристику региона в целом.  

      2.2 Методики оценки уровня здоровья  населения

      В Российской Федерации не раз предпринимались  попытки оценить уровень здоровья населения путем разработки интегральных показателей.

      Опыт  отечественных исследований общественного здоровья выявляет различные тенденции в методике его оценки: постоянное расширение круга учитываемых показателей; сдвиг оценок общественного здоровья в сторону субъективных индикаторов, получаемых на основе социологических опросов; получение оценок общественного здоровья на основе комплексных медицинских осмотров; создание новых интегральных показателей; формирование систем на основе использования международных индикаторов, например индекса DALY.

      Все эти методы и подходы требуют сбора дополнительной информации, что усложняет и делает в принципе оценку общественного здоровья процессом более подходящим для научных исследований, чем для практического использования при планировании и финансировании системы здравоохранения и оценки его эффективности.

      В данной работе предлагается подход к оценке уровня общественного здоровья в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов. Это позволяет сравнивать полученные комплексные оценки общественного здоровья и социально-экономического развития. В основе данного подхода лежит методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов, разработанная Минэкономразвития России.

      Под общественным здоровьем понимается медико-социальный потенциал развития населения, включающий физическое, репродуктивное, психическое и духовное здоровье, измеряемый показателями состояния здоровья.[10]

      Методика  оценки уровня общественного здоровья включает в себя: расчет интегрального показателя уровня общественного здоровья; группировку регионов по уровням показателей смертности и заболеваемости населения; корреляционный анализ факторов, влияющих на ожидаемую продолжительность жизни при рождении (ОПЖ); сопоставление интегрального показателя уровня общественного здоровья с комплексной оценкой уровня социально-экономического развития регионов. [8]

      К показателям здоровья населения  относятся показатели смертности, заболеваемости и физического развития. Фактически уровень здоровья оценивается через показатели нездоровья. Поэтому предлагается рассчитывать и анализировать интегральные показатели, которые бы позволяли давать оценку общественного здоровья населения. [8]

      К наиболее измеряемым и проверяемым  можно отнести показатели смертности и заболеваемости населения по определенным классам и группам причин смерти и болезни.

      Показатели  физического развития, к сожалению, собираются и анализируются редко и несистемно. Поэтому включать их в ежегодный интегральный показатель общественного здоровья населения с практической точки зрения не представляется возможным. 

      2.3 Интегральный показатель уровня  общественного здоровья

      В количественном отношении общественное здоровье характеризуется в рамках данной методики показателями смертности и заболеваемости населения.

      Уровень общественного здоровья описывается соотношением двух обобщающих характеристик – интегральными показателями смертности и заболеваемости населения региона.[10]

Информация о работе Роль здравоохранения в повышении качества жизни населения