Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются понятие и сущность регулирования ВЭД, тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеторговой политики как способ защиты национальных интересов и роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Содержание

1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7

2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11

2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 11

2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 16

3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 22

4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа содержит 1 файл

роль тарифного и нетарифного регулирования.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     В качестве отдельной группы мер можно  рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные  меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

  1. Импортные квоты;
  2. Специальные пошлины;
  3. Антидемпинговые пошлины;
  4. Компенсационные пошлины.

     Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

     Среди мер нетарифного регулирования  ВЭД можно выделить категорию  мер, связанных с выполнением  таможенных или административных формальностей:

     1) Импортные налоги и сборы. К ним относятся:

  1. Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
    • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
    • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

     б) Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.

     в) Сертификация – ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.

     г) Предотгрузочная инспекция – в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.

     Существует  также ряд прочих мер нетарифного  регулирования, которые оказывают  влияние на участников ВЭД.

     Особое  место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

     Важной  составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической  деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению  к иностранным валютам.

     К числу мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

     В соответствии с законом «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

  • кредитование участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений:
  • финансовая поддержка,
  • налоговое стимулирование,
  • таможенно-тарифное стимулирование,
  • специальные мероприятия в поддержку экспорта
  • меры общеэкономического характера.

     В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности для развития национальных производителей, т.к. государство создают защитные меры для развития конкурентоспособности отечественной продукции.

     Нетарифные инструменты представляют собой меры, не использующие для достижения поставленных целей рыночные механизмы. Данные меры опираются на возможность использования внеэкономического принуждения (запреты, ограничения, эмбарго и т.п.). Иными словами, они воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью введения различных ограничений, влекущих за собой рост цены товара.

     На  современном этапе развития государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации конкретных задач социально-экономического государства. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - изменение ставок таможенного тарифа, порядка совершения валютных операций и т.п.

     Нетарифные меры используются в случае, если поставленных целей невозможно достигнуть с помощью экономических мер. Чаще всего административные меры применяются для обеспечения вышеупомянутых национальных интересов (национальной безопасности, публичного порядка, выполнения международных обязательств и т.д.).

 

3 ВЛИЯНИЕ  ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР  НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО  ПРОИЗВОДСТВА 

     Тарифное  и нетарифное регулирование оказывают  большое влияние на развитие национальной экономики. Выполняя одну из своих функций  – протекционистскую, данные меры защищают отечественных производителей от недобросовестной конкуренции, большого количества импортируемых товаров – конкурентов и создают благоприятные условия для увеличения конкурентоспособности национальной продукции.

     Таможенно-тарифное регулирование ВЭД проявляется  в двух направлениях:

     1. Защита отечественного производителя  и национальных интересов от импорта;

     2. Стимулирование развития национального  производства за счет создания  благоприятных мер. 

       На данный момент возрастет роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России.

     В условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики  является содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. Переход к ставкам ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития секторов промышленности и АПК позволят в перспективе повысить качество экономического роста.

     Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют согласно международным обязательствам страны определённые пока явно недостаточные мероприятия  по содействию развитию экспортной деятельности, в том числе:

  • обеспечение доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий. Решение этой задачи осуществляется путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования, комплектующих, готовых изделий производственного назначения, способствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в Российской Федерации;
  • привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора. Решение данной задачи осуществляется путем повышения степени эскалации таможенного тарифа и снижения/обнуления ввозных пошлин на комплектующие, необходимые для переноса производства современных конкурентоспособных готовых изделий на территорию России, в том числе в целях формирования новых экспортных плацдармов;
  • совершенствование и придание комплексного характера системе поддержки экспорта, в первую очередь высокотехнологичных товаров. Решение этой задачи требует применения как имеющихся таможенно-тарифных, финансовых и организационно-экономических инструментов содействия развитию экспорта товаров с высокой степенью переработки, так и нахождения новых форм и методов стимулирования экспортноориентированных производств и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. На основе конкурентных преимуществ, создаваемых инструментами поддержки, необходимо обеспечить решение задач по диверсификации отечественного экспорта, расширению его ассортимента за счет наукоемких, инновационных продуктов;
  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний. В  рамках реализации  страновых планов действий на новый уровень должна быть поднята работа по программированию отраслевых, кластерных проектов международного сотрудничества в сферах, в которых имеется обоюдная заинтересованность России и стран-партнеров.

     Приоритеты  инновационного развития России требуют  комплексного, целевого использования  инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий  для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке.

     Также для стимулирования отечественных  производителей осуществляется:

  • обеспечение кредитования участников внешнеэкономической деятельности;
  • обеспечение функционирования систем гарантий и страхование экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение рекламных компаний по развитию экспорта товаров и услуг;
  • обеспечение создания системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб, а также реализацию других форм стимулирования внешнеторговой деятельности.

     Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта отечественных товаров Правительством РФ в Федеральной программе комплексного развития экспорт предусмотрено следующее. Как приоритетное направление в ней выделяется расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). Программа включает мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусматривается комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау. Ставиться вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного сектора, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.

     Дополнительно к административным и экономическим методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Государственные органы оказывают экспортерам информационные и консультационные услуги. Государственные органы осуществляют сбор статистических материалов, анализ состояния и оценку перспектив внешнеэкономической деятельности, издают справочники.

Информация о работе Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства