Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:08, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются понятие и сущность регулирования ВЭД, тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеторговой политики как способ защиты национальных интересов и роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11
2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 11
2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 16
3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 22
4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
В
качестве отдельной группы мер можно
рассматривать специальные
Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей:
1) Импортные налоги и сборы. К ним относятся:
б) Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.
в) Сертификация – ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными правовыми актами.
г) Предотгрузочная инспекция – в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство РФ вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в РФ.
Существует также ряд прочих мер нетарифного регулирования, которые оказывают влияние на участников ВЭД.
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.
Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:
В
целом действующее
Нетарифные инструменты представляют собой меры, не использующие для достижения поставленных целей рыночные механизмы. Данные меры опираются на возможность использования внеэкономического принуждения (запреты, ограничения, эмбарго и т.п.). Иными словами, они воздействуют на конкурентоспособность товаров с помощью введения различных ограничений, влекущих за собой рост цены товара.
На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации конкретных задач социально-экономического государства. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - изменение ставок таможенного тарифа, порядка совершения валютных операций и т.п.
Нетарифные меры используются в случае, если поставленных целей невозможно достигнуть с помощью экономических мер. Чаще всего административные меры применяются для обеспечения вышеупомянутых национальных интересов (национальной безопасности, публичного порядка, выполнения международных обязательств и т.д.).
3 ВЛИЯНИЕ
ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР
НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Тарифное и нетарифное регулирование оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Выполняя одну из своих функций – протекционистскую, данные меры защищают отечественных производителей от недобросовестной конкуренции, большого количества импортируемых товаров – конкурентов и создают благоприятные условия для увеличения конкурентоспособности национальной продукции.
Таможенно-тарифное регулирование ВЭД проявляется в двух направлениях:
1.
Защита отечественного
2.
Стимулирование развития
На данный момент возрастет роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России.
В условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики является содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. Переход к ставкам ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития секторов промышленности и АПК позволят в перспективе повысить качество экономического роста.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции и в лице своих уполномоченных органов осуществляют согласно международным обязательствам страны определённые пока явно недостаточные мероприятия по содействию развитию экспортной деятельности, в том числе:
Приоритеты инновационного развития России требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке.
Также для стимулирования отечественных производителей осуществляется:
Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта отечественных товаров Правительством РФ в Федеральной программе комплексного развития экспорт предусмотрено следующее. Как приоритетное направление в ней выделяется расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.). Программа включает мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусматривается комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау. Ставиться вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного сектора, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.
Дополнительно к административным и экономическим методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Государственные органы оказывают экспортерам информационные и консультационные услуги. Государственные органы осуществляют сбор статистических материалов, анализ состояния и оценку перспектив внешнеэкономической деятельности, издают справочники.