Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются понятие и сущность регулирования ВЭД, тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеторговой политики как способ защиты национальных интересов и роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Содержание

1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7

2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11

2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 11

2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 16

3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 22

4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа содержит 1 файл

роль тарифного и нетарифного регулирования.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Курсовая  работа на тему «Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства». Объем 72 листа. Включает в себя: введение, 3 основные главы, расчетную часть, заключение, список использованных источников, приложение.

     В данной курсовой работе рассматриваются  понятие и сущность регулирования ВЭД, тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеторговой политики как способ защиты национальных интересов и роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1 РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКИ                                                                                                         7

2 ТАРИФНОЕ И  НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ                                    11

2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД                                       11                          

2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ                                                                                           16

3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ  И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА  22

4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование конкурентоспособности перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

     В течение последних двух десятилетий  в процессе либерализации международной  торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

     За  истекшее десятилетие Россия сделала  важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного  регулирования,  направленной на обеспечение национальной безопасности. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер в области государственного таможенно-тарифного регулирования.

     Главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.

     На  первый план выдвигается необходимость  надстройки системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления конкурентоспособности отечественного экспорта.

     Объектом  изучения в данной работе является тарифное и нетарифное регулирование как метод обеспечения конкурентоспособности отечественного производителя.

     В связи с этим, цель работы – определение роли тарифного и нетарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя.

     Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:

  • изучить регулирование ВЭД как меру защиты национальной экономики,
  • рассмотреть основные меры тарифного и нетарифного регулирования,
  • определить влияние тарифных и нетарифных мер на конкурентоспособность отечественного производства.
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА  ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 

     Существующий  ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической  политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений  развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

     Традиционные  инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах  с рыночной экономикой, становятся главными в России.  Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов и поддержки отечественного производителя вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием. Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность изменить процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

     Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

     Важнейшим среди законодательных актов  России по регулированию внешнеэкономической  деятельности является Федеральный  закон №164 от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий принципы её осуществления и регулирования.  Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе», который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

     Основным  инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и  прежде всего таможенный тариф.

     Таможенный  тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности.

     Таможенный  тариф применяется как при  ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства  стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный  и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 10-12%.

     Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в  нужных направлениях.

     Таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.

     Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного  ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения(эмбарго), лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т.п.

     В условиях сохраняющейся разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России целесообразно меры защиты национального производителя.

     Регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта.  Протекционизм должен применяться в оптимальных формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы максимально защитить отечественных производителей реального сектора экономики, прежде всего, от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков.

     Основой эффективной внешнеэкономической  деятельности и залогом экономической  безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

     В целях стимулирования развития экспортноспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.

     Меры  регулирования, применяемые государством в области внешнеэкономической  деятельности, в первую очередь направлены на защиту национальных интересов государства и их своевременное применение стимулирует развитие национальной экономики и отечественных производителей.

 

     2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

     2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 

     Все страны в той или иной форме  используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация национального хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

     Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

     Таможенно-тарифное регулирование является основным методом  регулирования государством сферы  внешней торговли, применяемым с  давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

     1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и обеспечивать безопасность национальной экономики.

     2) Фискальная функция -  эта функция состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.

Информация о работе Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства