Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:08, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются понятие и сущность регулирования ВЭД, тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеторговой политики как способ защиты национальных интересов и роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11
2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 11
2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 16
3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 22
4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Курсовая работа на тему «Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства». Объем 72 листа. Включает в себя: введение, 3 основные главы, расчетную часть, заключение, список использованных источников, приложение.
В
данной курсовой работе рассматриваются
понятие и сущность регулирования ВЭД,
тарифные и нетарифные меры регулирования
внешнеторговой политики как способ защиты
национальных интересов и роль таможенно-тарифного
регулирования в обеспечении конкурентоспособности
отечественных товаропроизводителей.
СОДЕРЖАНИЕ
1 РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ
2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11
2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ
ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ
И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА
4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
ВВЕДЕНИЕ
Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование конкурентоспособности перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.
За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, направленной на обеспечение национальной безопасности. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер в области государственного таможенно-тарифного регулирования.
Главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.
На первый план выдвигается необходимость надстройки системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления конкурентоспособности отечественного экспорта.
Объектом изучения в данной работе является тарифное и нетарифное регулирование как метод обеспечения конкурентоспособности отечественного производителя.
В связи с этим, цель работы – определение роли тарифного и нетарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
1
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА
ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Традиционные
инструменты
Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важнейшим
среди законодательных актов
России по регулированию
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный
тариф Российской Федерации - свод ставок
таможенных пошлин (таможенного тарифа),
применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Российской
Федерации и
Таможенный
тариф применяется как при
ввозе товаров на территорию РФ,
так и (в отличие от большинства
стран мира) при вывозе их из России.
Соответственно имеются импортный
и экспортный таможенные тарифы. Таможенный
тариф выполняет функции
Государство
посредством изменения
Таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
Кроме
таможенных пошлин в мире существуют
десятки различных способов нетарифного
ограничения внешней торговли. К нетарифным
барьерам относятся различные налоги
и сборы, регламентирование внешней торговли
путём её количественного ограничения
(квотирование) или полного запрещения(эмбарго),
лицензирование, санитарные требования,
национальные стандарты безопасности,
экологические нормы, специальные предписания
в отношении качества, технических и потребительских
свойств ввозимых товаров, административно-
В
условиях сохраняющейся
Регулируя импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта. Протекционизм должен применяться в оптимальных формах, соотносящихся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы максимально защитить отечественных производителей реального сектора экономики, прежде всего, от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков.
Основой
эффективной
В
целях стимулирования развития экспортноспособных
отраслей в мировой практике используется
широкий набор инструментов: прямое
и косвенное субсидирование экспортёров,
кредиты, государственное финансирование
научно-исследовательских и
Меры регулирования, применяемые государством в области внешнеэкономической деятельности, в первую очередь направлены на защиту национальных интересов государства и их своевременное применение стимулирует развитие национальной экономики и отечественных производителей.
2
ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ
2.1
ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация национального хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.
Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и обеспечивать безопасность национальной экономики.
2) Фискальная функция - эта функция состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.