Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются понятие и сущность регулирования ВЭД, тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеторговой политики как способ защиты национальных интересов и роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Содержание

1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД КАК МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 7

2 ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11

2.1 ТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 11

2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 16

3 ВЛИЯНИЕ ТАРИФНЫХ И НЕТАРИФНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 22

4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа содержит 1 файл

роль тарифного и нетарифного регулирования.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. 

     Основой таможенно - тарифного регулирования  являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность на рынке.

     Существуют  различные классификации таможенных пошлин. Таможенные пошлины делятся на:

     1) По объекту обложения:

  • Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. Во многих странах с помощью импортных пошлин обеспечиваются налоговые поступления. Сегодня их функции также связаны с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.
  • Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
  • Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

     2) По способу взимания:

  • Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.
  • Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);
  • Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1 тонну.).

     3) По характеру:

  • Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли  продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
  • Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Выявление демпинга выступает причиной наложения  антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы.
  • Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

     4) По происхождению:

  • Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
  • Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;
  • Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

     5) По типам ставок:

  • Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
  • Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

     6) По способу вычисления:

  • Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
  • Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

     Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в следующем:

  • во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки;
  • во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров;
  • в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров. Данное воздействие оказывает поддержание конкурентоспособности отечественного производителя и национальной экономики в целом.

     В течение последних двух десятилетий  в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

     За  истекшее десятилетие Россия сделала  важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного  регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса, направленного на поддержку национального производителя требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования.

     2.2 НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 

    Наряду  с тарифными, активно используются нетарифные меры для достижения целей, поставленных государством. В основном эти меры носят протекционистский характер.

     Под протекционизмом понимается государственная  политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции.

     Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

     В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  3. Выполнение международных обязательств
  4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
  5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
  6. Защита общественной морали и правопорядка
  7. Защита культурных ценностей
  8. Обеспечение национальной безопасности

     Нетарифные  меры государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на 4 группы:

  • меры прямого ограничения;
  • специальные защитные меры;
  • административные  и таможенные формальности;
  • прочие нетарифные меры.

     К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

     Лицензирование  как мера государственного регулирования  внешнеторговой деятельности применяется  в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

     Другим  инструментом прямого количественного  ограничения является квотирование (контингентирование).

     Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

     В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении  отдельных стран, сезонные и так  называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

     Меры  прямого ограничения экспорта и  импорта могут вводиться в  исключительных случаях Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Роль тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в обеспечении конкурентоспособности отечественного производства