Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли Дальнего Востока России на современном рынке международных перевозок грузов с позиций особенностей международных перевозок в этом регионе, состояния отечественной инфраструктуры, а также определение перспектив развития Дальнего Востока России на рынке международных перевозок.
В первой главе данной работы будут рассмотрены основные виды транспорта с позиции их роли в системе международных экономических отношений. Вторая глава содержит описание состояния транспортной структуры России на современном этапе, а также в ней определяется роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок. В третьей главе определяются перспективы развития Дальнего востока.

Содержание

Введение 4

1. Транспорт в международных экономических отношениях 6

2. Роль России в системе международных перевозок 14

2.1. Транспортная структура России 14

2.2.Роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок 21

3. Перспективы развития Дальнего Востока 28

Заключение 35

Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая, нах.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Проектируемый контейнерный автомобильный ход «Харбин – Большой Уссурийский остров - Ванино» может рассматриваться, как составная часть МТК «Восток - Запад». Конкурентоспособность дальневосточного направления китайских внешнеторговых грузов по сравнению с их движением через южные порты определяется высокой загрузкой транспорта в этих районах Китая. Вследствие чего грузы на подходах к портам и в портах задерживаются до одного месяца[2. c. 200-210].

Что же касается российского экспорта, то Китай нуждается в первую очередь в поставках нефти, газа, леса, минерального сырья. В этой связи будет необходимо сосредоточение усилий на развитии железнодорожных перевозок.

В целом стратегические цели развития МТК «Восток – Запад» таковы:

Использование транспортной инфраструктуры Российского Дальнего Востока на полную мощь; Интеграция Российской Федерации в АТР; Создание благоприятного инвестиционного поля; Получение дополнительных доходов; Развитие экономики Дальнего Востока и страны в целом.

В проектируемом транспортном коридоре «Харбин – Большой Уссурийский остров - Ванино» ключевое значение имеет Ванинский морской торговый порт. В настоящее время Ванинский порт по праву называют главными морскими воротами Хабаровского края. Это универсальный порт круглосуточного действия, входящий в первую десятку портов России по объемам грузопереработки, и крупный транспортный узел региона. Порт является современным предприятием, специализирующимся на переработке практически всех видов грузов.

Внедрение в действие проектируемого транспортного коридора обеспечит дальнейшее развитие данного порта, во-первых, как контактной структуры интегрирования Дальнего Востока в АТР, во-вторых, как зоны интенсивного (инновационного) развития, и, наконец, как территориальной точки экономического роста Хабаровского края и Дальнего Востока.

Стратегическую важность для интеграции России в АТР в настоящее время приобретает процесс формирования Ванинско-Советско-Гаванского транспортного узла. Для этого порты Ванино и Советская Гавань имеют все условия: Наличие свободной земельной территории; Прямой выход на две независимые ж/д магистрали –Транссибирскую и Байкало-Амурскую; Наименьшее удаление до центральной части России и северных регионов Дальнего Востока, а по морскому пути – до Северо-Американского континента; Наличие автомобильной дороги Лидога–Ванино, обеспечивающее круглосуточную связь района с  транспортными системами России; Наличие паромной переправы Ванино – Холмск, обеспечивающее сообщение Сахалинской области с материковой частью Дальнего Востока.

Порты расположены в нескольких естественных глубоководных бухтах , имеют причалы протяженностью более 6 км, с глубинами от 10 до 11,2 м, способные принимать суда дедвейтом до 45 тыс. т. Однако, несмотря на это, в портах необходимо строительство глубоководных причалов и высокомеханизированных комплексов., способных перерабатывать суда, грузоподъемностью более 60 тыс. т. А так как тенденции, происходящие в сфере мировой экономики, торговли и транспортной отрасли указывают на то, что контейнерные перевозки являются наиболее перспективными в перевозках транзитных грузов, то одним из перспективных направлений развития Ванинско-Советско-Гаванского транспортного узла является его контейнерная специализация. География распределения мировых контейнерных потоков показывает, что самыми большими в мире являются потоки из Азии в США и из Азии в Европу, при этом большую часть объёма направляемых из Азии в США контейнерных грузов составляют грузы из Китая (84%).

Реальное воплощение проекта международного транзитного транспортного коридора потребует на российской и китайской сторонах строительства мощных автотранспортных перегрузочных комплексов, терминалов. Российская сторона должна возвести высокоопорный мост через амурскую протоку, обеспечивающий пропуск судов, автомобильные дороги, дамбы и другие объекты, необходимые для работы терминала и пункта пропуска. Но все это будет без сомнения оправдано, создание международного транзитного автомобильного транспортного хода «Харбин – Большой Уссурийский остров - Ванино» является перспективным проектом для всех возможных его участников.

Сегодня не долгосрочную перспективу до 2020 года определены следующие направления развития российских морских портов: Строительство крупных нефтеналивных терминалов в рамках диверсификации нефтепотоков на территории России, Строительство специализированных высокотехнологичных комплексов по перевалке угля для развития экспорта и повышения конкурентоспособности российских углей на мировых рынках, Строительство современных комплексов по перевалке минеральных удобрений, сжиженного природного газа, продуктов нефтехимии, зерна, Строительство современных контейнерных терминалов для реализации задач вхождения России в систему международных транспортных коридоров[2. c. 220-237].

Возможности существующей железнодорожной сети сегодня полностью удовлетворяют потребности регионов. Однако в будущем, при росте экономики и внешней торговли России со странами АТР возникнет необходимость дальнейшего развития этой сети.

Приоритетными направлениями в этой сфере в настоящее время является восстановление Транскорейской магистрали и воссоединение ее с Транссибом. Это позволит дополнительно загрузить Дальневосточную железную дорогу за счет контейнерных перевозок из Восточной Азии в Европу. Предстоит реализация проекта соединения железных дорог материка с островом Сахалин, а в будущем - и Японией.

Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. В Дальневосточном Федеральном округе крупнейшим аэропортом федерального значения является Хабаровский аэропорт. Он обладает целым рядом преимуществ, которые делают его привлекательными для организации современной маршрутной сети. В этот список входят: Удачное географическое местоположение; развитая структура аэропортового комплекса, относящегося к классу «А» и допущенного для международных полетов; Наличие двух взлетно-посадочных полос, способных принимать современные воздушные суда.

Именно благодаря этим факторам, а так же острой потребности Дальнего Востока в современных объектах транспортной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией РФ до2020 года Хабаровский Аэропорт определен в качестве одного из восьми международных пассажирских узловых аэропортов на территории РФ. В целом, на Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов.

Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем" (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами. После модернизации и расширения крупным аэропортом станет Южно-Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров. Регулярными маршрутами административные центры Дальнего Востока связаны с Ниигатой, Хакодате (Япония), Анкориджем, Сан-Франциско (США), Харбином (КНР), Сеулом, Пусаном (Республика Корея), Пхеньяном (КНДР), Сингапуром. Во многие города стран АТР выполняются чартерные рейсы. Также планируется реконструкция аэропортов в Якутске, Магадане, Южно-Сахалинске, Благовещенске, что даст возможность активнее участвовать в международной системе авиаперевозок по кросс-полярным маршрутам.

Успешная реализация всех вышеперечисленных планов позволит не только существенно увеличить роль Дальнего Востока в транспортировке российских внешнеторговых грузов и решить задачу диверсификации их поставок на экспорт, но и станет залогом резкого повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы[6. c. 250-273].


Заключение

 

В данной работе было выявлено, что международные транспортные услуги являются одной из основных отраслей, связующих  мировую экономику и представлены различными видами транспорта. В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным.

Вследствие особенностей экономико-географического положения Дальнего Востока, прежде всего таких, как удаленность от центральных районов страны, окраинность территории, выход к Тихому океану, развитие транспорта здесь играет исключительно важную роль и имеет ряд особенностей. Геополитическое положение Дальнего Востока и Забайкалья предопределяет целесообразность организации транзита через его территорию из Азиатско-тихоокеанского региона в Европу. В настоящее время на территории региона уже сложился ряд транспортных коридоров, а также прорабатываются перспективы по созданию новых транспортных артерий. С целью создания единой автомобильной и железнодорожной системы, соединяющей Европу с Азией, а также трансконтинентальных транспортных коридоров с использованием уже существующих и намечаемых к строительству транспортных коммуникаций, России участвует в создании Трансазиатской железной дороги и Азиатской шоссейной дороги. Данные транспортные коммуникации далее реализуются в международных транспортных коридорах (МТК). Приоритетными направлениями в этой сфере в настоящее время является восстановление Транскорейской магистрали и воссоединение ее с Транссибом. Это позволит дополнительно загрузить Дальневосточную железную дорогу за счет контейнерных перевозок из Восточной Азии в Европу. Предстоит реализация проекта соединения железных дорог материка с островом Сахалин, а в будущем - и Японией.

Транспортные коммуникации Дальнего Востока хорошо приспособлены к осуществлению международных перевозок, что позволяет вполне надежно выполнять внешнеторговый товарообмен РФ с другими странами.

В области развития авиационного транспорта необходима реконструкция крупных аэропортов Владивосток, Якутск, Магадан, Южно-Сахалинск, Благовещенск, что даст возможность активнее участвовать в международной системе авиаперевозок по кросс-полярным маршрутам.

Таким образом, Ключевая роль в экономическом развитии Дальнего Востока видится в его дальнейшей интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион, использовании транспортных функций. Ведь большинство территорий Дальнего Востока имеет прямой выход к Тихому океану, или к границе с КНР, что обеспечивает им удобные торговые связи со странами АТР и СВА.


Список использованных источников

 

  1. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001. - 383с.

2.     Булатова А.С. Экономика внешних связей России. -М: Издательство БЕК, 2006г.-346с.

3.     Грачев Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях. Практическое пособие. -М: Разум, 1995г.-215c.

4.     Костюк Д. "НДС и международные услуги", //"Налоги и бухгалтерская отчетность" №46, 24 августа

5.     Ленчевский И.Ю. Основы внешнеэкономической деятельности. -М: Юнити, 1995.-345с.

6.     Леонов С.Н. Дальний Восток и Забайкалье в России и АТР, Институт экономических исследований. – Хабаровск, 2006.

7.     Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 503 с.

8.     Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.

9.     Радеба Л.Х. Дэниелс Д.Д. Международный бизнес: внешняя Среда и деловые операции: Пер с англ. -М.: ”Дело Лтд”,1994.-784с.

10. Раминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. -М: Международные отношения, 1990.-424с.

11. Российский статистический ежегодник. 2007. Статистический сборник / Госкомстат России. - М., 2007.

12. Ростовский, Ю. М., Гречков, В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. – М.: Экономисть, 2005. – 589 с.

13. Синецкий Б.И. “Внешнеэкономические операции: организация и техника” - М: Международные отношения, 1989г.-520с.

35

 



Информация о работе Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити