Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли Дальнего Востока России на современном рынке международных перевозок грузов с позиций особенностей международных перевозок в этом регионе, состояния отечественной инфраструктуры, а также определение перспектив развития Дальнего Востока России на рынке международных перевозок.
В первой главе данной работы будут рассмотрены основные виды транспорта с позиции их роли в системе международных экономических отношений. Вторая глава содержит описание состояния транспортной структуры России на современном этапе, а также в ней определяется роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок. В третьей главе определяются перспективы развития Дальнего востока.

Содержание

Введение 4

1. Транспорт в международных экономических отношениях 6

2. Роль России в системе международных перевозок 14

2.1. Транспортная структура России 14

2.2.Роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок 21

3. Перспективы развития Дальнего Востока 28

Заключение 35

Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая, нах.doc

— 369.00 Кб (Скачать)


Федеральная таможенная служба России

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

 

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

Научный руководитель

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»

студента Герасименко Константина Алексеевича

факультет «Таможенное дело»

тема: Роль международных перевозок для внешней торговли  Дальнего Востока России и перспективы их  дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2008
Содержание

 

Введение              4

1. Транспорт в международных экономических отношениях              6

2. Роль России в системе международных перевозок              14

2.1. Транспортная структура России              14

2.2.Роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок              21

3. Перспективы развития Дальнего Востока              28

Заключение              35

Список использованных источников              37


Введение

 

Современная мировая тенденция глобализации экономических процессов предусматривает, с одной стороны, интеграцию национальных и региональных хозяйств в единое целое, вовлекая страны и регионы в мировую кооперацию. С другой стороны повышается значение отдельно взятой региональной или национальной экономики в мировом (совокупном) хозяйстве как следствие специализации данной экономики и ее участии в мировом разделении руда.

В этой связи транспортные перевозки выступают звеном, связующим отдельные национальные и региональные хозяйства, в единый мировой экономический комплекс. В условиях мирового разделения труда, экономической специализации отдельных стран и кооперации государств и регионов в мировом производстве, транспорт является средством, объединяющим усилия сторон для получения конечного экономического результата.

Российская Федерация, являясь трансконтинентальной и евразийской державой, своим географическим расположением предназначена для интеграции различных региональных экономик, реализуя через свою территорию функции континентальных транспортных коридоров, являющихся естественным продолжением международных перевозок.

Дальний Восток России естественным образом вовлекается в эти процессы,  как в силу своего географического положения, так и в силу достаточной инфраструктурной обеспеченности для участия в этих процессах.

Таким образом, изучение роли российского Дальнего Востока на рынке международных перевозок, с учетом  тенденций международной торговли и транспортной системы, и предопределяет актуальность данной работы.

Соответственно, областью исследования является  международные перевозки, а предметом исследования выступает экономическая роль российского Дальнего Востока в этих процессах.

Целью данной работы является изучение роли Дальнего Востока России на современном рынке международных перевозок грузов с позиций особенностей международных перевозок в этом регионе, состояния отечественной инфраструктуры, а также определение перспектив развития Дальнего Востока России на рынке  международных перевозок.

В первой главе данной работы будут рассмотрены основные виды транспорта с позиции их роли в системе международных экономических отношений. Вторая глава содержит описание состояния транспортной структуры России на современном этапе, а также в ней определяется роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок. В третьей главе определяются перспективы развития Дальнего востока.


1. Транспорт в международных экономических отношениях

Транспорт - одна из основных отраслей, связующих  мировую экономику. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

Таблица 1.

Объемы и структура  международных перевозок по видам  транспорта,

2000-2005 гг.

Вид

транспорта

2000 г.

2005 г.

Абсолютн. рост,

млрд. долл. США

Темпы

роста, %

млрд. долл. США

%

млрд. долл. США

%

Железнодорожный

1134.1

16,0

2065,9

16,1

931.8

82.2

Автомобильный

588.3

8,3

1116,4

8,7

528.1

89.8

Речной

191.4

2,7

372,1

2,9

180.7

94.4

Морской

4394.8

62,3

7557,9

58,9

3163.1

72

Трубопроводный

510,4

7,2

1142,0

8,9

631.6

123.7

Воздушный

269,4

3,5

577,5

4,5

308,1

114.4

Итого:

7088,4

100

12831,8

100

5743.4

81


 

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Обычно процесс доставки товара либо пассажиров в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства либо отправления А до пограничного пункта (порта) Б страны-продавца (принимающей); далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (В) (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы); и , наконец, транспортировку от пункта В до внутреннего пункта потребления (Г).

Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А—Б, Б—В, В—Г. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам[9. с. 101-120].

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки Б—В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других – устанавливаются самими перевозчиками.

К международным транспортным операциям относят также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.

В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это, так называемые, прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной.

Международные грузовые перевозки. При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта[8. с. 173-192].

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран - продавцов и стран - покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Международные пассажирские сообщения. Углубившиеся в ходе последних десятилетий процессы интернационализации внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных гуманитарных связей вызвали «взрыв» международной подвижности населения во всех развитых странах мира. В настоящее время разовые или регулярные поездки в международных сообщениях ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров.

Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80­х годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок - с другой.

Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом ­каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Информация о работе Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити