Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли Дальнего Востока России на современном рынке международных перевозок грузов с позиций особенностей международных перевозок в этом регионе, состояния отечественной инфраструктуры, а также определение перспектив развития Дальнего Востока России на рынке международных перевозок.
В первой главе данной работы будут рассмотрены основные виды транспорта с позиции их роли в системе международных экономических отношений. Вторая глава содержит описание состояния транспортной структуры России на современном этапе, а также в ней определяется роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок. В третьей главе определяются перспективы развития Дальнего востока.

Содержание

Введение 4

1. Транспорт в международных экономических отношениях 6

2. Роль России в системе международных перевозок 14

2.1. Транспортная структура России 14

2.2.Роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок 21

3. Перспективы развития Дальнего Востока 28

Заключение 35

Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая, нах.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Таблица 2.

Динамика рынка перевозок экспортно-импортных грузов

Динамика рынка перевозок экспортно-импортных грузов (перевозчики всех стран, данные округленные)

.

Страны дальнего зарубежья

Страны СНГ

.

Объем в
2004 г.,
млн.т

в % к
2003 г.

Объем в
2004 г.,
млн.т

в % к 2003 г.

Все виды транспорта

.

всего

240,3

105

45,3

81

импорт

25,9

84

26,6

72

экспорт

214,4

108

18,7

99

Водный транспорт (морской и речной)

.

всего

132,8

114

0,33

44

импорт

12,0

93,2

0,19

31

экспорт

120,8

117

0,14

105

Автомобильный транспорт

.

всего

12,6

88

2,2

113

импорт

6,8

75

1,0

95

экспорт

5,8

113

1,2

137

Железнодорожный транспорт

.

всего

94,9

96

42,8

80

импорт

7,1

82

25,4

71

экспорт

87,8

97

17,4

97

 

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов. Так, если отправителя интересует скорость, то  основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом.

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер - это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, «рельсы-судно» - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, «воздух -шоссе» - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство[10. с. 124-160].

 

 


2. Роль России в системе международных перевозок

 

 

2.1 Транспортная структура России

 

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Таблица 3.

Протяженность путей сообщений
(на конец года; тыс. километров)

 

2003

2004

2005

2006

2007

Жeлезнодорожные пути общего пользования

85

85

85

85

85

Автомобильные дороги - всего

897

871

859

933

933

        в том числе:

 

 

 

 

 

общего пользования

599

601

581

701

746

необщего пользования

299

271

278

232

...

Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего

745

738

725

755

748

        в том числе:

 

 

 

 

 

общего пользования

544

546

531

597

623

          в том числе:

 

 

 

 

 

   федерального значения

46

47

47

47

49

      из них магистральные

29

29

30

29

30

   регионального или
   межмуниципального значения

498

499

484

465

517

   местного значения

...

...

...

85

106

необщего пользования

200

191

195

158

...

Трамвайные пут

2,9

2,8

2,8

2,8

2,7

Троллейбусные линии

4,8

4,8

4,9

4,9

4,9

Пути метрополитенов, км

420

423

436

439

442

Магистральные трубопроводы - всего

219

221

223

224

226

        в том числе:

 

 

 

 

 

   газопроводы

156

158

160

162

163

   нефтепроводы

47

48

48

47

47

   нефтепродуктопроводы

15

16

16

16

16

Внутренние водные судоходные пути

102

102

102

102

102

   в том числе с гарантированными
   габаритами

46

46

33

33

44

 

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.

Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны.

Транспортный комплекс России включает 226 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 102 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 226 тыс. км магистральных трубопроводов( таблица 3).

В сложившейся современной транспортной системе, представленной широтными направлениями можно выделить три основных магистральных направления: широтное магистральное сибирское направление «восток-запад», включающее в себя железнодорожные, трубопроводные и водные пути с использованием рек Кама и Волга; меридиальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованного в основном железнодорожными путями; меридиальное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, образованное железнодорожными и трубопроводными, связывающими Поволжье и Кавказ с центром, севером европейской части страны и Уралом[1. c. 90-134].

Как было сказано ранее, транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Рис. 1. Структура грузооборота по видам транспорта

 

Железнодорожный транспорт. Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. В структуре перевозок первое место занимает уголь и кокс, второе – минеральные удобрения и строительные материалы, на третьем – нефть и нефтепродукты.

Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.

На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах и городских агломерациях.

Дальние пассажирские перевозки распределяются по железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают два направления: меридиальное от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь[9. c. 200-209].

 

Автомобильный транспорт. Этот вид транспорта относится к числу динамично развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов,

пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным

образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 748 тыс. км. Однако, более 1/3  автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном транспорте.

От их состояния зависит состояние этого вида транспорта.

Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров.

Несмотря на снижение перевозимых грузов транспортом общего пользования за 2004-2006 на 46,2 процента, а автомобильного транспорта на 42,3 процента, доля автомобильного транспорта по-прежнему остается высокой. В настоящее время он составляет большую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Автомобильный транспорт используется как для внутрирайонных перевозок, так и для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.

В последнее время автомобильный транспорт наращивает объемы перевозимых грузов. Так, например, российская почта предприняла попытку перехода перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный, так как автомобильный транспорт является в этом случае более дешевым, удобным, маневренным, чем другие виды транспорта[9. 130-143].

Водный транспорт. Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется  на торговый флот и траулерный, или промысловый.

Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого

значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет

малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор.

Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний водный транспорт в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок.

Воздушный транспорт. В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

В общем же о работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние.

Таблица 3.

Информация о работе Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити