Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли Дальнего Востока России на современном рынке международных перевозок грузов с позиций особенностей международных перевозок в этом регионе, состояния отечественной инфраструктуры, а также определение перспектив развития Дальнего Востока России на рынке международных перевозок.
В первой главе данной работы будут рассмотрены основные виды транспорта с позиции их роли в системе международных экономических отношений. Вторая глава содержит описание состояния транспортной структуры России на современном этапе, а также в ней определяется роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок. В третьей главе определяются перспективы развития Дальнего востока.

Содержание

Введение 4

1. Транспорт в международных экономических отношениях 6

2. Роль России в системе международных перевозок 14

2.1. Транспортная структура России 14

2.2.Роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок 21

3. Перспективы развития Дальнего Востока 28

Заключение 35

Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая, нах.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Перевозки грузов по видам транспорта
(млн. тонн)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

8488

8668

8978

9167

9300

9447

      в том числе по видам:

 

 

 

 

 

 

железнодорожный

1084

1161

1221

1273

1312

1344

автомобильный

6348

6368

6568

6685

6753

6861

трубопроводный

899

976

1024

1048

1070

1062

морской

37

36

29

26

25

27

внутренний водный

119

126

135

134

139

152

воздушный

0,9

0,8

0,9

0,8

0,9

1,0

 

 


2. 2. Роль Дальнего Востока в структуре международных перевозок

 

Транспорт Приморского края представлен всеми видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным речным и морским, а также воздушным и трубопроводным.

Региональные виды транспорта «специализируются» на выполнении определенных видов перевозок. Грузовые перевозки выполняются главным образом железнодорожным и автомобильным транспортом; пассажирооборот обслуживается железнодорожным, автомобильным и быстрорастущим воздушным транспортом; экспортно-импортные перевозки осуществляются в основном морским и железнодорожным транспортом.

За период 2000-2004 г., объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом в регионе, вырос на 81,1%, железнодорожным - 27,3 % (рис.2). Эти же два вида транспорта обеспечили максимальные темпы прироста грузооборота за рассматриваемый период: наибольший рост грузооборота был зафиксирован на автомобильном (54,6%) и железнодорожном транспорте (42,6%)[6. c. 56-77].

Рис. 2. Количество перевезенных грузов в Приморском крае видами транспорта.

 

За последние 5 лет пассажирооборот в регионе вырос на 2,89 млрд. пасс-км, что составило 18,9% к уровню 2000 года. Этот прирост был обеспечен главным образом работой воздушного транспорта, где за 2000-2004 гг. пассажирооборот возрос на 62,2 % , а также автомобильного (прирост за период – 8,7%).

Морским транспортом Дальнего Востока выполняется в настоящее время 65% экспортных и 45% импортных грузовых перевозок, железнодорожным - 13% и 45%, соответственно, на речной транспорт приходится лишь 2% экспортных и 5% объема импортных грузоперевозок.

Динамика перевозок транзитных грузов по Транссибу свидетельствует о росте объемов транзитных грузов. Объем транзита в 2004 г. составил 155,4 тыс. ДФЭ, что сопоставимо с объемом транзитных грузов в советское время (рис. 3). Однако пропускная способность Транссиба позволяет удвоить достигнутые объемы перевозок (Пропускная мощность Транссиба позволяет перевезти свыше 250 тыс. крупнотоннажных транзитных контейнеров) .

Рис. 3 Перевозка грузов в контейнерных поездах по Транссибирской магистрали (тыс. ДФЭ)

 

В структуре перевозок Приморских железных дорог более 50% приходится на экспортно-импортные перевозки. Дальневосточная железная дорога обеспечивает выход грузам к крупным морским портам Ванино, Находка, Владивосток, Посьет, а также трем пограничным железнодорожным пунктам пропуска с КНДР и Китаем (Хасан-Туманган, Гродеково-Суйфэньхэ и Махалино-Хуньчунь).

Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта связано с привлечением значительных инвестиций в создание и техническое совершенствование инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта, в особенности в развитие припортовых железнодорожных станций, сдерживающих потенциальные мощности Дальневосточных морских портов.

Самые крупные из Дальневосточных портов, имеющие оборот свыше 1 млн. т., - Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун – находятся в  Приморском крае.

Что касается их технического уровня, то морских портов, которые в полной мере отвечали бы современным требованиям, на Дальнем Востоке практически нет.

Всего 19% общей длины причального фронта портов представляют собой специализированные причалы, и лишь 23% из них имеют глубины более 11 м. Даже наиболее современный из них - порт Восточный с глубинами контейнерных комплексов в 13 м, не может принимать суда-контейнеровозы третьего поколения, работающие на транстихоокеанских контейнерных линиях.

Структура грузооборота дальневосточных портов показана на рис.4.

В относительно крупных портах имеется 121 перегрузочный комплекс для приема и обработки грузового транспортного флота общей длинной причального фронта 20 км.

Порты Приморья и порт Ванино имеют прямой выход на железнодорожные магистрали и относятся к транзитным портам федерального значения. Обладая частичной взаимозаменяемостью отдельных грузопотоков, могут конкурировать между собой.

Общая годовая пропускная способность портов Приморского края составляет 80 млн. т, загрузка - 60-70 %. Порты испытывают дефицит грузовой базы. Для его устранения в настоящее время проводятся работы по реконструкции перегрузочных комплексов. Результатом стало, например, открытие в начале 2002 г. терминала по перегрузке минеральных удобрений в порту Восточный. Новый терминал включает глубоководный незамерзающий причал, позволяющий принимать суда грузоподъемностью 40 тыс. т, комплекс для разгрузки вагонов, вибраторы для выгрузки слежавшихся грузов, судопогрузочные машины для различных видов удобрений, крытый склад.

Рис. 4 Структура грузооборота портов Приморья (2001 г.)

 

Морские порты Дальнего Востока занимают одно из ключевых мест, как в экономике региона, так и России в целом, и их развитие связано с общей экономической политикой в стране. На побережье Дальнего Востока от Посьета до Тикси расположено 22 морских торговых порта, 11 из которых – это порты с круглогодичной навигацией, имеющие выход на железнодорожные магистрали страны. В Приморском крае это порты Владивосток, Находка, Находка-нефтепорт, Восточный, Посьет, Зарубино. В Хабаровском крае – порт Ванино. На о.Сахалин – порты Холмск и Корсаков. На севере – порт Магадан. На Камчатке – порт Петропавловск-Камчатский.

Порты Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Посьет и Зарубино имеют прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и, в определенной степени, могут обладать взаимозаменяемостью отдельных грузопотоков.

Однако жизнедеятельность этих портов зависит от согласованной работы с железнодорожным транспортом и особенно от его тарифной политики. В то же время в последние годы порты Приморья испытывают постоянный дефицит грузовой базы. Анализ использования портовых комплексов дальневосточных портов России в 2004 году показывает, что Находка загружена на 60%, Восточный на 80%. Всего по краю загруженность портовых мощностей составляет 59,1%. Этот неохваченный потенциал оценивается в 27,2 млн.тонн[6. c. 80-88].

Основными причинами создавшегося положения являются следующие:

- значительное снижение объемов производства на предприятиях угольной, металлургической и лесной промышленности Уральско-Сибирского региона, ориентированных на экспорт;

- постоянный рост железнодорожных тарифов по Транссибу в 1992-1997 годах, а также практика предоставления МПС России скидок с железнодорожных тарифов при перевозке российских внешнеторговых грузов через порты стран Балтии, Финляндии и Украины;

- последствия финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, из-за чего уменьшились потребности указанных стран в импорте промышленной продукции из России;

- недостаточный уровень сервиса в российских портах;

Учитывая повышение железнодорожных тарифов на 16%, а также предстоящий второй этап унификации железнодорожных тарифов (переход на оплату перевозок экспортно-импортных грузов через сухопутные погранпереходы), в целях равномерного использования перегрузочных мощностей морских портов Дальнего Востока (Владивосток, Находка, Восточный).

Для повышения конкурентоспособности дальневосточных портов Федеральной целевой программой “Модернизация транспортной системы России” предусмотрено значительное наращивание портовых мощностей Приморского края.

В ближайшей перспективе предусмотрено:

- в Восточном порту строительство перегрузочных комплексов для сжиженного газа производственной мощностью 1 млн. тонн в год, перегрузка метанола на причале № 39а производственной мощностью 1 млн. тонн в год и перегрузочного комплекса для нефтепродуктов производственной мощностью 4 млн. тонн в год;

- в порту Находка строительство перегрузочного комплекса для генеральных грузов и контейнеров на базе причала № 8 производственной мощностью 560 тыс. тонн в год.

В связи со слабо развитой наземной дорожной сетью и значительной удаленностью края от центральной части России авиационный транспорт выполняет исключительно важную роль в социально-экономической жизнедеятельности региона. Отмечавшийся рост пассажирооборота на воздушном транспорте, характеризует рост спроса на данный вид услуг. Нельзя не отметить тот факт, что растут перевозки и в международном сообщении, так как все большее число дальневосточников совершает рейсы в страны Азиатско-тихоокеанского региона. В связи с ростом спроса на услуги авиаторов крупные авиакомпании проводят этапное обновление парка воздушных судов.

Территорию региона пересекают несколько международных трансконтинентальных авиатрасс, связывающих Северную Америку со странами Азии и Японию с Европой.

Особо следует остановиться на проблемах развития «малой» авиации в крае, так как это зачастую безальтернативный вид транспорта на севере региона. Назрела острая необходимость обновления парка эксплуатируемых самолетов, модернизация аэропортов местных воздушных линий.

Основными направлениями повышения эффективности функционирования транспортного комплекса Приморья являются:

- повышение качества оказываемых услуг, совершенствование логистических функций на транспорте;

- обновление парка транспортных средств;

- реализация мероприятий по развитию транспортного комплекса, заложенных в Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».


3. Перспективы развития Дальнего Востока

 

В последние 20 лет Северо-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион - наиболее динамично развивающаяся часть мировой экономики. Для России расширение интеграционных связей с ними даёт реальный шанс получить импульс развития через участие в многосторонних экономических проектах. Уникальное экономико-географическое положение юга Дальнего Востока, являющегося одной большой контактной зоной с этими регионами, определяет прохождение через него значительных товарных потоков производственного и потребительского назначения. Дальний Восток обретает перспективу стать «мостом» для развития торгово-экономических связей АТР со странами Европы.

В качестве одного из основных стратегических приоритетов развития Дальнего Востока определена задача опережающего развития транспортной инфраструктуры, изложенная в программе «Модернизация транспортной системы России», которая реализуется в тесном взаимодействии с подпрограммами на смежных видах транспорта[2. c. 190-193].

 

Освоение мировых рынков международных транзитных перевозок может стать одним из основных направлений становления и устойчивого развития экономики Дальнего Востока, и кроме того, так как через территорию региона проходят кратчайшие сухопутные, морские и воздушные пути, обеспечивающие сообщение Западной Европы со странами СВА и АТР, то есть все основания говорить о планирующемся создании международного транспортного коридора «Харбин - о.Большой Уссурийский- Ванино». Это обеспечило бы прямой транспортный выход китайских грузов к морским портам Хабаровского края и сократило бы срок их поставки в Японию, США и Республику Корея минимум на 4-6 дней. Создание коридора возможно по средствам формирования сквозного транзитного  движения большегрузных контейнеров из северной части провинции Хэйлунцзян в порт Ванино (в будущем Ванинско-Советско-Гаванский транспортный узел) и далее на основе регулярных контейнерных маршрутов в Японию, Республику Корею, США.

Непосредственно к границам Дальнего Востока примыкает провинция Хэйлунцзян, на которую и ляжет вся нагрузка планируемого увеличения внешнеторгового оборота с Россией до 60 млрд. долл. К 2010 г. но провозные способности провинции не могут обеспечить беспрепятственное перемещение внешнеторговых грузов и не отвечают растущим требованиям зарубежных рынков. Поэтому недостаточное развитие транспорта является сдерживающим фактором для экономики провинции. Находясь в стадии быстрого экономического роста, Китай требует более ускоренного развития транспорта. Особой формой организации перевозок являются международные транспортные коридоры (МТК), так как это необходимый элемент процесса интеграции мировой экономики. В северо-восточном регионе такими коридорами являются: МТК «Суйфуньхэ»: порты Находка/Восточный – Суйфуньхэ – Харбин- Маньчжурия – Забайкальск – Транссиб; МТК «Туманган»: порты Северной Кореи – Чаньчунь – Транссиб; МТК «Далянь»: Далянь – Харбин – Хэйхэ – Благовещенск – Транссиб; МТК «Тяньцзинь»: Тяньцзынь – Пекин – Эрлянь – Улан-Батор – Транссиб; Западный транскорейский коридор: Пусан – Сеул – Пхеньян – Синыйджу – Шеньян – Харбин – Транссиб; Восточный транскорейский коридор: Пусан – Раджин – Сонбон – Хасан – Транссиб.

Информация о работе Роль международных перевозок для внешней торговли Дальнего Востока России и перспективы их дальнейшего развити