Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики; свободные экономические зоны как инструмент региональной

Автор: k******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

В свою очередь, региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйст

Содержание

ие……………………………………………………………………3
1) Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики……………………………………………………….4
2) Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики…………………………………………………………………………10
3) Региональные рынки……………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………….27

Работа содержит 1 файл

СДЗ региональная экономика.docx

— 194.59 Кб (Скачать)

      Цели социального характера –  это повышение занятости населения  путём создания новых рабочих  мест, преодоление безработицы. СЭЗ  при этом способствуют повышению  качества рабочей силы за счёт  использования инноваций, новых  технологий и организационных  форм, а так же насыщению внутреннего  рынка высококачественными товарами  народного потребления и достижению  равномерного развития различных  регионов страны.

      К предпосылкам создания СЭЗ  можно отнести следующие: 

    • создание СЭЗ способствует интересам как государства в целом, так и отдельных регионов, открывает возможности выхода на зарубежные рынки, расширяет экспортно-импортный потенциал и способствует созданию конкурентоспособного рынка;
    • СЭЗ создают благоприятные возможности для свободного перемещения капитала, новейших технологий, научно-технических разработок и инноваций, развития производственной и рыночной инфраструктуры государства;
    • создание и функционирование СЭЗ способствует мотивации предпринимательской деятельности и высокопроизводительного труда, совершенствуя условия жизни населения и улучшая качество трудовых ресурсов.
    • предпосылкой создания СЭЗ так же является то, что они остаются под полной юрисдикцией государства как неотъемлемая часть его территории и не имеет никакого права на суверенизацию от общегосударственной и региональной власти.

      Все зоны, таким образом, создаются на конкретной территории, в границах определённой страны (группы стран) и с вполне определёнными предпосылками и целями. Специфика этих трёх составляющих и предопределяет специфику зоны.

      При анализе деятельности СЭЗ  с точки зрения получения валюты  целесообразно рассматривать показатель  чистого экспорта. При этом разница  между валовым и чистым экспортом  возникает из-за того, что фирмы,  размещённые в СЭЗ значительную  часть сырья и полуфабрикатов  импортируют. К сожалению, в  Украине не велось исследование  существующих СЭЗ по показателю  чистого экспорта. Официальные источники  предоставляли в основном показатели  реализованной продукции и предоставленных  услуг или валового экспорта. Поэтому эффективной выглядела  только деятельность СЭЗ "Порто-франко". Не замеченной осталась эффективность  работы СЭЗ "Азов" и "Донецк", где доля продукции, ушедшей  на экспорт соответственно 71,8 и  31,9%, что говорит о значительности  привлёчённых иностранных средств.  Эффективность работы СЭЗ "Курортополис  Трускавец" характеризуется увеличением  количества реализованной продукции  и оказанных услуг в течение  2003 года увеличилось в 13,7 раз,  в СЭЗ "Яворов" – в 9 раз,  в СЭЗ "Славутич" – в 4,3 раза [11. с.35].

      Положительный эффект от прямых  зарубежных инвестиций, привлекавшихся  в СЭЗ служил наглядным примером  для национальных фирм и потенциальных  предпринимателей для того, чтобы  перенять иностранный опыт. Хотя  в целом эффект катализатора  экономического роста от инвестиций  достаточно сложно определить, с  другой же стороны данные таблицы  2.2.1 доказывают, что 6 из 11 предприятий  достигли успеха именно посредством  привлечения прямых зарубежных  инвестиций.

      Таблица 2.2.1

      Эффективность работы украинских  СЭЗ в 2003 г.   

Название  СЭЗ Начало работы Реализовано продукции  и предоставлено услуг, млн. грн.     В том числе на экспорт, млн. грн.
"Порто-Франко" 01.01. 2000 3,6     3,6
"Азов" 21.07. 1998 64,5     46,3
"Донецк" 21.07. 1998 31,4     10
"Яворов" 17.02. 1999 205,5 -
"Закарпатье" 09.01. 1999 53,5 -
"Славутич" 30.06. 1998 47,0 -
"КурортполисТрускавец" 01.01. 2000 15,1 -

    -

    Источник: СЭЗ в теории и на практике / Снегур В.Г. // Регион. Перспективы – №6. – 2003 г. [11, с.35]

      Создание рабочих мест является  одной из основных и обязательных  особенностей любой СЭЗ, особенно  в стране с большим уровнем  безработицы. В тоже время,  в Украине процесс создания  новых рабочих мест при введении  СЭЗ проходил достаточно медленно. Таким образом, достаточно сложно  оценить однозначно деятельность  СЭЗ в Украине. Хотя это и не означает, что все они были малоэффективны. Отмена закона, содействовавшего их созданию и развитию, носила скорее политический нежели экономически обоснованный характер потому, что при отмене действия СЭЗ не было проведено никаких экономических расчётов и исследований. При анализе их эффективности и целесообразности необходимо было скорее использовать индивидуальный подход к каждой из них.

    Проблемы  СЭЗ и пути их решения. Перспективы  СЭЗ в Украине 

      Быть или не быть СЭЗам в  Украине? Вокруг этого вопроса  сломано немало политических  копий. Позиция “против” базируется  на таких аргументах. Результаты  деятельности территорий со специальным  режимом налогообложения оказались  весьма неоднородными и не  всегда оправдали ожидания. За  весь период функционирования  СЭЗ и ТПР предполагали достичь  таких показателей: привлечение  инвестиций - свыше 17,1 млрд. дол. (фактически - 2,1 млрд., или 12,2% от запланированного); создание новых и сохранение  существующих рабочих мест - 387,4 тыс. (фактически - 137,7 тыс., или 35,5% от запланированного). В общем объем использованных  субъектами спецрежимов внутренних  и внешних инвестиций составил 9,8 млрд. гривен при размере предоставленных  налоговых льгот в 8,4 млрд. гривен.

      Больше всего инвестиций привлечено  в Донбасс - 53,7% от общего объема. Только четверть из них - иностранные.  Остальные связаны с реинвестированием  прибыли отечественными предприятиями.  При этом большинство проектов  приходилось на традиционные  для Украины отрасли - металлургию,  строительство, угольную промышленность. Кроме того, свободные экономические  зоны часто использовались для  реализации сомнительных схем  импорта (например, мяса).

      Сторонники СЭЗов, наоборот, утверждают, что зоны положительно влияют  на экономику и инвестиционный  климат. По данным Института региональных  исследований НАН Украины, по  состоянию на 01.01. 2005 года с начала функционирования органами управления СЭЗ и ТПР утверждены 768 инвестиционных проектов, в том числе на ТПР - 556, в СЭЗ - 212, общая сметная стоимость которых составляет 6,67 млрд. долл. США. Наибольшая доля в освоенных инвестициях приходится на оборудование - 5,2 млрд. грн. (53,1%), денежные средства - 1,5 млрд. (15,3%), сырье и материали - 0,87 млрд. грн. (8,9%). Создано 52,1 тыс. и сохранено 85,5 тыс. рабочих мест; реализовано товаров, работ, услуг на сумму 45,4 млрд. грн., в частности на экспорт - 15,8 млрд. грн. (34,8% от общего объема реализованной продукции).

      В период 2000-2004 годов рост инвестиций  опережал рост ВВП в среднем  в 2,5 раза. В 2005 году, с отменой  СЭЗ, это соотношение снизилось  до 0,7.

      Зафиксирована общая положительная  динамика интегрированного удельного  веса развития СЭЗ в комплексе  общенациональной экономики. За  период с 1994-го до 2003 года она  увеличилась с 1,9 до 7,31%. Среднее  значение для регионов, в которых  находятся СЭЗ, за 1999-2002 годы возросло  с 5,98 до 9,81%. В лидеры вышли Закарпатская, Донецкая, Львовская области, АР  Крым и Киев.

      У адвокатов СЭЗов даже есть  “убийственный” ответ тем, кто  видит в свободных экономических  зонах только инструмент теневой  экономики, контрабанды и “отмывания  денег”. Например, приватизацию в  Украине никоим образом нельзя  назвать прозрачной, честной, а  порой и законной. Однако никому  не пришло в голову запретить  ее на этом основании. Ведь  без приватизации не может  быть рыночной экономики. 

      СЭЗ в их нынешнем виде имеют  серьезные системные недостатки. Но это означает, что эти зоны  нужно не запрещать, а совершенствовать  как апробированный мировой практикой  инструмент селективного стимулирования  деловой и экономической активности. Нельзя не признать, что в большинстве  стран мира специальные экономические  зоны могут эффективно работать  на экономику государства. А  проблематика деятельности свободных, "полукриминальных" по словам некоторых политиков, экономических зон лежит не в плоскости существования СЭЗ как таковых, а руководстве и контроле за ними, правильном определении приоритетов для каждой из них, а так же в необходимости постоянного совершенствования законодательной базы.

      Среди прочих можно назвать  такие проблемы, послужившие поводом  к отмене действия СЭЗ: 

    • неэффективность действия пяти из двенадцати специальных экономических зон;
    • возможность формирования полулегальных схем деятельности на территории СЭЗ;
    • несовершенство законодательства Украины относительно СЭЗ и отсутствие единой государственной концепции в этой области;
    • политическая нестабильность в государстве.

      Учитывая мировой опыт, чтобы  избежать криминализации СЭЗ,  было бы целесообразнее создать  не руководимые местными государственными  администрациями зоны, и уж конечно  не отменять их вообще, а предоставлять  налоговые и тарифные льготы  по прогрессивной шкале предприятиям, продукция которых идёт на  экспорт, которые создают значительное  количество рабочих мест, которые  внедряют и используют инновации  и т.п. При этом необходимо  разработать механизмы надзора  и контроля за деятельностью  СЭЗ, которые велись в условиях  строгой отчётности несколькими  надзирательными органами одновременно. В таком случае можно было  бы избежать многих проблем  ещё до того, как стал вопрос  о закрытии СЭЗ в Украине,  что бы позволило не терять  инвестиционную привлекательность. 

      За годы существования СЭЗ  в Украине, было наработано  большое количество плановых  и программных документов, посвящённых  повышению эффективности уже  имеющихся зон и привлечению  инвесторов для создания новых.  Среди таких документов и "Программа  развития в Украине (специальных) свободных экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности на период до 2010 года", которая была призвана способствовать активизации процесса развития СЭЗ во всех регионах Украины.

    Отмена 2005 года Верховной Радой налоговых  льгот всем без исключения субъектам  СЭЗ и ТПР неоднозначно повлияло на экономику. С одной стороны, выравнивание условий для конкуренции и «заплаты» некоторые бюджетные дыры, а с другой - внезапно и кардинально изменены правила игры для сотен компаний, которые в рамках СЭЗ и ТПР обеспечивали работой более 140 тыс. человек. Отрицательная динамика инвестиционной активности в Украине заставили правительство искать возможности решать проблемы инвесторов в СЭЗ и ТПР. Однако учитывая «цену вопроса» и ограниченность полномочий Кабмина реальный выход из ситуации возможен только с помощью принятия соответствующего закона.

    Стоит отметить, что Украине нецелесообразно  отказываться от льготных методов стимулирование бизнеса, особенно в условиях усиления конкуренции между странами на международном рынке инвестиций. Однако важно законодательно определить принципы и максимально допустимые размеры таких льгот в зависимости от объемов заемных инвестиций и / или созданных рабочих мест. При этом следует предусмотреть дифференциацию размеров фискальных льгот от уровня социально-экономического развития территорий, на которых фактически осуществляют деятельность соответствующие субъекты. 
 
 
 
 
 
 

    3) По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

    Региональные  рынки могут существовать как  при лимитно - распределительной  системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются  и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота  и соответствующее товарное обеспечение  для каждого территориально-административного  образования устанавливается директивными планами.

Информация о работе Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики; свободные экономические зоны как инструмент региональной