gn="justify">
Самым
масштабным экспериментом, который
к этому времени реализовывали в Украине
в сфере регионального развития, несомненно,
является введение в конце 1990-х годов специальных
правовых режимов для инвестиционной
деятельности в рамках 11 специальных экономических
зон (СЭЗ) и на территориях приоритетного
развития (ТПР) в 9 регионах страны
Свободные
экономические зоны (СЭЗ) – ограниченные
территории, города, морские и авиационные
порты, в которых действуют особые
льготные экономические условия
для национальных и иностранных
предпринимателей, способствующие решению
внешне торговых, общекоммерческих, социальных,
научно-технических и научно-технологических
задач.
Свободные
экономические зоны являются одним
из примеров государственного регулирования
экономики путём льготного налогообложения,
кредитования и др. Создание таких
зон в государстве имеет своей
целью развитие приоритетных отраслей
экономики, отдельных регионов посредством
предоставления в таких зонах
льготных условий существования
предприятий. Таким образом, государство
пытается улучшить инвестиционный климат
в определённых отраслях и регионах,
способствовать развитию малого и среднего
бизнеса, а так же обновлению материально-технической
базы производства.
СЭЗ
являются предметом широких дискуссий
в литературе на протяжении всего
периода их существования в Украине,
и даже после постановления об
отмене их действия.
Специальной
(свободной) экономической зоной
считается часть территории Украины,
на которой установлен специальный
правовой режим хозяйственной деятельности,
особый порядок применения и действия
законодательства Украины. На территории
специальной (свободной) экономической
зоны могут вводиться льготные таможенные,
налоговые, валютно-финансовые и прочие
условия предпринимательства отечественных
и иностранных инвесторов.
Специальные (свободные) экономические
зоны создаются с целью привлечения
инвестиций и эффективного их
использование, активизации совместно
с иностранными инвесторами предпринимательской
деятельности с целью увеличения
экспорта товаров, поставок на
внутренний рынок высококачественной
продукции и услуг, внедрение
новых технологий, развития инфраструктуры
рынка, улучшение использования
естественных, материальных и трудовых
ресурсов, ускорение социально-экономического
развития Украины.
Большинство
свободных экономических зон
имеют сравнительно небольшую территорию
и относятся к категории «точечных»
объектов, но есть среди них и
довольно обширные, и даже очень
большие по площади. Одно из непременных
условий возникновения СЭЗ —
наличие выгодного экономико-географического
положения. Для небольших, «точечных»,
СЭЗ это прежде всего соседство
с международным портом или аэропортом.
Определенные
понятийно-терминологические трудности
возникают и при классификации
свободных экономических зон, выделении
различных их типов (видов). Чаще всего
основой для классификации СЭЗ
служат четыре главных критерия: 1) характер
деятельности и функциональное предназначение;
2) степень интегрированности в
мировую и национальную экономику;
3) отраслевой признак; 4) характер собственности
(они могут быть государственными,
частными и смешанными). Все это
создает достаточно широкий диапазон
для разного рода трактовок: одни
авторы считают, что существует до 25—30
разновидностей СЭЗ, другие ограничиваются
10—15 и еще меньшим числом их типов.
Но в любом случае очень важна
группировка этих типов, объединение
их в несколько родственных групп.
Первую
группу образуют торговые СЭЗ. Это одна
из наиболее ранних (возникших еще
в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных
экономических зон. К ней относятся
свободные таможенные зоны, торгово-складские
зоны, свободные порты, но в первую очередь
— зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие
наиболее широкое распространение. Зоны
свободной торговли обычно создаются
на территории морских портов и аэропортов
или в непосредственной близости от них.
Они пользуются таможенной экстерриториальностью:
хранящиеся и продающиеся в них товары
не подлежат обычному таможенному контролю.
Одной из разновидностей зон свободной
торговли считают и магазины «Дьюти фри»
(Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом
беспошлинной торговли и ставшие необходимой
принадлежностью многих международных
аэропортов.
Вторую
группу образуют промышленно-производственные
СЭЗ, также имеющие несколько
разновидностей. СЭЗ этой группы принято
подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные.
Первые из них работают на внешний
рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных
зон значительно больше, так что
они в основном и формируют
вторую группу СЭЗ. В отличие от зон
свободной торговли, экспортно-производственные
зоны предназначены прежде всего
для увеличения экспортного потенциала
страны и, соответственно, ее валютных
доходов. Некоторые из них возникли
на базе трансформации зон свободной
торговли, но большинство создавалось
целенаправленно с экспортной ориентацией.
Для многих таких зон характерно
преобладание сборочных предприятий.
Третью
группу образуют научно-технологические
(технико-внедренческие) СЭЗ, в которых
концентрируются национальные и
зарубежные проектные, исследовательские,
научно-производственные фирмы, также
пользующиеся единой системой налоговых
и финансовых льгот. Задача таких
СЭЗ заключается в разработке
и внедрении в отечественную
практику новейших технологий. Они
имеют характер инновационных и
научных центров, научных, исследовательских
парков, технопарков и др.
Четвертую
группу образуют сервисные СЭЗ, предоставляющие
льготные условия тем фирмам и
учреждениям, которые специализируются
на оказании различного рода услуг, в
основном финансовых, но также и
других. Среди них различают офшорные
зоны, финансовые центры, центры предоставления
банковских, туристических и иных
услуг.
Пятую
группу образуют комплексные СЭЗ. Они
не имеют узкой специализации, а
охватывают разные стороны экспортно-импортной,
производственной и инновационной
деятельности, отчего их внутренняя стуктура
наиболее сложна. Как правило, комплексные
СЭЗ и по размерам значительно
больше других. Они могут занимать
территорию целого района, административной
области, а в отдельных случаях
и более крупного региона.
Наконец,
в шестую группу можно включить международные
СЭЗ, которые стали возникать
сравнительно недавно. Такие зоны создаются
в приграничных районах двух или
нескольких стран с участием как
частных фирм, так и соответствующих
государств. Наиболее ярким примером
международной СЭЗ может служить
создаваемая на границе России, Китая
и КНДР зона Туманган.
На территории Украины могут
создаваться специальные (свободные)
экономические зоны разных функциональных
типов: свободные таможенные зоны
и порты, экспортные, транзитные
зоны, таможенные склады, технологические
парк, технополис, комплексные производственные
зоны, туристично-рекреационные, страховые,
банковские и т.п. Отдельные
экономические зоны могут объединять
в себе функции, присущий разным
типам специальных (свободных) экономических
зон.
Необходимо подчеркнуть две решающие
особенности СЭЗ. Во-первых, для
каждой такой зоны характерны
специфические, по сравнению со
всей страной, экономические отношения
в сфере производства и распределения
необходимого и дополнительного
продуктов, произведенных на ее
территории. Во-вторых, способность
СЭЗ к диффузному расширению
и распространению своих пределов
на другие, связанные с нею
непосредственно или же опосредствовано,
хозяйственные сферы, отрасли и территории.
Мировой экономике известно немало
модификаций того, что в Украине
принято называть СЭЗ: свободные
экономические зоны, территории
приоритетного развития, зоны совместного
предпринимательства, особые экономические
районы, зоны внешней торговли, промышленно-предпринимательские
зоны, сервисные зоны, зоны развития
экспорта, технологические парки,
технополисы, свободные таможенные
зоны и т.д. Все эти экономические
формы, объединенные общим принципом
главного стимулирования инвестиций,
можно классифицировать по двум основным
блокам. Первый, экспортно-производственный,
преследует цель обеспечить достаточные
темпы догоняющего экономического развития.
Наиболее распространены такие зоны в
развивающихся странах (Азиатский, Африканский,
Латиноамериканский регионы, Восточная
Европа). Второй блок - научно-технологический
- включает технополисы, технопарки, научно-технические
зоны, создаваемые с амбициозными целями
опережающего экономического роста. Например,
в Нидерландах 45 технополисов, в Германии
- 50. В Великобритании действуют 25 зон и
технопарков, в Японии - 20 научно-технических
зон.
Выбор разновидности СЭЗ обычно
обуславливается рядом факторов,
в частности наличием регионально-экономических
диспропорций, депрессивных территорий,
зонального избытка невостребованной
рабочей силы, необходимостью стимулирования
определенных отраслей промышленности
и т.д. Проблема СЭЗ имеет
и геополитическое измерение,
а именно: перспективы интеграции
государства в современную мировую
экономику, определение ее места
в глобальном разделении труда.
На сегодняшний день в Украине
создано 11 СЭЗ: "Азов", "Донецк";
"Закарпатье"; "Яворов", "Автопорт
"Краковец"" как часть специальной
экономической зоны "Яворов"; "Славутич";
"Курортополис "Трускавец"; "Порто-Франко";
"Рени"; "Порт Крым"; "Интерпорт
Ковель"; "Николаев".
Специфика
каждой из всего многообразия существующих
форм СЭЗ предопределяется подходами
к её созданию. Существует несколько
таких подходов:
- во-первых,
с точки зрения размещения производительных
сил на территории страны или региона;
- во-вторых,
с точки зрения производства и распределения
товаров и услуг, произведенных в свободной
экономической зоне;
- в-третьих,
с точки зрения организационных форм,
возможных и целесообразных в пределах
СЭЗ.
Подходы можно так же разделить
на территориальные и режимные.
С позиции первого оформляется
конкретно обозначенная территория,
а с позиции второго – введение
особого режима, допускающего предоставление
определённых преимуществ. Следует
отметить, что указанные подходы
составляют основу определения
СЭЗ, а концепция их создания
изложена в качестве основ
классификации.
При рассмотрении подхода к
созданию СЭЗ с точки зрения
размещения производительных сил
на территории основываются на
использовании имеющихся на этой
конкретной территории ресурсов
– природных, трудовых, производственных,
а так же на возможности
привлечения из других территорий
(стран) недостающих факторов
развития. Согласно второму подходу,
при создании СЭЗ необходимо
решить задачи производства и
распределения общественного продукта,
то есть установление общественных
отношений, в основе которых
– отличия от установившихся
в стране экономико-правовых отношений.
Первый и второй подходы к
созданию СЭЗ являются наиболее
универсальными, общими опосредованными
закономерностями общественного
развития, и с этой точки зрения
– необходимыми для обоснования
любых зон. Третий подход определяет
типовые различия зон и ближе
всего подводит к необходимости
их классификации.
Цели, которые ставит перед собой
государство, создавая свободные
экономические зоны, различны и
могут быть классифицированы
в три группы: экономические, научно-технические
и социальные. Ниже будет приведена
краткая характеристика каждого
вида целей.
Экономические цели – это привлечение
иностранного капитала благодаря
льготному налогообложению, льготному
таможенному режиму и стабильному
законодательству, предоставление
доступа к внешнеэкономической
деятельности. Их достижение может
позволить эффективно использовать
местные ресурсы, достичь роста
валютных поступлений в государственные
и региональные бюджеты, расширить
рынок высококачественной продукции.
Научно-технические цели состоят
в привлечении передовых зарубежных
и отечественных технологий, активизации
инновационных процессов, привлечении
научных и инженерных кадров
из-за рубежа, повышении эффективности
использования производственных
мощностей и повышении информатизации
общества.