Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики; свободные экономические зоны как инструмент региональной

Автор: k******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

В свою очередь, региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйст

Содержание

ие……………………………………………………………………3
1) Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики……………………………………………………….4
2) Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики…………………………………………………………………………10
3) Региональные рынки……………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………….27

Работа содержит 1 файл

СДЗ региональная экономика.docx

— 194.59 Кб (Скачать)
gn="justify">    Самым масштабным экспериментом, который  к этому времени реализовывали в Украине в сфере регионального развития, несомненно, является введение в конце 1990-х годов специальных правовых режимов для инвестиционной деятельности в рамках 11 специальных экономических зон (СЭЗ) и на территориях приоритетного развития (ТПР) в 9 регионах страны

    Свободные экономические зоны (СЭЗ) – ограниченные территории, города, морские и авиационные  порты, в которых действуют особые льготные экономические условия  для национальных и иностранных  предпринимателей, способствующие решению  внешне торговых, общекоммерческих, социальных, научно-технических и научно-технологических  задач.

    Свободные экономические зоны являются одним  из примеров государственного регулирования  экономики путём льготного налогообложения, кредитования и др. Создание таких  зон в государстве имеет своей  целью развитие приоритетных отраслей экономики, отдельных регионов посредством  предоставления в таких зонах  льготных условий существования  предприятий. Таким образом, государство  пытается улучшить инвестиционный климат в определённых отраслях и регионах, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а так же обновлению материально-технической  базы производства.

    СЭЗ являются предметом широких дискуссий  в литературе на протяжении всего  периода их существования в Украине, и даже после постановления об отмене их действия.

    Специальной (свободной) экономической зоной  считается часть территории Украины, на которой установлен специальный  правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической  зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.

      Специальные (свободные) экономические  зоны создаются с целью привлечения  инвестиций и эффективного их  использование, активизации совместно  с иностранными инвесторами предпринимательской  деятельности с целью увеличения  экспорта товаров, поставок на  внутренний рынок высококачественной  продукции и услуг, внедрение  новых технологий, развития инфраструктуры  рынка, улучшение использования  естественных, материальных и трудовых  ресурсов, ускорение социально-экономического  развития Украины. 

    Большинство свободных экономических зон  имеют сравнительно небольшую территорию и относятся к категории «точечных» объектов, но есть среди них и  довольно обширные, и даже очень  большие по площади. Одно из непременных  условий возникновения СЭЗ —  наличие выгодного экономико-географического  положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это прежде всего соседство  с международным портом или аэропортом.

    Определенные  понятийно-терминологические трудности  возникают и при классификации  свободных экономических зон, выделении  различных их типов (видов). Чаще всего  основой для классификации СЭЗ  служат четыре главных критерия: 1) характер деятельности и функциональное предназначение; 2) степень интегрированности в  мировую и национальную экономику; 3) отраслевой признак; 4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными). Все это  создает достаточно широкий диапазон для разного рода трактовок: одни авторы считают, что существует до 25—30 разновидностей СЭЗ, другие ограничиваются 10—15 и еще меньшим числом их типов. Но в любом случае очень важна  группировка этих типов, объединение  их в несколько родственных групп.

    Первую  группу образуют торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних (возникших еще  в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных  экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.

    Вторую  группу образуют промышленно-производственные СЭЗ, также имеющие несколько  разновидностей. СЭЗ этой группы принято  подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний  рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что  они в основном и формируют  вторую группу СЭЗ. В отличие от зон  свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего  для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной  торговли, но большинство создавалось  целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

    Третью  группу образуют научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ, в которых  концентрируются национальные и  зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также  пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот. Задача таких  СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную  практику новейших технологий. Они  имеют характер инновационных и  научных центров, научных, исследовательских  парков, технопарков и др.

    Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ, предоставляющие  льготные условия тем фирмам и  учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в  основном финансовых, но также и  других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

    Пятую группу образуют комплексные СЭЗ. Они  не имеют узкой специализации, а  охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной  деятельности, отчего их внутренняя стуктура наиболее сложна. Как правило, комплексные  СЭЗ и по размерам значительно  больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях  и более крупного региона.

    Наконец, в шестую группу можно включить международные  СЭЗ, которые стали возникать  сравнительно недавно. Такие зоны создаются  в приграничных районах двух или  нескольких стран с участием как  частных фирм, так и соответствующих  государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить  создаваемая на границе России, Китая  и КНДР зона Туманган.

      На территории Украины могут  создаваться специальные (свободные)  экономические зоны разных функциональных  типов: свободные таможенные зоны  и порты, экспортные, транзитные  зоны, таможенные склады, технологические  парк, технополис, комплексные производственные  зоны, туристично-рекреационные, страховые,  банковские и т.п. Отдельные  экономические зоны могут объединять  в себе функции, присущий разным  типам специальных (свободных) экономических зон.

      Необходимо подчеркнуть две решающие  особенности СЭЗ. Во-первых, для  каждой такой зоны характерны  специфические, по сравнению со  всей страной, экономические отношения  в сфере производства и распределения  необходимого и дополнительного  продуктов, произведенных на ее  территории. Во-вторых, способность  СЭЗ к диффузному расширению  и распространению своих пределов  на другие, связанные с нею  непосредственно или же опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.

      Мировой экономике известно немало  модификаций того, что в Украине  принято называть СЭЗ: свободные  экономические зоны, территории  приоритетного развития, зоны совместного  предпринимательства, особые экономические  районы, зоны внешней торговли, промышленно-предпринимательские  зоны, сервисные зоны, зоны развития  экспорта, технологические парки,  технополисы, свободные таможенные  зоны и т.д. Все эти экономические  формы, объединенные общим принципом главного стимулирования инвестиций, можно классифицировать по двум основным блокам. Первый, экспортно-производственный, преследует цель обеспечить достаточные темпы догоняющего экономического развития. Наиболее распространены такие зоны в развивающихся странах (Азиатский, Африканский, Латиноамериканский регионы, Восточная Европа). Второй блок - научно-технологический - включает технополисы, технопарки, научно-технические зоны, создаваемые с амбициозными целями опережающего экономического роста. Например, в Нидерландах 45 технополисов, в Германии - 50. В Великобритании действуют 25 зон и технопарков, в Японии - 20 научно-технических зон.

      Выбор разновидности СЭЗ обычно  обуславливается рядом факторов, в частности наличием регионально-экономических  диспропорций, депрессивных территорий, зонального избытка невостребованной  рабочей силы, необходимостью стимулирования  определенных отраслей промышленности  и т.д. Проблема СЭЗ имеет  и геополитическое измерение,  а именно: перспективы интеграции  государства в современную мировую  экономику, определение ее места  в глобальном разделении труда. 

      На сегодняшний день в Украине  создано 11 СЭЗ: "Азов", "Донецк"; "Закарпатье"; "Яворов", "Автопорт "Краковец"" как часть специальной  экономической зоны "Яворов"; "Славутич"; "Курортополис "Трускавец"; "Порто-Франко"; "Рени"; "Порт Крым"; "Интерпорт  Ковель"; "Николаев".

    Специфика каждой из всего многообразия существующих форм СЭЗ предопределяется подходами  к её созданию. Существует несколько  таких подходов:

    • во-первых, с точки зрения размещения производительных сил на территории страны или региона;
    • во-вторых, с точки зрения производства и распределения товаров и услуг, произведенных в свободной экономической зоне;
    • в-третьих, с точки зрения организационных форм, возможных и целесообразных в пределах СЭЗ.

      Подходы можно так же разделить  на территориальные и режимные. С позиции первого оформляется  конкретно обозначенная территория, а с позиции второго – введение  особого режима, допускающего предоставление  определённых преимуществ. Следует  отметить, что указанные подходы  составляют основу определения  СЭЗ, а концепция их создания  изложена в качестве основ  классификации. 

      При рассмотрении подхода к  созданию СЭЗ с точки зрения  размещения производительных сил  на территории основываются на  использовании имеющихся на этой  конкретной территории ресурсов  – природных, трудовых, производственных, а так же на возможности  привлечения из других территорий (стран) недостающих факторов  развития. Согласно второму подходу,  при создании СЭЗ необходимо  решить задачи производства и  распределения общественного продукта, то есть установление общественных  отношений, в основе которых  – отличия от установившихся  в стране экономико-правовых отношений.  Первый и второй подходы к  созданию СЭЗ являются наиболее  универсальными, общими опосредованными  закономерностями общественного  развития, и с этой точки зрения  – необходимыми для обоснования  любых зон. Третий подход определяет  типовые различия зон и ближе  всего подводит к необходимости  их классификации. 

      Цели, которые ставит перед собой  государство, создавая свободные  экономические зоны, различны и  могут быть классифицированы  в три группы: экономические, научно-технические  и социальные. Ниже будет приведена  краткая характеристика каждого  вида целей. 

      Экономические цели – это привлечение  иностранного капитала благодаря  льготному налогообложению, льготному  таможенному режиму и стабильному  законодательству, предоставление  доступа к внешнеэкономической  деятельности. Их достижение может  позволить эффективно использовать  местные ресурсы, достичь роста  валютных поступлений в государственные  и региональные бюджеты, расширить  рынок высококачественной продукции. 

      Научно-технические цели состоят  в привлечении передовых зарубежных  и отечественных технологий, активизации  инновационных процессов, привлечении  научных и инженерных кадров  из-за рубежа, повышении эффективности  использования производственных  мощностей и повышении информатизации  общества.

Информация о работе Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики; свободные экономические зоны как инструмент региональной