Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики; свободные экономические зоны как инструмент региональной

Автор: k******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

В свою очередь, региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйст

Содержание

ие……………………………………………………………………3
1) Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики……………………………………………………….4
2) Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики…………………………………………………………………………10
3) Региональные рынки……………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………….27

Работа содержит 1 файл

СДЗ региональная экономика.docx

— 194.59 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………3

    1) Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики……………………………………………………….4

    2) Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики…………………………………………………………………………10

    3) Региональные рынки……………………………………………………23

    Заключение…………………………………………………………………26

    Список  использованной литературы…………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Я считаю, что для рассмотрения данных тем, для начала, нужно определить, что такое регион.  Регион (лат. regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.

    В свою очередь, региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции. Региональная экономика возникла в Соединенных Штатах в 50-е годах двадцатого столетия на стыке экономики и экономической географии в трудах основателя региональной науки Уолтера Айзарда. С 60-х годов двадцатого столетия региональная экономика получила развитие в СССР, где трактовалась как отраслевая экономическая наука, исследующая экономическое развитие регионов в целях планирования территориальной организации хозяйства.

    В данной работе я попытаюсь рассмотреть: роль местных органов власти в  организации региональной экономической  политики, свободные экономические  зоны и региональные рынки.

    Данная  работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1) Роль местных органов власти  в реализации региональной экономической политики.

    Целью местного экономического развития является формирование экономического потенциала населенной местности для улучшения  экономического будущего и повышения  уровня жизни всего населения.

    Это процесс, в котором государственные, частные и неправительственные  организации работают вместе для  создания лучших условий для экономического роста и создания занятности.

    Каждый  экономический регион обладает уникальными  местными условиями, которые способствуют или препятствуют его экономическому развитию. Данные условия должны формировать  основу разработки и внедрения стратегии  местного экономического развития. Добросовестная практика говорит о том, что для  формирования сильной местной экономики  каждое местное сообщество должно предпринимать  совместные и стратегически планируемые  действия для того, чтобы понять и затем действовать в соответствии с сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами, существующими  в данной местности. Такой процесс  должен позволить различным регионам стать более привлекательными для  бизнеса, рабочих и институтов, оказывающих  помощь.

    Успешная деятельность регионов создает материальные блага, рабочие места и повышают стандарты жизни в населенных местностях. Однако процветание регионов зависит от благоприятных условий бизнеса. Местные органы управления играют существенную роль в создании благоприятных условий для успешного развития экономических регионов. Наиболее оптимальная реализация такой политики достигается путем партнерства интересов местного органа управления, бизнеса и широкой общественности.

    Населенные  местности внутри и между регионами  конкурируют при привлечении  и удержании инвестиций. Однако, существует много примеров, которые  свидетельствуют о том, что сотрудничество населенных местностей (как сельских, так и городских) друг с другом способствует совместному росту их экономик. Например, этого можно достичь путем осуществления инфраструктурных или экологических преобразований, которые будут иметь как региональный, так и местный эффект.

    Местные органы управления, по отдельности  или объединившись в группы, все  больше и больше вступают в посредничество с центральными правительствами  для достижения результатов местного экономического развития.

    Растущая  сложность проблем, возникающих  в отношениях современных унитарных  государств с регионами, и расширение круга участников, принимающих участие  в выработке и реализации региональной политики, усиливают значение субнационального уровня управления и самоуправления и побуждают анализировать его  преимущества и недостатки в институциональной  механизме регионального развития.

    Новые подходы в региональной политике европейских государств все больше направлены на передачу полномочий и  ресурсов на субнациональном уровне, благодаря чему регионы теперь могут  сами развивать собственные территории и повышать свою конкурентоспособность. Министерства и другие центральные  органы власти действуют преимущественно  как координаторы и партнеры регионального  развития, который осуществляют сами регионы.

    Эффективность государственного регулирования развития регионов и регионального управления существенно зависит от взаимодействия между центральными органами государственной  исполнительной власти, местными (на уровне регионов) органами государственной  исполнительной власти и органами регионального (областного) самоуправления, а также  от оптимальной системы организации  власти непосредственно на уровне субнациональных  регионов первичного разделения. Важное значение имеет нормативное закрепление  правового статуса и полномочий органов власти, действующих на этом уровне.

    Поиск оптимальной модели институционального механизма, осуществляющего государственную  региональную политику в центрально-европейских странах, не был простым и сопровождался определенными ошибками. В частности, в свое время здесь случалось определенное ослабление представительных органов регионального уровня и резкое увеличение единиц местного самоуправления базового уровня. Например, в Чехии в начале 90-х годах были ликвидированы региональные (краевые) представительные органы власти, а управление осуществляли исключительно органы власти. Подобная ситуация возникла в Польше, где в условиях отсутствия представительного органа на уровне дореформенного воеводства власть осуществляла администрация назначаемого и подотчетного центральному правительству воеводы. Такие тенденции не совпадали с организацией регионального управления в государствах-членах Европейского Союза, и позже от них отказались.

    В Украине вопросы институционального обеспечения развития на уровне регионов регулируются Законом «О местном  самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 года, который, по сути, является базовым. Именно на основании этого закона были разработаны законопроекты (работа над некоторыми из них продолжается), в которых должны быть регламентированы отдельные вопросы функционирования местного самоуправления, например: «О коммунальной собственности »,« О выборах депутатов местных советов и сельских, городских глав »,« О службе в органах местного самоуправления », «Об органах самоорганизации населения», «О муниципальной милиции», «О местных референдумах »,« О символике местного самоуправления »и тому подобное. Необходимость принятия указанных законов предусмотрено в Законе «О местном самоуправлении в Украине ».

    Практика  регионального развития дает основания  утверждать, что в условиях современной  Украины на развитие и функционирование регионов существенно влияют региональные органы власти, действующие на уровне областей и осуществляющие организационно-распорядительные функции - областные государственные администрации и территориальные подразделения министерств и ведомств.

    На  сегодня в компетенцию областных  государственных администраций в области социально-экономического развития относится:

  • разработка проектов программ социально-экономического развития и представление их на утверждение соответствующему совету;
  • обеспечения их выполнения, обеспечения эффективного использования природных,
  • трудовых и финансовых ресурсов, составление необходимых для управления социально-экономическим развитием соответствующей области балансов трудовых, материально-финансовых и других ресурсов, представления областном совете заключений о целесообразности  размещения на соответствующей территории новых предприятий независимо от форм собственности;
  • внесение по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предложений о создании специальных экономических зон;
  • разработка и внесение предложений в проекты государственных программ социального и экономического развития Украины, их финансово-экономического обеспечения.

В свою очередь, областные советы наделены такими полномочиями:

  • утверждения программ социально-экономического и культурного развития области, целевых программ по другим вопросам, заслушивание отчетов об их исполнении;
  • утверждение областных бюджетов, внесения в них, утверждение отчетов об их исполнении;
  • распределение переданных из государственного бюджета средств в виде дотаций соответственно между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значение;
  • решение по поручению соответствующих советов вопросов о продаже, предоставления в аренду, концессию или под залог объектов коммунальной собственности, которые обеспечивают общие потребности территориальных обществ;
  • решение вопросов относительно управления объектами общей собственности территориальных обществ сел, поселков, городов, районов в городах;
  • регулирования земельных отношений;
  • делегирование областным государственным администрациям отдельных полномочий областных советов, предоставление согласия на передачу объектов из государственной в общую собственность территориальных обществ сел, поселков, городов.

    Для преодоления этих негативных тенденций  необходимо внести изменения в законодательства с целью расширения контрольных функций областных советов.

    В ч. 4 ст. 140 Основного Закона Украины  указано, что областные советы (порайонные) - это органы местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов. Правовой статус областных и районных советов характеризуется определенными особенностями, обусловленными тем обстоятельством, что согласно п. 2 ст. 10 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине »областные и районные советы являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных обществ сел, поселков, городов в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, а также переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.

    Анализ  этого конституционного положения  и особенно опыт функционирования органов местной власти свидетельствуют об острой необходимости дальнейшего реформирования действующей системы местного самоуправления в целях усиления собственной правосубъектности регионов.

    Серьезной проблемой, которая значительно  усложняет продвижение регионального  развития, остается взаимодействие местных органов государственной исполнительной власти и соответствующих представительных органов. На сегодня наибольшее количество властных

полномочий на региональном уровне относится к смежной компетенции местных государственных администраций, что противоречит современным тенденциям регионального управления и развития. На практике это приводит к конкуренции компетенций, неоправданного вмешательства органов государственной исполнительной власти в сфере местного самоуправления, параллелизма и дублирования при решении конкретных вопросов развития

территориальных общин и регионов.

    Выходом из этой ситуации могло бы быть закрепление  на законодательном уровне нормы о том, что один объект не может относиться к сфере управления двух субъектов.

    Но  на сегодня представляется более  реальной возможность четко определить исключительную компетенцию местных государственных администраций и органов местного самоуправления, а сферу смежной компетенции свести к минимуму.  
 
 
 
 
 

    2) Свободные экономические зоны как инструмент регулирования политики.

Информация о работе Роль местных органов власти в реализации региональной экономической политики; свободные экономические зоны как инструмент региональной