Роль материально-технической базы в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, доклад

Описание работы

Как и всякий другой вид трудовой деятельности, учебно-воспитательный процесс невозможен без участия в нем личного и вещественного факторов.

Содержание

Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования:
1.Определение понятия материальная база…………………………...5
2.Основные и оборотные фонды………………………………………7
Заключение……………………………………………………..............10
Список используемой литературы……………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО

« Стерлитамакская  государственная педагогическая академия 

им. Зайнаб Биишевой» 

 
 
 
     Кафедра экономики

                                                                                    и менеджмента 
 
 

     Доклад

     По  экономике образования

     Роль  материально-технической базы в  образовательном процессе

                           
 

       

                                                                                  

    Содержание

     Сущность  материально-технической базы и состав основных фондов       образования:

     1.Определение  понятия материальная база…………………………...5

     2.Основные  и оборотные фонды………………………………………7

     Заключение……………………………………………………..............10

     Список  используемой литературы……………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования.

     1.определение  понятия материальная  база.

     Как и всякий другой вид трудовой деятельности, учебно-воспитательный процесс невозможен без участия в нем личного  и вещественного факторов.

     Положение о материально-технической базе учреждения просвещения юридически закреплено в российском Законе об образовании. «Образовательное учреждение обязательно обеспечить содержанием закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущественных комплексов, оснащение и оборудования, имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории» (ст. 44, п. 1) .

     Итак, каждое образовательное учреждение располагается материально-технической базой. Что же такое???

     Материально-техническая  база означает совокупность вещественных элементов, необходимых для формирования и развития учебных заведений  и образовательного комплекса в  целом.

     Это материальный фундамент процесса воспитания и обучения дошкольников, учащихся, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. К материально-технической базе относится все закрепленные за системой образования материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта учащихся, студентов и преподавателей.

     По  экономическому содержанию материально-вещественных средств образования выделяются две группы фондов: основные и обратные. Различие между ними надо проводить не по внешней натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на создаваемый продукт. Оборотные фонды образования в нашей литературе обычно называются малоценными быстроизнашивающимися предметами, что не совсем точно отражает из сущность.

     2.Основные  и оборотные фонды

     К обратным фондам относятся та часть  производственных фондов, которая целиком  потребляется в течение одного производственного  цикла, полностью и единовременно  переносит свою стоимость  на продукт труда. В эти фонды практически включаются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые раньше ( до либерализации цен) имели стоимость 50 руб. и срок службы до одного года, а также реактивы, химикаты, топливо, электроэнергия, канцелярские товары и другое.

     В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. При этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

     Каково  количественное соотношение между  основными и оборотными фондами  образования? На основные фонды приходиться  подавляющая часть. Основные фонды  с полным правом можно рассматривать в качестве экономического выражения учебно-материальной базы или производственного аппарата отрасли образования.

     Состав  основных фондов разнообразен. В зависимости  от натурально-вещественной формы и  из роль в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов:

  1. Здание детских садов, школ, училищ, вузов, мастерских, лабораторий, где непосредственно совершается воспитание, обучение и научная деятельность.
  2. Здания различного рода вспомогательных служб, например, складов для хранения учебного и научного оборудования. Хозяйственного инвентаря, общежитий, столовых и т. д.
  3. Учебное и научное оборудование, включая ТСО, ЭВМ, станки и машины в мастерских, лабораториях, на учебных сельскохозяйственных станциях и опытных полях.
  4. Транспортные средства
  5. Библиотечные фонды
  6. Другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.

     Эти разновидности основных фондов принимают  неодинаковое участие в учебном  процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Если первые из них создают только материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, то вторые, как правило, непосредственно связаны с учебным процессом и научной работой пре6подователей, а потому играют активную роль.

     В отличии от промышленности  и  сельского хозяйства, в просвещении  большую долю занимает пассивная  часть: здания, сооружения, склады и  прочие основные фонды. Разумеется, с  развитием научно-технического прогресса  закономерно должна возрастать доля активной части основных фондов, что связано с необходимостью увеличения библиотечного фонда, внедрения в учебный процесс и научные исследования современных ЭВМ, различного оборудования.

     Выявление состояния и структуры основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей учебных заведений для их эффективной работы, а также для определения путей укрепления и развития учебно-материальной базы образования. А это непосредственно связано с необходимостью совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.

     Поскольку основные фонды выступаю в товарной форме, их учет и планирование осуществляется в натуральных стоимостных показателях. К натуральным показателям относятся число зданий и количество в них места для обучения, наличие мест в лабораториях  и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для занятий с обучающимися при нормальных условиях и т. д. Натуральные показатели берутся за основу составления плана материального-технического обеспечения учебных заведений.

     С помощью стоимостных показателей  определяется объем капитальных  вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы  на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов и динамики их изменения. В образовательных учреждениях, в отличии от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, фонд амортизации не создается.

     Однако  в масштабе Министерства образования  нашей страны имеются так называемые расчетные нормы на амортизацию  по видам и группам основных фондов

     Выводы:

     В современном мире особое значение приобретает  наличие у государства качественной, развитой системы образования. Уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется развитием материальной базы, уровнем интеллектуализации общества, способностью производить, усваивать и применять новые знания. Все это непосредственно тесно связано с уровнем развития системы образования. В .свою очередь, развитие самой сферы образования упирается на наличие высокоразвитой материально-технической базы.

     По  итогам проделанного исследования целесообразно  затронуть некоторые наиболее важные положения и сформулировать основные выводы и результаты диссертационного исследования.

     Следует отметить, что система образования - это одна из важнейших, приоритетных отраслей народного хозяйства. Главная  цель образования заключается в  удовлетворении потребности людей в образовательных услугах, в интересах успешного развития духовных и других способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. С достижением этой цели одновременно обеспечивается социальный и экономический эффект.

     Система образования — это, прежде всего, важная составная часть национальной экономики и социально-экономического организма общества, взаимодействующая  с остальными его звеньями. Именно образовательная отрасль в современных  условиях располагает наибольшими объединительными свойствами. Это все и обусловливает ряд особенностей, а также специфичную роль и место образовательного комплекса в системе народного хозяйства.

     Особо важное значение в работе отводится  одному из существенных и основополагающих факторов образовательной инфраструктуры - ее материально-технической базе. К материально-технической базе относятся все закрепленные за системой образования материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта учащихся, студентов и преподавателей.

     Материальная  база образовательного комплекса обладает, в отличие от других отраслей народного  хозяйства, рядом особенностей. В  чем же именно заключается специфика  материальной базы отрасли образования? Прежде всего, эта база непосредственно связана не с материальным производством, где создаются вещественные блага, а с учебным и научным процессом, результатом которого являются образовательные и частично научные услуги. Отсюда и наименование фундамента сферы образования: «учебно-материальная база».

     Что касается содержания материально-вещественных средств образования, то тут можно  выделить две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними надо проводить не по внешней натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на создаваемый продукт. В нашей литературе обычно оборотные фонды называются малоценными и быстроизнашивающимися предметами, и это не совсем точно отображает их сущность. Что касается количественного соотношения между основными и оборотными фондами образования, то можно сказать, что на основные фонды приходится более 90%, а на оборотные фонды менее 10%. В последующем, в связи с реализацией национального проекта и Концепции модернизации в области образования будет наблюдаться увеличение этого соотношения в пользу основных фондов.

     Основные  фонды, в отличие от оборотных  фондов, функционирующих непродолжительное  время, долговременно обслуживают  учебно-воспитательный и научно-исследовательский  процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. При этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

     Интересы  успешного решения ответственных  задач, стоящих перед социально-экономическим  развитием всего государства, способности поддержания конкурентоспособности на мировом рынке невозможно без наличия соответствующей системы образования. С этих позиций образование является национальным ресурсом развития государства, приращения его социально-экономического и интеллектуального потенциала, роста качества жизни населения. Именно поэтому необходимо решить задачи, направленные на ее совершенствование и модернизацию.

     Наряду  с особой важностью воспроизводства  кадров, а также дальнейшего совершенствования  механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, безусловно, необходимо совершенствовать и модернизировать ее основополагающий элемент - материально-техническую базу. Именно ее совершенствование и развитие должно выступить одним из главных факторов успешной модернизации и выведения на новый, достойный, качественный уровень всей образовательной сферы РФ, а через это достижения социально-экономического прогресса в обществе.

Информация о работе Роль материально-технической базы в образовательном процессе