Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, доклад
Как и всякий другой вид трудовой деятельности, учебно-воспитательный процесс невозможен без участия в нем личного и вещественного факторов.
Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования:
1.Определение понятия материальная база…………………………...5
2.Основные и оборотные фонды………………………………………7
Заключение……………………………………………………..............10
Список используемой литературы……………………………………..14
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО
« Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб
Биишевой»
Кафедра экономики Доклад По экономике образования Роль материально-технической базы в образовательном процессе |
Содержание
Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования:
1.Определение
понятия материальная база……………
2.Основные
и оборотные фонды…………………………………
Заключение………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………..14
Сущность материально-технической базы и состав основных фондов образования.
1.определение понятия материальная база.
Как и всякий другой вид трудовой деятельности, учебно-воспитательный процесс невозможен без участия в нем личного и вещественного факторов.
Положение о материально-технической базе учреждения просвещения юридически закреплено в российском Законе об образовании. «Образовательное учреждение обязательно обеспечить содержанием закрепленных за ним и (или) принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущественных комплексов, оснащение и оборудования, имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже определяемого нормативами, действующими на данной территории» (ст. 44, п. 1) .
Итак, каждое образовательное учреждение располагается материально-технической базой. Что же такое???
Материально-техническая база означает совокупность вещественных элементов, необходимых для формирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом.
Это материальный фундамент процесса воспитания и обучения дошкольников, учащихся, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. К материально-технической базе относится все закрепленные за системой образования материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта учащихся, студентов и преподавателей.
По экономическому содержанию материально-вещественных средств образования выделяются две группы фондов: основные и обратные. Различие между ними надо проводить не по внешней натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на создаваемый продукт. Оборотные фонды образования в нашей литературе обычно называются малоценными быстроизнашивающимися предметами, что не совсем точно отражает из сущность.
2.Основные и оборотные фонды
К обратным фондам относятся та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. В эти фонды практически включаются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые раньше ( до либерализации цен) имели стоимость 50 руб. и срок службы до одного года, а также реактивы, химикаты, топливо, электроэнергия, канцелярские товары и другое.
В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. При этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.
Каково количественное соотношение между основными и оборотными фондами образования? На основные фонды приходиться подавляющая часть. Основные фонды с полным правом можно рассматривать в качестве экономического выражения учебно-материальной базы или производственного аппарата отрасли образования.
Состав основных фондов разнообразен. В зависимости от натурально-вещественной формы и из роль в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов:
Эти разновидности основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Если первые из них создают только материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, то вторые, как правило, непосредственно связаны с учебным процессом и научной работой пре6подователей, а потому играют активную роль.
В отличии от промышленности и сельского хозяйства, в просвещении большую долю занимает пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды. Разумеется, с развитием научно-технического прогресса закономерно должна возрастать доля активной части основных фондов, что связано с необходимостью увеличения библиотечного фонда, внедрения в учебный процесс и научные исследования современных ЭВМ, различного оборудования.
Выявление состояния и структуры основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей учебных заведений для их эффективной работы, а также для определения путей укрепления и развития учебно-материальной базы образования. А это непосредственно связано с необходимостью совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.
Поскольку
основные фонды выступаю в товарной
форме, их учет и планирование осуществляется
в натуральных стоимостных
С
помощью стоимостных
Однако в масштабе Министерства образования нашей страны имеются так называемые расчетные нормы на амортизацию по видам и группам основных фондов
Выводы:
В
современном мире особое значение приобретает
наличие у государства
По итогам проделанного исследования целесообразно затронуть некоторые наиболее важные положения и сформулировать основные выводы и результаты диссертационного исследования.
Следует отметить, что система образования - это одна из важнейших, приоритетных отраслей народного хозяйства. Главная цель образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах, в интересах успешного развития духовных и других способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. С достижением этой цели одновременно обеспечивается социальный и экономический эффект.
Система
образования — это, прежде всего,
важная составная часть национальной
экономики и социально-
Особо важное значение в работе отводится одному из существенных и основополагающих факторов образовательной инфраструктуры - ее материально-технической базе. К материально-технической базе относятся все закрепленные за системой образования материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта учащихся, студентов и преподавателей.
Материальная база образовательного комплекса обладает, в отличие от других отраслей народного хозяйства, рядом особенностей. В чем же именно заключается специфика материальной базы отрасли образования? Прежде всего, эта база непосредственно связана не с материальным производством, где создаются вещественные блага, а с учебным и научным процессом, результатом которого являются образовательные и частично научные услуги. Отсюда и наименование фундамента сферы образования: «учебно-материальная база».
Что касается содержания материально-вещественных средств образования, то тут можно выделить две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними надо проводить не по внешней натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на создаваемый продукт. В нашей литературе обычно оборотные фонды называются малоценными и быстроизнашивающимися предметами, и это не совсем точно отображает их сущность. Что касается количественного соотношения между основными и оборотными фондами образования, то можно сказать, что на основные фонды приходится более 90%, а на оборотные фонды менее 10%. В последующем, в связи с реализацией национального проекта и Концепции модернизации в области образования будет наблюдаться увеличение этого соотношения в пользу основных фондов.
Основные
фонды, в отличие от оборотных
фондов, функционирующих
Интересы
успешного решения
Наряду
с особой важностью воспроизводства
кадров, а также дальнейшего
Информация о работе Роль материально-технической базы в образовательном процессе