Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:50, курсовая работа
Актуальностью данного проекта «Роль этикета в сервисной деятельности» состоит в том, что бы показать насколько важен этикет в построении деловых отношений и в общении с клиентами.
Цель работы изучить , принципы и основное содержание этикета специалиста социально-культурной сферы и туризма.
Задача работы: исходя из положения о том, что этикет специалиста СКСиТ, является в своей сущности профессиональным этикетом делового человека, понять и рассмотреть сущность и составляющие этики деловых отношений, проанализировать основные принципы этики делового общения;
Введение. 3
1 Место этики в сервисной деятельности. 4
1.1 Отрасли этического знания. 4
1.2 Подходы к определению содержания и восприятия деловой этики и социальной ответственности в бизнесе. 6
1.3 Проблемы морально-этических качеств руководителя. 8
2 Роль этикета в сервисной деятельности. 10
2.1 Деловой этикет специалиста сферы СКСиТ. 14
2.2.Этическая культура сервиса как основа партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма. 17
3 Этикет обслуживающего персонала отеля Doubletree by hilton. 21
3.1 Форменная одежда персонала Doubletree by hilton 25
Заключение. 26
Список использованной литературы. 28
Таким образом, партнерские отношения в сфере сервиса определяются этической культурой работников данной области. Их профессионально-этические знания служат своеобразным сертификатом качества, как гарантии от заведомой недобросовестности и халтуры. Рассматривая производителей и . потребителей услуг как равноправных партнеров, определяя их общие цели в сервисной деятельности, мы склонны утверждать о необходимости продуцирования единых духовных ценностей, тем самым согласовывая и гармонизируя их поведение в целом. В свою очередь слаженные действия и взаимопонимание всех участников сервисной активности ведут к тому, что позитивный эффект обслуживания многократно усиливается. В этом случае в фирме царит дух доброжелательности и хорошего настроения. Главное в том, что этим настроением заражаются клиенты, унося его с собой.
Рассмотренные выше профессиональные
и психологические аспекты
Важнейшие этические и нравственные категории таковы:
• честность и порядочность по отношению к окружающим;
• совестливость и открытость в отношении с потребителями;
• уважение и вежливость;
• осознание своего профессионального долга (обязанностей) во взаимодействии с клиентами.
Указанные принципы составляют ту нравственную основу, без принятия которой не имеет смысла браться за работу в сфере сервиса. Конечно, немало работников сферы сервиса способны гораздо глубже продумать этическую основу своей профессии: увидеть в ней такие стороны, которые дают возможность саморазвития, приносят им удовлетворение, наделяют их труд нравственным потенциалом.[1]
Вместе с тем не весь арсенал обще-этических принципов и норм может быть задействован в деятельности сервисного предприятия, а лишь те, которые сопрягаются с сущностью сервиса как сложного профессионально-экономического и общественного феномена. В отношениях работник-клиент всегда должна сохраняться определённая дистанция, обусловленная их социально-функциональными ролями в пространстве рыночного обмена. Отбор этических принципов в процессе своих отношений с клиентами работники сервиса совершают, исходя из императивов профессионально-служебной этики.
Профессионально-служебная
этика сервисной деятельности –
это совокупность требований и норм
нравственности по отношению к работникам
сервисных фирм, которые в обязательном
порядке должны быть реализованы
в процессе выполнения ими своих
служебных обязанностей. Профессиональная
этика позволяет
Основные нормы служебной этики работников сервисной деятельности:
• внимательность, вежливость;
• выдержка, терпение, умение владеть собой;
• хорошие манеры и культура речи, развитый вербальный аппарат;
• способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон.
Работники контактной зоны в дополнение к этим этическим нормам должны также проявлять:
• обходительность, любезность;
• радушие, доброжелательность;
• тактичность, сдержанность, заботу о потребителе;
• самокритичность;
• готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания сразу несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;
• умение держаться спокойно и доброжелательно даже после обслуживания капризного клиента или напряжённого дня;
• умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;
• устойчивость к стрессам.
Работнику сервиса абсолютно противопоказаны:
• грубость, бестактность, невнимательность, чёрствость;
• нечестность, лицемерие;
• воровство, жадность, эгоизм;
• болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем-либо их недостатков и слабостей;
• неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.
Серьёзные ошибки начинающих работников сервиса нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными эстетическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.
Если работник допустил ошибку, он должен найти в себе силы извиниться перед клиентом. Целесообразно к каждому клиенту подстраиваться (но не подлаживаться), развернув своё мастерство и умения навстречу его пожеланиям. При этом важно следить, чтобы в процессе обслуживания указанные качества не переходили в иные, неконструктивные (готовность прийти на помощь клиенту не должна переходить в угодливость, радушие – в навязчивость и подобострастие, терпение – в безразличие).
В сфере услуг важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. Многих указанных выше нравственных принципов и этических норм работник должен придерживаться и в отношении с коллегами. На сервисном предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты и склока, где нет униженных, раздражённых, равнодушных, но все относятся друг к другу с уважением и вниманием. Исключительно важно создать в сервисном коллективе атмосферу взаимопомощи, умение трудиться совместно и в команде. Всё это помогает общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.
Перечисленные выше профессиональные и общественные требования к этике сервисной деятельности не должны создавать представления, что в сервисном обслуживании могут работать лишь совершенные в нравственном отношении личности.
В данном случае необходимо учесть стремление самого работника к внутреннему развитию. Человек, который по своим чертам характера и социальным качествам способен и действительно хочет работать в сфере сервиса, рано или поздно придёт к признанию важности высоких этических требований и культурных норм. У него возникнет искреннее желание сформировать у себя аналогичные качества характера и руководствоваться соответствующими принципами поведения. Он не сочтёт для себя зазорным учиться у тех мастеров обслуживания, у которых такие принципы глубоко развиты. Его убеждённость в эффективности подобного стиля общения будет тем прочнее, чем яснее он будет видеть: что успешно регулирует взаимоотношения между производителями услуг и клиентами, облегчает трудовой процесс, позволяет работать с большей отдачей.
Процесс овладения принципами профессиональной этики сервиса доступен для большинства работников сферы сервиса. Но чтобы этот процесс был успешным, работник должен приложить немало усилий для формирования у себя соответствующих ценностных ориентиров, качеств характера, привычек. Это нелегко и требует немалых усилий. Во многом облегчает этот процесс неукоснительное следование правилам служебного этикета.
Служебный этикет работников
сервисной деятельности – это
совокупность зафиксированных норм,
безальтернативных правил поведения,
обусловленных служебным
Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).
Эстетическая культура работника
сервиса связана с его внешним
видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами).
Его внешний вид в целом
должен соответствовать служебным
целям и согласоваться с
Служебный этикет работников
сервисной деятельности – это
совокупность зафиксированных норм,
безальтернативных правил поведения,
обусловленных служебным
Этикет работника сервисного
предприятия (или фирмы) предполагает
наличие следующих
– профессиональной подготовки;
– высокого уровня профессионализма (дисциплины, ответственности, владения профессиональными навыками, мастерства, широкого кругозора и надлежащего общего развития);
– организационно-
Перед менеджментом сервиса стоит задача усовершенствования профессиональной подготовки работников, повышения их квалификационного уровня, планирования карьерного роста наиболее перспективных из них.
Важно, чтобы все сотрудники понимали значение совершенствования профессионального мастерства, как для индивидуального развития, так и для эффективной работы фирмы. Профессионализм в работе формирует позитивный имидж фирмы в представлении клиентов, что сопровождается растущими доходами, хорошей репутацией в профессиональной среде.
Сотруднику контактной зоны важно обладать умением входить в контакт с потребителем, способностью ненавязчиво выяснить его запросы и предложить нужный товар или услугу.
Сам работник должен оставаться
доброжелательным, вежливым и сдержанным
в течение всего периода
Культура обслуживания невозможна без эстетических компонентов. Эстетика обслуживания связана с художественными аспектами услуги, с внешними формами окружающих предметов, которые оцениваются как красивые, гармоничные. Печать хорошего вкуса, удобства и гармонии должна чувствоваться на всех материальных предметах, которые сопровождают процесс обслуживания (на здании и его архитектуры, интерьере помещений, на организации рабочих мест; особое внимание должно уделяться освещению и колориту интерьера).
Эстетическая культура работника
сервиса связана с его внешним
видом (одеждой, обувью, причёской, аксессуарами).
Его внешний вид в целом
должен соответствовать служебным
целям и согласоваться с
Для специалиста сферы СКСиТ важно не только правильно вести себя на переговорах, правильно оформлять документы и соответствующе одеваться. Он должен правильно представлять сущность и основные принципы этики делового общения, уважать партнера и клиента, то есть выработать собственную личную этическую систему.
– Этические основы сервисной
деятельности формируются из тех
мировоззренческих