Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрения роли экономического анализа в финансовой реструктуризации в условиях банкротства предприятия.
Задачами данной работы является:
- Определение реструктуризации
- Финансовое оздоровление предприятия в кризисное время
- Финансовая реструктуризация
Выходом из кризисного состояния для таких предприятий (организаций) может быть их реструктуризация:
- формирование
системы управления
-ликвидация отдельных нерентабельных
производств;
- продажа, сдача в аренду, передача в залог
неиспользуемых активов;
- выделение из имущественного комплекса
предприятия подразделений, не участвующих
в его основной деятельности, в качестве
самостоятельных юридических лиц;
- ввод
новых производственных
- приобретение, аренда оборудования;
- освоение новых технологий;
- перепрофилирование предприятия;
- освобождение
предприятия от содержания
- образование
или вхождение в финансово-
- сокращение
избыточного персонала,
Решение о реструктуризации принимается собственниками активов предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами реструктуризации. Собственниками активов и кредиторами (инициаторами реструктуризации) в условиях рынка являются: государство, в лице тех или иных органов исполнительной власти, частные предприятия и организации, банковские структуры, в том числе и зарубежные.
Рассмотрим более подробно финансовую реструктуризацию.
Финансовая
реструктуризация — это меры по расчистке
баланса предприятия, упорядочению активов
компании по критериям рыночной экономики.
В отличие от организационной, финансовая
реструктуризация не может растягиваться
на годы. Финансовое оздоровление должно
проводиться быстро, иначе оно просто
потеряет смысл.
Этот тип реструктуризации не обязательно
сразу приводит к банкротству или ликвидации
проблемных предприятий. Главное - расчистить
активы, достигнуть приемлемой для всех
заинтересованных лиц договоренности
по долгам. В Польше еще в 1993 г. был принят
Закон о финансовой реструктуризации
предприятий и банков, предусматривающий
несколько моделей оздоровления финансов
— от "полюбовной" договоренности
до публичной распродажи долгов. Кредиторы
могут требовать процедуры банковского
(несудебного) урегулирования при задолженности
в размере 20% обязательств. Долги могут
быть проданы по рыночной цене с аукциона
на основе публичного предложения. Их
можно обменять на акции. Благодаря такому
широкому выбору вариантов финансового
оздоровления кризисных предприятий реальной
процедуре банкротства с распродажей
активов подверглись только 15% потенциально
неплатежеспособных фирм.
Финансовая реструктуризация проявляется в следующих формах:
В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.
В
этой области достигнуты определенные
успехи: проведена либерализация
экономики, осуществлена приватизация
объектов госу-дарственной
Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.
Реформирование
экономики России началось и продолжается
на фоне глубокого кризиса всех ее
сфер и отраслей. Низкая эффективность
производства, неконкурентоспособная
продукция, отсутствие действенных
стимулов предпринимательской
Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.
Причины
неплатежеспособности предприятий. Эффективное
преодоление кризиса
В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:
- неэффективное управление;
- неразвитость
маркетинговых, финансовых
- недостаточное планирование;
- неудачу
проникновения на ключевые
- недостаточное обновление продукции;
- ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;
- низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
- нехватку управленческих информационных систем;
- отсутствие
своевременной внутренней
- недостаточную капитализацию доходов;
- избыточный долг.
Среди внешних можно выделить следующие причины:
- неразвитое законодательство;
- нестабильная политическая ситуация;
- отраслевые условия;
- общие экономические условия;
- проблемы с трудовыми ресурсами;
- иностранная конкуренция;
- изменение вкусов потребителей;
- сокращающийся рынок;
- разрыв
экономических связей после
Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.
Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.
Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
С
момента принятия арбитражным судом
заявления о признании должника
банкротом с целью обеспечения
сохранности имущества и
Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.
Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.
Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:
-основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения;
-недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли отно-сятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от не-достач и порчи также списываются на издержки производства и обращения.
Второй
этап. Составление реестра
Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.
Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.
Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве.
Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.
Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.
Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Основными элементами финансово-экономического анализа являются:
- анализ бухгалтерской отчетности;
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- расчет финансовых показателей;
- экономический анализ.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в ней.