Роль экономического анализа в разработке направлений финансовой реструктуризации в условиях банкротства предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрения роли экономического анализа в финансовой реструктуризации в условиях банкротства предприятия.
Задачами данной работы является:
- Определение реструктуризации
- Финансовое оздоровление предприятия в кризисное время
- Финансовая реструктуризация

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом анализ.doc

— 748.00 Кб (Скачать)

    Выходом из кризисного состояния для таких  предприятий (организаций) может быть их реструктуризация:

- формирование  системы управления предприятием, ориентированной на функционирование  в условиях рынка; 
-ликвидация отдельных нерентабельных производств; 
- продажа, сдача в аренду, передача в залог неиспользуемых активов; 
- выделение из имущественного комплекса предприятия подразделений, не участвующих в его основной деятельности, в качестве самостоятельных юридических лиц;

- ввод  новых производственных мощностей;

- приобретение, аренда оборудования;

- освоение  новых технологий;

- перепрофилирование  предприятия;

- освобождение  предприятия от содержания объектов  социальной и иных непрофильных  сфер деятельности;

- образование  или вхождение в финансово-промышленные объединения;

- сокращение  избыточного персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации  работников, набор нового персонала  и т.д.

  Решение о реструктуризации принимается собственниками активов предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами реструктуризации. Собственниками активов и кредиторами (инициаторами реструктуризации) в условиях рынка являются: государство, в лице тех или иных органов исполнительной власти, частные предприятия и организации, банковские структуры, в том числе и зарубежные.

    Рассмотрим  более подробно финансовую реструктуризацию.

    Финансовая  реструктуризация — это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной, финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл. 
 Этот тип реструктуризации не обязательно сразу приводит к банкротству или ликвидации проблемных предприятий. Главное - расчистить активы, достигнуть приемлемой для всех заинтересованных лиц договоренности по долгам. В Польше еще в 1993 г. был принят Закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков, предусматривающий несколько моделей оздоровления финансов — от "полюбовной" договоренности до публичной распродажи долгов. Кредиторы могут требовать процедуры банковского (несудебного) урегулирования при задолженности в размере 20% обязательств. Долги могут быть проданы по рыночной цене с аукциона на основе публичного предложения. Их можно обменять на акции. Благодаря такому широкому выбору вариантов финансового оздоровления кризисных предприятий реальной процедуре банкротства с распродажей активов подверглись только 15% потенциально неплатежеспособных фирм.

    Финансовая  реструктуризация проявляется в следующих формах:

    1. дотации и субвенции за счет средств бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Относительно редкий для нашей экономики вид реструктуризации и применяется, как правило, для стратегических и социально-значимых предприятий и организаций.
    2. Государственное льготное кредитование осуществляется для стратегических предприятий и субъектов естественных монополий. Отличительным признаком этой формы является возвратность и платность финансовых ресурсов
    3. Государственная гарантия коммерческим банкам  по кредитам, выдаваемым санируемому предприятия, используется при отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитовать санируемому предприятию

Глава.  Финансовое оздоровление предприятий.

Модели  восстановления платежеспособности.

     В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.

     В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация  экономики, осуществлена приватизация объектов госу-дарственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

     Однако  создание макроэкономических условий  для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления  промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

     Реформирование  экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность  производства, неконкурентоспособная  продукция, отсутствие действенных  стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики -- это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

     Банкротства производств, выпускающих продукцию  с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве  случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.

     Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное  преодоление кризиса предприятий  необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий  выделяют внутренние и внешние.

     В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:

- неэффективное  управление;

- неразвитость  маркетинговых, финансовых служб;

- недостаточное  планирование;

- неудачу  проникновения на ключевые рынки;

- недостаточное  обновление продукции;

- ограниченные  источники стратегических или  дефицитных материалов;

- низкие  стимулы для сохранения ценных  кадров;

- нехватку  управленческих информационных  систем;

- отсутствие  своевременной внутренней отчетности;

- недостаточную  капитализацию доходов;

- избыточный  долг.

     Среди внешних можно выделить следующие  причины:

- неразвитое  законодательство;

- нестабильная  политическая ситуация;

- отраслевые  условия;

- общие  экономические условия;

- проблемы  с трудовыми ресурсами;

- иностранная  конкуренция;

- изменение  вкусов потребителей;

- сокращающийся  рынок;

- разрыв  экономических связей после распада  СССР.

     Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через  некоторое время предприятие  снова станет неплатежеспособным.

     Таким образом, арбитражный управляющий  в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью  должно быть оздоровление бизнеса в  целом.

     Этапы проведения процедуры наблюдения. В  настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

     С момента принятия арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения  сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы:

     Первый  этап. Проведение инвентаризации всего  имеющегося у предприятия имущества.

     Директор  предприятия должен издать приказ о  проведении инвентаризации, в которое  указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.

     Особенностью  проведения инвентаризация при арбитражном  управлении является необходимость  создания такого количества комиссий при котором становится возможным  проведение всей инвентаризации в течение  двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.

     Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:

     -основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

     - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения;

     -недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли отно-сятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от не-достач и порчи также списываются на издержки производства и обращения.

Второй  этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего обязан разослать уведомление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета, с предложением о предъявлении своих требований к должнику.

     Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.

Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.

     Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве.

     Третий  этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.

     Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.

Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

     Основными элементами финансово-экономического анализа являются:

- анализ бухгалтерской отчетности;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- расчет финансовых показателей;

- экономический анализ.

     Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в ней.

Информация о работе Роль экономического анализа в разработке направлений финансовой реструктуризации в условиях банкротства предприятий