Роль инвестиционной деятельности страховых компаний в экономике Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия технический прогресс, урбанизация , загрязнение окружающей среды, повышение темпов общественной жизни и социальные потрясения вызвали заметный рост производственного и бытового травматизма, заболеваемости и смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Обострилась проблема материального обеспечения граждан,утративших трудоспособность в связи с достижением преклонного возраста. Совокупность этих негативных последствий научно-технического прогресса и других факторов общественной жизни породила особую группу рисков и специфические экономические отношения между людьми по поводу возмещения потерь в их доходах.

Содержание

Глава 1. Теоретические и методические основы инвестиционной политики страховых компаний
Введение
1.1 Состояние и проблемы развития страхового рынка Кыргызской Республики
1.2 Понятие и значение инвестиционной деятельности страховых компаний в современных условиях
1.3 Перспективы развития инвестиционной деятельности страховых компаний в Кыргызской Республике
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 176.55 Кб (Скачать)

На инвестиционный потенциал  влияет множество факторов:

  • объем собираемых страховых премий;
  • структура страхового портфеля;
  • убыточность или прибыльность страховых операций;
  • условия государственного регулирования формирования страховых фондов;
  • сроки страховых договоров;
  • объем собственных средств

Для  инвестирования  страховая  компания  может  использовать только часть имеющихся денежных средств, к которым относятся страховой фонд и собственный капитал. При этом, временно свободными от страховых  обязательств  денежными  средствами  является  страховой фонд до его использования на страховые выплаты. В этом своем качестве  он  оказывает  значительное  влияние на  изменение инвестиционного потенциала  страхового  общества  в  зависимости  от  наличия  и  объема страховых  выплат.  Собственный  капитал  является  относительно  свободными  от  страховых  обязательств  денежными  средствами,  которые могут  использоваться  для  страховых  выплат  в  случае  недостаточности  средств  страхового фонда. Их величина  значительно меньше влияет на изменение инвестиционного потенциала страхового общества.

Таким  образом,  реализация  инвестиционного  потенциала  страховой компании представляет собой процесс инвестирования страхового фонда и собственного капитала. Экономические особенности формирования  и  использования  страхового  фонда  предполагают  наличие  соответствующих особенностей в его инвестировании и  значительное  отличие  данного  процесса  от  инвестирования  собственного  капитала.  Поэтому понятие «инвестирование страховых фондов», а также сущность и требования,  предъявляемые  к  данному  процессу  инвестирования,  отдельно рассматриваются нами  в проводимом исследовании. Инвестиционный потенциал  является  составной частью финансового потенциала страхового общества, предназначенной для инвестиций. Он составляет ту часть финансового потенциала, которая остается после  вычета  расходов  на  ведения  дела,  заемных  средств  и  страховых выплат.  Если  объемы  указанных  вычетов  увеличиваются  в  большей степени, чем возрастает объем страхового фонда  и собственного капитала, то может сложиться ситуация, когда при увеличении финансового потенциала  страховой компании,  ее инвестиционный потенциал уменьшается. На  практике  существуют  страховые  компании,  у  которых  при большом  финансовом  потенциале  совершенно  отсутствует  инвестиционный потенциал. Инвестиционный потенциал является переменной величиной, складывающейся  под  влиянием  множества  факторов. 

Для измерения инвестиционного потенциала страховой организации  в  данном  исследовании  предложена  система  показателей,  характеризующих  абсолютный  и  относительный  размер  инвестиционного потенциала  и  меру  его  реализации.  На  микро уровне  инвестиционный  потенциал  характеризует возможности  отдельной  страховой  компании   стабильно  и  гарантированно  осуществлять  выплаты  по  страховым  случаям.  Поэтому,  кроме общих  показателей,  характеризующих  инвестиционный  потенциал, считается целесообразным выделить  специфические показатели, дающие оценку использования данного потенциала в страховых целях.

Во-первых,  успешная  инвестиционная  деятельность  дает  возможность страховой организации использовать часть полученного инвестиционного дохода для покрытия отрицательного финансового результата по прямым страховым операциям в случаях повышения убыточности  при  неравномерном  распределении риска или наступлении катастрофических  рисков.  В  этой  ситуации  оценка  инвестиционного  потенциала  должна  даваться   через  показатель  соотношения  страховых  выплат и премий (в объеме нетто-ставки). Если  значение данного показателя  больше  единицы,  это  свидетельствует  об  использовании  инвестиционного дохода для покрытия убытков на более высоком уровне, чем позволяют  страховые  тарифы.  Соответственно,  чем  больше  данный показатель превышает  единицу,  тем  более  эффективно  реализовывал инвестиционный потенциал. Во-вторых, инвестиционная деятельность позволяет страховщику привлекать страхователей к участию в прибыли через систему начисления  бонусов  или   возврата   части   страхового  взноса. Здесь роль инвестиционного потенциала характеризуется через показатель величины  инвестиционного  процента,  начисляемого  на  страховые  суммы  по договорам страхования жизни, и показатель размера возвращаемой части страхового тарифа.

В-третьих,  инвестиционный доход может  являться  источником прироста  собственного  капитала  страховой  компании,  который  также используется в чрезвычайных ситуациях для покрытия страховых обязательств. В  этом  случае  инвестиционный потенциал будет характеризовать показатель доли финансовой прибыли, направляемой на увеличение собственного капитала. Таким  образом,  инвестиционная  деятельность  на  микроуровне является необходимой для  каждого отдельного  страховщика  для  повышения его финансовой устойчивости и конкурентоспособности. Реализация  инвестиционного  потенциала  в  конкретные  инвестиционные проекты означает формирование у страховщика инвестиционного  портфеля,  который  представляет  собой совокупность  финансовых инструментов, полученных  страховой  компанией в процессе  инвестирования денежных  средств и предназначенных для получения инвестиционного дохода. Инвестиционный портфель характеризует размеры и структуру инвестиционных вложений в конкретном отчетном периоде и строится с учетом целей, стоящих перед каждой страховой компанией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы развития инвестиционной деятельности страховых компаний в Кыргызской Республике

 

Основу инвестиционных вложений страховых организаций по принятым правилам составляют государственные  ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя  себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения “дешевых” денег. Причем государственные заимствования  через ценные бумаги (т.е. долговые обязательства) не только не надежны, о чем свидетельствовал кризис 1998 г., но и не гарантируют поступления этих средств в национальную экономику.

Размещение страховых  резервов в банковские ценные бумаги позволяет в достаточной степени  реализовать принципы гарантированности  и ликвидности только для краткосрочных  страховых рисков, так как банки  практически не занимаются долгосрочным привлечением средств с гарантированной доходностью. Кроме того, данное направление инвестиций не позволяет страховщикам в полной мере реализовать принцип прибыльности вложений. Для экономики страны такие инвестиции также являются неэффективными, так как осуществляются через самых дорогих посредников – банки. Именно по причине дороговизны кредитных ресурсов большинство банков занимаются краткосрочным кредитованием торговых и коммерческих операций, а также бюджетов разных уровней, и не могут удовлетворить потребности производственных предприятий в долгосрочных дешевых инвестициях.

Вложение страховщиками  средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе – государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.

В государственных правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. Необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости.

Допустимые размеры инвестирования по различным направлениям устанавливаются  на федеральном уровне без учета  региональных особенностей развития отдельных  отраслей экономики. Это не дает возможности  страховым компаниям использовать собираемые на определенной территории страховые средства для экономического развития региона и его хозяйствующих  субъектов, которые и выступают  основными источниками поступления  страховых взносов.

В современных условиях государственное  регулирование инвестирования страховых  фондов требует введения и соблюдения дополнительного принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций.

Принцип подконтрольности собственных  инвестиций особенно актуален в условиях развивающейся экономики и отсутствия стабильного “прозрачного” фондового  рынка. Видя главную цель государственного регулирования страховой деятельности в поддержании платежеспособности страховщиков перед своими клиентами, законодатели и органы надзора совершенно не обращают внимание на соблюдение прав самих страховых компаний как инвесторов.

Перечисленные недостатки текущего регулирования инвестиционной деятельности страховщиков вынуждают страховые  компании использовать два пути выполнения устанавливаемых государством правил размещения страховых резервов. Это, либо формальное соблюдение правил размещения только на определенную отчетную дату, что вносит дополнительные осложнения в работу страховщиков. Либо фактическое  соблюдение правил размещения, при  котором ущемляются интересы страхователей, так как не используется потенциал  инвестиционного прироста страховых  фондов, что обеспечило бы страхователям  снижение цен на страховые услуги и увеличение страхового покрытия.

Для повышения эффективности  использования инвестиционных средств  страховых компаний, обеспечения  практической реализации принципов  размещения страховых резервов и  введения принципа подконтрольности целесообразно внести в правила размещения страховых резервов следующие изменения:

  • Во-первых, установить норматив прямых инвестиций, т.е. вложений в ценные бумаги (акции, векселя, облигации т.п.), не включенные в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, на уровне 35-40% страховых резервов. Это позволит страховым компаниям, с одной стороны, инвестировать деньги в средний и малый бизнес, чем, к сожалению, практически не занимаются такие инвесторы как государство и банки. С другой стороны, возвратность и ликвидность данных вложений будут в значительной степени контролироваться непосредственно страховщиками. Такой контроль совершенно невозможен при размещении страховых резервов в государственные, муниципальные или банковские ценные бумаги. Кроме того, предлагаемый подход к инвестированию приведет к росту среднего и малого производства, и, следовательно, к увеличению страхового портфеля, росту объемов страховых премий и страховых резервов.
  • Во-вторых, предоставить право правительству самостоятельно дифференцировать указанный норматив по отраслями производства, исходя из приоритетов структурного развития региональной экономики.

Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых  компаний в условиях роста значимости страхования в экономике страны и увеличения объема совокупных страховых  резервов может оказать существенное влияние на развитие производства и  обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний.

Объективно существующие особенности инвестиционной деятельности страховой компании обуславливают  и особенности ее реализации на практике. Для обеспечения действительной эффективности инвестирования необходимо иметь соответствующую методику оптимизации.

Инвестиционная деятельность страховщиков должна быть направлена на обеспечение диверсификации инвестирования страховых резервов. Страховые резервы размещаются в различные по назначениям и срокам окупаемости объекты.

Для дальнейшего совершенствования  инвестиционной деятельности необходимо провести работу по следующим направлениям:

- осуществлять строгий  учет использования долгосрочных  средств страховых организаций, которые должны рассматриваться как источник внутренних инвестиций в экономику;

- поддерживать равные  условия для осуществления страховой  деятельности всем страховым  организациям;

- для развития рынка  страхования жизни, который бы  учитывал возможности удовлетворения  долгосрочных сберегательных интересов  граждан, а также интересов  государства по аккумулированию  значительных финансовых ресурсов, необходимо разработать механизм  инвестирования свободных денежных  средств в среднесрочные и долгосрочные виды ценных бумаг, обеспечить минимизацию риска и возврата.

Для развития инвестиционной деятельности необходимо развитие самого страхового рынка,а его развитие зависит от расширения предоставляемых  услуг и привлечения новых  страхователей. Значит, должны развиваться обязательные виды страхования - имущественное и страхование ответственности.

          Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов (фондов) для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иных выгод  приобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей.

           Основные принципы развития обязательного страхования:

  1. Принцип гарантированности и обязательности возмещения вреда. Вне зависимости от обстоятельств страхового случая и других факторов страховые выплаты всегда должны уплачиваются пострадавшим лицам в установленные законом сроки. В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию могут создаваться гарантийные фонды;
  2. Принцип всеобщности. Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов. Государственной Службой регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики разработан проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона Кыргызской Республики о внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» в целях усиления ответственности лиц, обязанных в соответствии с законодательным актом Кыргызской Республики об обязательном страховании заключить договор обязательного страхования.  
  3. Принцип нормирования страховых выплат. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения должны устанавливаться минимальные размеры (лимиты ответственности)  страховых сумм, которые утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
  4. Принцип тарификации. Данным принципом должно предусматриваться установление заранее определенной тарифной ставки по обязательным видам страхования, отражающей минимальный уровень цены страхового риска. Страховые тарифы для расчета страховых премий осуществляются лицензированными актуариями и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Информация о работе Роль инвестиционной деятельности страховых компаний в экономике Кыргызстана