Роль и место предприятия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 119.01 Кб (Скачать)

При корпусной производственной структуре основным производственным подразделением крупного предприятия  является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов. 

На предприятиях с многостадийными  процессами производства и комплексной  переработкой сырья (металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения, изготавливающие технологически завершенную  часть готового изделия (чугун, сталь, прокат). 

Общую структуру предприятия  представляет совокупность всех производственных, непроизводственных (по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений предприятия. 

Типовая общая структура промышленного  предприятия приведена на рисунке 1. 

 

Рисунок 1. Типовая  общая структура промышленного  предприятия

 

1.4. Организационная структура управления

 

Организационная структура управления - это система управления, которая  определяет состав, взаимодействие и  подчиненность ее элементов.

Между элементами системы  управления существуют связи, которые  можно подразделить на: 

1) линейные связи возникают между  подразделениями разных уровней  управления, когда один руководитель  административно подчинен другому  (директор - начальных цеха - мастер); 

2) функциональные связи характеризуют  взаимодействие руководителей, выполняющих  определенные функции на разных  уровнях управления, между которыми  не существует административного  подчинения (начальник планового  отдела - начальник цеха); 

3) межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха). 

Известны несколько типов  организационных структур управления: 

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой  существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и  руководит работой исполнителей.      Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка. 

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и  отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов. 

Функциональное управление предусматривает разделение функций  управления между отдельными подразделениями  аппарата управления, что позволяет  рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным  кадрам. Однако это приводит к необходимости  сложных согласований между функциональными  службами при подготовке важного  документа, снижает оперативность  работы, удлиняет сроки принятия решений. 

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание. 

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые  формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они  лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ  над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения. 

В хозяйственной практике часто встречается сложный вид  управления - сочетание перечисленных  типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием. 

2. Порядок образования и ликвидации предприятия

Создание нового предприятия  начинается с принятия соответствующего решения. Решение о создании предприятия  принимает владелец капитала. Если капитал одного лица недостаточен, осуществляется поиск партнеров  по бизнесу. С момента принятия решения  о создании предприятия возникает  необходимость выполнения ряда условий, определяемых законодательством.

Первым шагом является собрание учредителей, на котором определяется круг юридических и физических лиц, входящих в их состав.

Собрание учредителей  утверждает устав предприятия, где  указывается наименование, юридический  адрес предприятия, определяется организационно-правовая форма, основные цели деятельности, указывается  величина уставного капитала, права  и обязанности учредителей, структура  фирмы и порядок управления ее деятельностью, порядок ликвидации.

Регистрация предприятия  проводится районной или городской  администрацией по месту учреждения предприятия в месячный срок. Для  регистрации  предприятия нужно представить заявление учредителя, устав предприятия, решение о создании предприятия или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины. Зарегистрированное предприятие включается в единый государственный реестр юридических лиц. Предприятие получает временное свидетельство о регистрации.

Вновь созданное предприятие  должно пройти этап оформления кодов  статистики в Государственном комитете по статистике. В регистрационном  удостоверении коммерческого предприятия  в соответствии с действующими классификаторами указываются коды: 
· ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций); 
· КОПФ (Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов); 
· КФС (Классификатор форм собственности); 
· ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов власти и государственного управления); 
· ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления); 
· ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства); 
· ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг); 
· ОКП (Общероссийский классификатор продукции).

Предприятие обязательно  регистрируется и в государственной  налоговой службе, открывает расчетный  счет в банке. В случаях, установленных  законом, оформляются лицензии на право  осуществления отдельных видов  деятельности (рис. 2). [      ]

Созданное предприятие  может функционировать неограниченное время, за исключением тех случаев, когда предприятие создается  для достижения конкретной цели и  ликвидируется после ее достижения в срок, оговоренный в уставе.

Во всех других случаях  прекращение деятельности происходит по добровольному согласию ее владельцев, либо по решению судебных органов.

О ликвидации предприятия  публикуется сообщение в органах  печати. Кредиторам предоставляется  срок для предъявления претензий.

При ликвидации соблюдается  определенный порядок. В первую очередь  удовлетворяются все претензии  персонала по оплате за труд, затем  обязательства предприятия перед  налоговыми органами, имущественные  и денежные претензии кредиторов.

Особый случай ликвидации представляет собой банкротство. Банкротом  признается предприятие, неспособное  удовлетворить имущественные и  денежные претензии кредиторов. Ликвидация предприятия проводится по решению  арбитражного суда. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. [      ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внешняя среда предприятия и факторы его развития

 

Промышленное предприятие  в процессе своего функционирования и развития как открытая система  постоянно испытывает воздействие  внешней среды. Результаты и эффективность  деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней  средой. Воздействие внешней среды  на предприятие является, во-первых, многофакторным, во-вторых, динамичным и, в-третьих, неопределенным.

Вся совокупность факторов внешней среды может быть дифференцирована на две группы: факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды) (рисунок).  

Рисунок 3. Основные факторы внешней среды, воздействующие на деятельность предприятия

Факторы прямого воздействия  прямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает  своеобразной системой ограничений. Так, в частности, государство, будучи одним  из важнейших факторов прямого воздействия, выступает регулирующим, защищающим и руководящим (в первую очередь для государственных предприятий) звеном для предприятий. Эта роль государства проявляется в установлении налоговой системы, госу дарственной защиты любого предприятия вне зависимости от фор мы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д. Особое место во влиянии микросреды на предприятие принадлежит такому фактору, как поставка сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, энергии, топлива, оборудования и других ресурсов. Воздействие этого фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности может проявляться через уровень цен на данные ресурсы, качество, объемы и сроки их по ставки. В этой связи предприятие не должно оставаться пассивным потребителем, а разрабатывать и реализовывать стратегию и тактику выбора поставщиков путем анализа и оценки возможных альтернативных вариантов поставки необходимых ресурсов. В условиях конкурентной среды у каждого предприятия появляются реальные возможности такого выбора. Основными критериями принятия окончательного решения по выбору поставщика и установлению с ним договорных отношений должны выступать уровень цен (с учетом транспортной составляющей), надежность поставщика с точки зрения выполнения договорных обязательств по номенклатуре, объ ему и срокам поставок, уровень качества поставляемых ресурсов. Важнейшим инструментом уменьшения силы воздействия этого фактора (поставщики) должны выступать маркетинговые исследо вания в сфере приобретения необходимых предприятию-потребителю ресурсов.

Успешная реализация главной  цели функционирования пред приятия, заключающаяся в максимизации прибыли и удовлетворении рыночной потребности во многом зависит от такого фактора прямого воздействия, как потребители. Конкретными потребителя ми продукции, производимой предприятием, являются: физические лица; предприятия; сбытовые или торговые организации, выступающие посредниками; государственные учреждения. Воздействие этого фактора на эффективность деятельности и перспективы раз вития каждого конкретного предприятия обусловливает необходимость обязательного и постоянного осуществления маркетинговой деятельности предприятиями-производителями. Изучение рыночно го спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной

ценовой политики — основной путь успешного решения всех задач предприятия.

Конкуренты, как фактор прямого  воздействия, оказывают свое влияние  на другое предприятие не только на рынке аналогичной продукции, но и на поставщиков различных ресурсов, и на посредников. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием раз вития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность предприятий-поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; способность и возможность покупателей торговаться; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой. Вследствие действия этих сил предприятия ради сохранения «своих» сегментов рынка вынуждены нести дополнительные издержки за совершенствование организации сбыта, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские раз работки, на рекламу. В противном случае предприятие будет

вынуждено в целях реализации произведенных товаров снижать цены на них, отдавая тем самым часть своей прибыли потребителю.

К внешним факторам косвенного воздействия (факторы макро среды) относятся: экономические, научно-технические, социальные, демографические, природно-климатические и политические. Все эти факторы хотя и несут определение «косвенного» воздействия, тем не менее степень их влияния не менее существенна, чем воздействие факторов микросреды.

Состояние экономического микроокружения предприятия влияет на многие аспекты деятельности предприятия, в том числе на уровень экономической эффективности и возможности развития предприятия. К экономическим факторам косвенного воздействия на предприятия можно отнести состояние финансовой системы страны, покупательную способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.

Научно-технические факторы  макросреды, являющиеся факто рами косвенного воздействия, имеют решающее значение для появления технологических инноваций в области процессов производства. Развитие и эффективное функционирование любого предприятия возможно тогда и только тогда, когда оно в полной мере использует все достижения научно-технического прогресса.

Информация о работе Роль и место предприятия в современных условиях