Роль и место предприятия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли.
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение). Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны.

Работа содержит 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 119.01 Кб (Скачать)

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие – организация, созданная в порядке, установленном  действующим законодательством, и  осуществляющая производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в  целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. 
     Основной задачей хозяйственной деятельности предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции, и получение максимального объема прибыли. 
В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие становится основным звеном ее реализации. Создавая продукцию, пользующуюся спросом на рынке, оно также создает рабочие места, обеспечивая занятость населения. Выплачивая налоги, оно участвует в содержании государственных органов и поддержке социальных программ (образование, здравоохранение, культура и просвещение).  Поэтому деятельность предприятий всегда на поверхности общественного интереса и любые возникающие у них проблемы или достигнутые успехи всегда актуальны. 
В этой связи актуальна данная тема, поскольку она предполагает главной целью данной курсовой работы рассмотрение роли и места предприятия в современных условиях. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  предприятия

1.1. Понятие  предприятия, цели и направления  деятельности

В условиях рыночных отношений  предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги.  

Предприятие - это  самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который  производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного  характера или предоставляет  платные услуги.[  ]

Предприятие –  это самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.[  ]

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и другие счета, печать с собственным  наименованием и товарный знак (марку).  

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия  является получение максимально  возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются  социальные и экономические запросы  трудового коллектива и владельцев средств производства.  Правда, прибыль должна достигаться не любой ценой. Бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются  общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней  средой и должны отвечать следующим  требованиям: быть конкретными и  измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

     Приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собою четкую и ясную идею. Эта идея должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на свою продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе — предпринимательском бизнес-плане.

Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия  является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

     В условиях  рынка предприятие решает две  задачи - произвести продукцию

и реализовать ее. В зависимости  от решения этих задач предприятие  будет

процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы  знать, что необходимо

производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие

предприятиу должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом.   Причем

маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции  в

производство, так и после, в процессе реализации продукции.

      Для принятия  решений необходимо собрать и  проанализировать

достоверную информацию, которая  включает:

      - характеристику  товаров: являются они товарами  конечного потребления

или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима

служба сервиса или  нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены у

конкурентов;

      - общую  характеристику рынка: большое  или малое число потребителей,

способы покупки товаров, оношение покупателей к товарам, к условиям и

срокам поставки, условия  продажи у конкурентов;

      - каналы  распространения товаров: наличие  посредников между

производителями и потребителями, их количество;

      - конкретное  состояние рынка: сущность и  степень конкуренции,

существует ли конкеренция между производителями товаров и каков ее уровень;

      - законодательные  ограничения: существуют ли законодательные

ограничения, которые могут  препятствовать маркетинговой деятельности;

      - уровни  управленческой деятельности в  области маркетинга:

долговременные цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутренем и внешних

рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы,

необходимые для достижения этих целей.

      В производстве  продукта и осуществлении маркетинговой  политики

необходимо учитывать  жизненный цикл продукта на рынке, который  включает ряд

стадий:

      - внедрение,  требующее больших затрат, поэтому  торговля товаром на

этой стадии, как правило убыточна;

      - рост как  результат признания покупателем  товара и быстрого

увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли

  стабилизируются расходы  на рекламу;

      - зрелость, характерна тем, что большинство  покупателей товар уже

приобрели, поэтому темпы  роста продаж, достигнув максимума, начинают

падать, прибыль также  начинае снижаться в связи с увеличением расходов на

рекламу и другие маркетинговые  мероприятия;

      - насыщение,  в этом  периоде, несмотря на  принятые меры, рост продаж

больше не  наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться  из-за

снижения расходов на производство;

      - спад, представляет  собой период резкого снижения  продаж, а затем и

прибыли;

     Современное предприятие — сложная организационная структура. В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:

• научной организации  производства;

• научной организации  труда;

• научной организации  управления.

 

 

Научная организация  производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Задача научной организации труда (НОТ) — построение здоровых формальных отношений в коллективе работников. Она включает систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.

Научная организация  управления — это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта.

Любая предпринимательская  акция — это организация взаимосвязей между людьми. И чем более основательно она воссоздана и умело регулируется, тем больше надежд на получение экономической выгоды, на прибыльное возмещение понесенных затрат.[  ]

    

К общим функциям управления относятся:  
    * планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения    этой цели;  
    * организация - это создание оптимальной структуры управления.

Руководитель подбирает  работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы  предприятия;  
    * мотивация (активизация) -  это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе;  
    * контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества. 

Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. 

Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации  труда, финансирования, кредитования и  экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. 

Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной  деятельностью представляет собой  организационно-распорядительный метод  управления. Положения, инструкции и  другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность  должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы  административного воздействия. 

Социально-психологические  методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия  на психологию людей. 

 

                            

  

 

 

 

                            1.2. Классификация предприятий

Классифицировать предприятия  можно по различным признакам  и параметрам .  
     В зависимости от количества работников предприятия делятся на:  
        1. Мелкие (до 50 человек); 
        2. Средние (от 50 до 500); 
        3. Крупные (от 500 до 1000); 
        4. Особо крупные (от 1000 и более). 
     По принадлежности капитала: 
        1. Национальные 
        2. Иностранные 
        3. Совместные (смешанные) 
  

  Также классифицировать предприятия можно по организационно-правовым формам.

Организационно-правовой формой называется система норм, определяющая отношения между партнерами по предприятию, а также предприятием и другими  предприятиями, физическими лицами и государством. 
     Исходя из организационно-правовых форм предприятия делятся следующим образом: 
    

  1)Хозяйственные товарищества и общества

Основным документом, определяющим принципы деятельности хозяйственного товарищества, является учредительный  договор.

Вкладом в имущество  хозяйственного товарищества могут  быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.

Члены хозяйственного товарищества имеют право участвовать в  управлении делами товарищества, принимать  участие в деятельности товарищества. Полученная прибыль делится между  совладельцами пропорционально  долям в складочном капитале. В  случае ликвидации товарищества его  участники получают часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами.

а) полное товарищество – объединение 2-х или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества, при этом каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества, не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли распределяются между партнерами пропорционально доли каждого из них в общем имуществе товарищества. Не связано с публичной отчетностью. Организационная структура не является устойчивой. Оно может быть распущено, если один из участников из него выйдет. Полное товарищество не является юридическим лицом. Продажа одним из участников своей доли новому лицу без согласия других членов запрещена. 
     б) коммандитное товарищество – наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами всем своим имуществом, которые являются внутренними членами общества, имеются другие, которые рискуют в пределах вклада и являются внешними участниками. Дела ведут только внутренние члены. Срок деятельности оговаривается контрактом. 
      в) товарищество с ограниченной ответственностью – признается учрежденным одним или несколькими лицами, уставной фонд которого разделен на доли в определенных учредительными документами размерах. Участники не отвечают по его обязательствам, несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Права членов ТОО реализуются на собраниях, проводимых не реже 1-2 разов в год. Контроль за деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия. Главным органом руководства является собрание учредителей. Функционирование сопряжено с ведением подробной отчетности, что позволяет финансовым институтам на основе анализа точно определить максимальный размер выдаваемого кредита. Члену ТОО после внесения пая выдается письменное свидетельство, которое не является ценной бумагой, не может быть продано другому лицу без разрешения общества. Пай дает право его владельцу на участие в общих собраниях, на получение дивидендов и части имущества при его ликвидации. 
      г) товарищество с дополнительной ответственностью – его участники отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставной фонд. При недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размере кратном внесенным ими вкладам. Важной особенностью является то, что в случае банкротства одного из участников его дополнительная ответственность пропорционально распределяется между остальными участниками. 
     д) Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Информация о работе Роль и место предприятия в современных условиях