Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель работы: изучение роли холдингов в развитии нефтяного комплекса России.
Для достижения поставленной цели необходимо выдвинуть ряд задач:
- уточнить определение понятия «холдинговые компании»;
- описать историю возникновения и развития холдинговых компаний;
- рассмотреть сущность и основные виды холдинговых компаний;
- изучить функционирование нефтяного комплекса России;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения холдинговой
компании………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития холдинговых компаний…………..7
1.2 Холдинговые компании: основные виды, преимущества и
недостатки………………………………………………………………...11
2 Анализ функционирования холдинговых компаний в Российской
Федерации ……………………………………………………………………..22
2.1 Холдинговые компании как составляющий элемент нефтяного
комплекса России……………………………………………………...22
2.2 Актуальные проблемы возникающие при функционировании
холдинговых компаний в нефтяном комплексе……………………..27
3 Оценка деятельности холдинговых компаний на примере нефтяной
компании «ЛУКойл»………………………………………………………...32
3.1 Общая характеристика ОАО «ЛУКойл»………………………………32
3.2 Анализ деятельности нефтяной компании «ЛУКойл»………………..42
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
3.2 Анализ деятельности нефтяной компании «ЛУКойл»
Начиная с 1991 года стало возможным следовать мировым принципам организации и управления нефтяного бизнеса. Апробированной и хорошо зарекомендовавшей себя моделью является вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК).
Первой ВИНК в России стала нефтяная компания (НК) «ЛУКОЙЛ». Компания была образована 1 февраля 1991 года как концерн, состоящий из трех нефтеперерабатывающих объединений («Лангепаснефтегаз», «Когалымнефтегаз», «Уралнефтегаз») и двух нефтеперерабатывающих заводов («Волгограднефтепереработка», «Пермнефтеоргсинтез»).
Концерн «ЛУКОЙЛ» просуществовал до 17 ноября 1992 года, после чего в соответствии с Указом Президента № 1403 и Постановлением Правительства РФ 5 апреля 1993 года был утвержден его правопреемник — АО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» [24, c.71].
Одним из важнейших направлений организационной эволюции НК «ЛУКОЙЛ» является переход от функционального принципа образования отдельных подразделений (геологоразведка, добыча, сбыт и т.д.) к дивизиональному, в основу которого положен географический принцип.
Дивизиональная структура, в данном случае, имеет ряд достоинств. Во-первых, образование автономных подразделений по продуктово-географическому принципу, руководители которых самостоятельно решают все проблемы по региону своего влияния, дает возможность управляющему персоналу центрального аппарата НК «ЛУКОЙЛ» сконцентрировать усилия на разработке стратегии развития компании в целом, то есть на определении сфер ее деятельности, долгосрочных целей ее развития , путей и методов их достижения. Во-вторых, переход к дивизиональной организационной структуре позволяет повысить эффективность распределения инвестиционных ресурсов между подразделениями компании, обеспечивая в перспективе сбалансированность объемов добычи, переработки нефти и сбыта нефтепродуктов. В-третьих, дивизиональная структура позволяет создать более гибкую систему мотивации труда управленческого аппарата среднего уровня, увязывая ее с результатами деятельности продуктовых подразделений.
В настоящее время переход на дивизиональную структуру управления происходит в первую очередь в сфере нефтепродуктообеспечения (НПО). В июне 2005 года руководство НК «ЛУКОЙЛ» приняло решение провести реструктуризацию дочерних предприятий НПО с образованием 13 территориальных предприятий [24, c.72]:
- «ЛУКОЙЛ-Северо-
- «ЛУКОЙЛ-
- «ЛУКОЙЛ-Вологданефтепродукт» (Вологодская, Ярославская и Костромская области);
- «ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт» (Архангельская область, Ненецкий автономный округ);
- «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» (Тверская, Смоленская, Брянская, Орловская, Курская, Белгородская, Липецкая, Тульская, Калужская, Рязанская и Московская области, г. Москва);
- «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепродукт» (Ростовская, Волгоградская, Астраханская и Воронежская области, Республика Калмыкия);
- «ЛУКОЙЛ-Краснодарнефтепродукт» (Краснодарский край и Республика Адыгея);
- «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (Ставропольский край, республики Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкессия);
- «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (Республика Коми, Кировская и Свердловская области);
- «ЛУКОЙЛ-Саратовнефтепродукт» (Саратовская, Пензенская и Тамбовская области);
- «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтепродукт» (Нижегородская, Владимирская и Ивановская области, республики Чувашия, Мордовия и Марий Эл);
- «ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт» (Челябинская, Тюменская и Курганская области);
- «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» (Самарская, Оренбурская и Ульяновская области, республики Татарстан и Башкортостан).
Долгосрочной целью развития ОАО «ЛУКОЙЛ» является динамическое развитие и достижение уровня конкурентоспособности ведущих нефтяных компаний на мировом рынке, максимизация акционерного капитала. Достижение этой цели возможно за счет:
- разработки и реализации стратегии укрепления на существующем рынке или завоевания новых рынков;
- оптимизации планирования и управления различными аспектами внутрипроизводственной деятельности;
- снижения необоснованных издержек и внутрипроизводственных потерь;
- изменения организационной структуры предприятия в соответствии с изменяющимися условиями.
В качестве основных инструментов управления руководством НК «ЛУКОЙЛ» выбраны:
- анализ экономической эффективности направлений деятельности компании;
- прогнозирование и стратегическое планирование развития;
- оптимизация инвестиционного планирования и управления деятельностью;
- бюджетирование финансово-экономического и управленческого процесса.
До середины 2001 года системы НПО НК «ЛУКОЙЛ» фактически состояли из трех групп предприятий, в дальнейшем называемых территориальными, межрегиональными и региональными.
Территориальные предприятия (первая группа) были образованы при передаче имущества системы НПО Госкомнефтепродукта в 1993-1995 годах. Они имеют налаженную систему организации и управления, квалифицированных менеджеров. В то же время эта группа предприятий характеризуется общими недостатками [24, c.73]:
1. Высокая изношенность объектов нефтепродуктообеспечения. Так, например, в «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт» 46% всех АЗС эксплуатировались более 20 лет, а 39% — более 10 лет, в целом изношенность АЗС составляет 70%, резервуарный парк нефтебаз изношен более чем на 90%.
2. Высокие издержки по собственной реализации нефтепродуктов. Так, например, для «ЛУКОЙЛ-Кировнефтепродукт» и «ЛУКОЙЛ-Челябинскнефтепродукт» этот показатель равен 320 рублям на тонну, для «ЛУКОЙЛ-Вологданефтепродукт» — 660 рублям на тонну, для «ЛУКОЙЛ-Вогограднефтепродукт» — 725 рублям на тонну, для «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» — 805 рублям на тонну.
3. Большая доля нефункционирующих и неэффективно использующихся внеоборотных активов. На балансе компаний числятся избыточные земельные участки, устаревшие и излишние основные фонды, убыточные и высокозатратные объекты.
4. Низкий уровень автоматизации процессов учета движения нефтепродуктов на стадии приемки, хранения и отпуска.
5. Дефицит собственных оборотных средств, рост просроченной краткосрочной кредиторской задолженности перед НК «ЛУКОЙЛ».
Межрегиональное предприятие холдингового типа ООО «ЛУКОЙЛ-Холдинг-Сервис» было организовано в 1998 году и включало 19 дочерних компаний (вторая група предприятий). К третьей группе (региональным предприятиям) относятся предприятия НПО, созданные после 1997 года и не вошедшие в первую и вторую группы. Предприятия НПО второй и третьей группы — это, как правило, относительно новые компании, образованные либо путем покупки объектов нефтепродуктообеспечения у государственных или частных структур, либо вновь построенные. Так, например, ЗАО «ЛУКОЙЛ-Орел» было образовано после того, как администрация Орловской области погасила свой долг за поставленные нефтепродукты путем передачи принадлежащей ей нефтебазы на баланс НК «ЛУКОЙЛ».
Ряд предприятий были созданы в стратегически важных для дальнейшего развития НК «ЛУКОЙЛ» регионах России (например, «ЛУКОЙЛ-Татарстан», ООО «ЛУКОЙЛ-Приморье»).
В отличие от предприятий НПО первой группы основные фонды у них менее изношены. На новых объектах формируется высокий уровень автоматизации процессов по учету движения нефтепродуктов. Однако для второй и третьей группы также характерны определенные недостатки:
1) нерациональные организационные структуры управления;
2) низкая квалификация управленческого персонала, особенно в вопросах организационно-экономического характера, что в итоге приводит к низким значениям показателей экономической эффективности деятельности.
Костяк региональных предприятий НПО «ЛУКОЙЛ» составляет 9 территориальных объединений. Прочие компании, относящиеся к этой группе, были созданы в разное время в рамках конкурентного развития систем НПО НК «ЛУКОЙЛ» в регионах функционирования других ВИНК. Несистемность в процессе их формирования, снабжения нефтепродуктами, контроля за экономическими результатами деятельности и, по сути, полная неуправляемость привели к тому, что эти предприятия стали приносить ОАО «ЛУКОЙЛ» все большие убытки. В связи с этим в конце 1997 года было принято решение в качестве промежуточного шага в реорганизации системы нефтепродуктообеспечения создать для управления ими межрегиональное предприятие холдингового типа.
ООО «ЛУКОЙЛ-Холдинг-Сервис» было создано в начале 1998 года. Основными целями его создания являлись:
- финансово-экономическое оздоровление региональных дочерних предприятий, вошедших в холдинг;
- сокращение издержек на единицу реализуемой продукции за счет улучшения системы управляемости комплекса в целом;
- консолидация активов всех предприятий холдинга и эффективное управление ими;
- увеличение объемов реализации и расширение доли рынка в регионах действия холдинга;
- рост реализации автомобильного топлива через собственную сеть АЗС;
- реинвестирование прибыли предприятий в расширение сети объектов нефтепродуктообеспечения.
Формирование холдинга было завершено к концу 1998 года, поэтому хозяйственная деятельность вновь образованных региональных дочерних предприятий (РДО) велась с сохранением всех присущих им ранее недостатков.
В течение 1999-2000 годов, по мере комплектования аппарата управления ООО «ЛУКОЙЛ-Холдинг-Сервис» квалифицированными специалистами проводился мониторинг РДО и анализ их деятельности. Целью исследования явилась диагностика и ликвидация недостатков путем разработки и внедрения оптимальных методов финансового планирования и новых технологий корпоративного управления [24, c.74].
Цели создания РДО не были даже сформулированы. В связи с этим реализация нефтепродуктов не была основным видом деятельности либо служила источником финансирования для развития непрофильных видов работы. Так, соотношение валового дохода от реализации услуг и прочих продаж к валовому доходу от реализации нефтепродуктов составило в ОАО «ЛУКОЙЛ-Екатеринбург» — 327%, ЗАО «ЛУКОЙЛ-Черноземье» — 160%, ОАО «ЛУКОЙЛ-Сочи» — 127%.
В ОАО «ПО ЛУКОЙЛ-Волга» убытки по услугам и прочим продажам составили 47% валового дохода от реализации нефтепродуктов. В ЗАО «ЛУКОЙЛ-Татарстан» доля стоимости имущества, не связанного с нефтепродуктообеспечением, доходила до 35%.
Организационные структуры формировались под конкретных руководителей с учетом только их личностных характеристик, а не из требований взаимосвязанного и взаимообусловленного исполнения функций по реализации целей развития предприятия и корпоративных задач управления.
Высокое качество управления предполагает высокое качество реализации всех его составляющих — планирования, учета, контроля и анализа, подготовки и внедрения управленческих решений. За исключением ЗАО «ЛУКОЙЛ-Саратов» и ООО «ЛУКОЙЛ-Краснодар» качество управления в РДО в целом можно охарактеризовать как очень низкое. Если планирование и учет реализации нефтепродуктов как-то поставлены, а управление объемами продажи осуществляется, то по остальным направлениям, особенно в финансово-экономической сфере, менеджмент отсутствует. В 16 РДО отсутствовали экономические службы, не проводилось планирование и управление в этой сфере, а текущие вопросы решались бухгалтерией.
Регламентация производственной и управленческой деятельности была оформлена в той или иной степени ЗАО «ЛУКОЙЛ-Саратов», ОАО «ЛУКОЙЛ-КавМинВоды», ООО «ЛУКОЙЛ-Тюмень», ООО «ЛУКОЙЛ-Краснодар», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Марий -Эл», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Северный Кавказ», ОАО «ЛУКОЙЛ-Чувашия». В остальных РДО отсутствовал даже минимальный комплект документации, регламентирующий их деятельность (утвержденная организационная структура, положения о подразделениях, должностные инструкции). Все это приводило к организационной неразберихе, отсутствию должного контроля за исполнением принятых решений, не говоря уже об отсутствии системы сбора информации, необходимой для подготовки адекватных управленческих решений.
В ряде РДО был констатирован низкий уровень квалификации бухгалтерских кадров. В отделах финансово-экономического прогнозирования, планирования и управления, учета и калькуляции затрат зачастую не было высококвалифицированных специалистов. Только ЗАО «ЛУКОЙЛ-Саратов» и ООО «ЛУКОЙЛ-Краснодар» располагали планово-экономическими службами.
Анализ финансовых результатов РДО показал убыточность большинства предприятий. Основной причиной этого были высокие издержки обращения. Так, в ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нижний Новгород» величина издержек обращения по отношению к валовому доходу составила 114%, в ЗАО «ЛУКОЙЛ-Татарстан» — 235%, в «ЛУКОЙЛ-Сочи» – 102% [24, c.75].
Было также выявлено отсутствие систематического финансово-экономического анализа результатов деятельности. Выполненный анализ показал высокий уровень просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, низкую оборачиваемость средств, низкую ликвидность и т.д.