Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель работы: изучение роли холдингов в развитии нефтяного комплекса России.
Для достижения поставленной цели необходимо выдвинуть ряд задач:
- уточнить определение понятия «холдинговые компании»;
- описать историю возникновения и развития холдинговых компаний;
- рассмотреть сущность и основные виды холдинговых компаний;
- изучить функционирование нефтяного комплекса России;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения холдинговой
компании………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития холдинговых компаний…………..7
1.2 Холдинговые компании: основные виды, преимущества и
недостатки………………………………………………………………...11
2 Анализ функционирования холдинговых компаний в Российской
Федерации ……………………………………………………………………..22
2.1 Холдинговые компании как составляющий элемент нефтяного
комплекса России……………………………………………………...22
2.2 Актуальные проблемы возникающие при функционировании
холдинговых компаний в нефтяном комплексе……………………..27
3 Оценка деятельности холдинговых компаний на примере нефтяной
компании «ЛУКойл»………………………………………………………...32
3.1 Общая характеристика ОАО «ЛУКойл»………………………………32
3.2 Анализ деятельности нефтяной компании «ЛУКойл»………………..42
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
У холдингов в сравнении с самостоятельными коммерческими организациями менее выгодный режим налогообложения. Любое преодоление "границы юридического лица" влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В отдельном юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, устанавливается справедливый баланс доходов и расходов. Однако в России не применяется характерный, скажем, для США принцип унитарного налогообложения. В нашей стране холдинги имеют, по сути, двойное налогообложение. Дочернее общество, получая доходы, оплачивает косвенные налоги и налог на прибыль, затем передает эту прибыль основному обществу в виде дивидендов, которые также облагаются налогом на прибыль как внереализационный доход основного общества.
В отношении холдинговых компаний действует особый принцип, в отличии от общих правил исполнительного производства. Так, акции дочерних компаний, которыми сформированы активы основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, т.к. от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, поскольку все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга.
С одной стороны, холдинг подразумевает широкую передачу прав и ответственности в структурные подразделения, самостоятельное решение ими большинства оперативных хозяйственных проблем. С другой стороны, компания, построенная по типу холдинговой структуры, далеко не всегда в состоянии предложить и реализовать серьезную стратегию собственного развития. Основные причины такой двойственности:
Во-первых, информационные потоки холдинга носят достаточно выраженный децентрализованный характер. Это позволяет структурным подразделениям самостоятельно и оперативно реагировать на изменения внешней среды и рыночной конъюнктуры. Однако возможности такой реакции ограничены – как стратегическими полномочиями руководителей, так и, это главное, обладанием стратегическими ресурсами. Последние концентрируются в руках собственно холдинга и по замыслу должны обеспечить стратегическое развитие и гибкость корпорации в целом.
Во-вторых, менеджеры холдинга, осуществляя стратегическое руководство компанией, стремятся сохранить в своих руках контроль за подчиненными организациями. Эффективность такого контроля сохраняет организационную обусловленность и поэтому стратегически ограничена.
В-третьих, и это самое главное, руководящие органы холдинга воспроизводят структуру собственности капитала компании и поэтому превращаются в организацию парламентского типа. На уровне стратегических решений (собрание акционеров, наблюдательный совет, правление) это неизбежно предполагает для участников “единство и борьбу” интересов представляемой ими доли общего капитала и обязательных для организации в целом как единого организма решений.
При таком принципе формирования руководящие органы холдинга неизбежно превращаются из органов выработки и принятия стратегических решений в политический дискуссионный клуб, где лидерство получает та или иная группа людей, представляющих определенный капитал одного или нескольких подразделений компании.
Таким образом, холдинговые компаниями являются разновидностью предпринимательских объединений, в число которых входят всевозможные формы объединения коммерческих организаций, создаваемы добровольно (на договорной основе) и принудительно (в результате подчинения и контроля одного юридического лица над другими) для осуществления согласованной деятельности, направленной на получение прибыли.
Холдинги не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. Что, не может опровергнуть как факта наличия подобных объединений в реальной жизни, так и их существенного влияния на экономику.
2 Анализ функционирования холдинговых компаний в Российской Федерации
2.1 Холдинговые компании как составляющий элемент нефтяного комплекса России
Процесс реформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Он шел по пути развития рыночных механизмов управления при одновременном ослаблении контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере, со стороны государства. На первом этапе реформирования, определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, государство в качестве единственного собственника объектов топливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупным собственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти. На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом, производственные ассоциации были преобразованы в акционерные общества при сохранении государственного контроля. В ходе этих преобразований были сформированы вертикально-интегрированные нефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдингов выпускались независимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обмену на них [13, c.44].
Холдинги являются сугубо рыночными структурами, построенными на принципе прямой и обратной стоимостно-ценностной связи между звеньями единой технологической цепочки. Обычно в мировой практике под холдинговой компанией (холдингом) понимают акционерные общества, которые ставят перед собой цель путем приобретения пакетов акций, как правило, контрольных, других компаний и фирм осуществлять по отношению к ним контрольные, управленческие, финансово-кредитные и т.п. функции, сохраняя при этом юридическую и оперативно-тактическую экономическую самостоятельность.
Исходя их основных целей и задач нефтяного комплекса и российских реалий, была выбрана концепция построения нефтяных холдингов.
В соответствии с Указом Президента в 1993 г. появились первые три государственные нефтяные компании в виде вертикально-интегрированных холдингов. Это - НК "ЛУКойл", НК ЮКОС и НК "Сургутнефтегаз". Через два года возникли еще пять компаний: "Славнефть", "Сиданко", "Восточная нефтяная компания". "ОНАКО", Восточно-Сибирская НК. Затем появились "Башнефть", "Татнефть", "Роснефть", "Коми ТЭК" и др. В течение трех лет все нефтяные компании продолжали оставаться государственными, так как контрольный пакет акций (от 38 до 51%) принадлежал государству. Сегодня в России насчитывается примерно полтора десятка вертикально интегрированных нефтяных компаний [13, c.45].
Создание государственных нефтяных компаний в виде холдингов послужило отправным пунктом приватизации предприятий нефтяного комплекса. Государство в соответствии с Указом Президента и государственной программой приватизации, ежегодно принимаемой Думой, постоянно уменьшает долю федеральной собственности в уставном капитале нефтяных компаний путем продажи госпакетов акций в частную собственность. За период с 1995 по 1997 год была продана значительная часть госпакетов акций практически всех ведущих нефтяных компаний.
В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция объединяет в себе деятельность, начиная с разведки и разработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее переработки и кончая реализацией продукции ее конечным потребителям. Как правило, это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационными процессами. Выгоды, обусловленные использованием вертикальной интеграции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат при объединении под единым контролем усилий различных производств в осуществлении всего производственного цикла, улучшения информационного обеспечения бизнеса, обеспечение гарантированных условий поставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержки вертикальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным из которых является необходимость внедрения новой управленческой системы, действующей в рамках образованной вертикально-интегрированной структуры.
Если обратиться к имевшему место процессу формирования вертикально-интегрированных нефтяных компаний в России, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административным путем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территориально-
Если рассматривать существующую систему взаимоотношений государства с предприятиями нефтедобывающей промышленности на примере такой компании как "Лукойл", то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть, реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспортируемую за границу, по данным компании " Лукойл" за 2006 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, вне зависимости от того, реализовывалась нефть на внутреннем российском или на внешнем рынке, составлял 52,5% [14, c.35].
Анализируя российскую налоговую систему применительно к нефтедобывающим компаниям, следует отметить следующее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний государством, в настоящее время чрезвычайно высок, если его сравнивать со значением аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночной экономикой подавляющая часть суммы, взимаемой в качестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собирается с помощью прямого налога, пропорционально получаемой нефтяными компаниями прибыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли, собирается с помощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующая система налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть на внутреннем российском рынке, приводит к тому, что лаже для такой крупной компании как "Лукойл", ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована на российских потребителей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтяных компаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И эти интересы, в свою очередь, приводят к существенной недогрузке мощностей российских нефтеперерабатывающих предприятий, вследствие чего государство несет соответствующие потери.
Если обратиться к экспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагами управления в данной сфере со стороны государства являются выдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии, разрешающие продажу добываемой ими нефти за границу, и квоты, с помощью которых устанавливаются ограничения на объемы этих продаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимо этого государство выступало в качестве посредника в расчетах между российскими экспортерами нефти и ее зарубежными покупателями, т. е. играла более активную роль. Это снизит вероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которых государство теряет часть своих валютных поступлений.
Важным для российской экономики является вопрос, связанный с определением объемов добываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено колеблющейся рыночной конъюнктурой, и при определенных обстоятельствах можно экспортировать больше нефти, но получать от этого меньший доход.
Очевидно, что неудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке. Неудовлетворительным является и используемый подход к ценообразованию на данный вид продукции, основанный на издержках. Более оправданным является использование подхода, в основе которого лежит спрос и предложение, и который больше соответствует рыночной экономике, в условиях которой функционируют сегодня предприятия нефтедобывающей промышленности.
Государство практически самоустранилось от решения вопроса, связанного с разработкой и внедрением эффективной системы экономического стимулирования работников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффективности своей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и к нефтедобывающим российским компаниям. Вместе с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников в результатах своего труда и конечных результатах деятельности предприятий, на которых они работают, является не последних фактором, который обеспечивает повышение эффективности функционирования национальной экономики. И если этот вопрос плохо решают или не решают собственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующих компетентных органов.
2.2 Актуальные проблемы возникающие при функционировании холдинговых компаний в нефтяном комплексе
Состояние основных производственных фондов (ОПФ) нефтяного комплекса характеризуются большой долей износа, а их технологический уровень является отсталым. В целом, в нефтедобывающей промышленности степень износа ОПФ составляет около 55%, а по отдельным нефтяным компаниям достигла 70% (Башнефть, Татнефть, ОНАКО, ТНК, Самаранефтегаз). Соответствующие данные приведены в таблице 1 [15, c.23].