Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель работы: изучение роли холдингов в развитии нефтяного комплекса России.
Для достижения поставленной цели необходимо выдвинуть ряд задач:
- уточнить определение понятия «холдинговые компании»;
- описать историю возникновения и развития холдинговых компаний;
- рассмотреть сущность и основные виды холдинговых компаний;
- изучить функционирование нефтяного комплекса России;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения холдинговой
компании………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития холдинговых компаний…………..7
1.2 Холдинговые компании: основные виды, преимущества и
недостатки………………………………………………………………...11
2 Анализ функционирования холдинговых компаний в Российской
Федерации ……………………………………………………………………..22
2.1 Холдинговые компании как составляющий элемент нефтяного
комплекса России……………………………………………………...22
2.2 Актуальные проблемы возникающие при функционировании
холдинговых компаний в нефтяном комплексе……………………..27
3 Оценка деятельности холдинговых компаний на примере нефтяной
компании «ЛУКойл»………………………………………………………...32
3.1 Общая характеристика ОАО «ЛУКойл»………………………………32
3.2 Анализ деятельности нефтяной компании «ЛУКойл»………………..42
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………...56
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретико-методологические основы изучения холдинговой
компании…………………………………………………………
1.1 История возникновения и развития холдинговых компаний…………..7
1.2 Холдинговые компании: основные виды, преимущества и
недостатки……………………………………………………
2 Анализ функционирования холдинговых компаний в Российской
Федерации ……………………………………………………………………..22
2.1 Холдинговые компании как составляющий элемент нефтяного
комплекса России……………………………………………………...
2.2 Актуальные проблемы возникающие при функционировании
холдинговых компаний в нефтяном комплексе……………………..27
3 Оценка деятельности холдинговых компаний на примере нефтяной
компании «ЛУКойл»……………………………………………………….
3.1 Общая характеристика ОАО «ЛУКойл»………………………………32
3.2 Анализ деятельности нефтяной компании «ЛУКойл»………………..42
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что макроэкономический рост и благосостояние страны в огромной мере зависят от уровня развития базовых отраслей, среди которых исключительно важную роль играют нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Нефть и нефтепродукты - это не только стратегические ресурсы, но и деньги, власть и козырная карта в политике.
Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции.
Холдинговые компании демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, становятся буфером между макро- и микроэкономикой. В частности, рыночная экономика не мыслима без развития инвестиционных процессов как в макро- так и микроэкономику. И преодоление инвестиционного дефицита, осуществление инвестиционного прорыва становится возможным при создании холдинговых компаний.
Особенность деятельности холдинговых компаний является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.
Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что проблемы развития холдинговых компаний в нефтяном комплексе и их роль в развитии рыночных отношений, в целом - не осталась вне поля зрения исследователей, и начало ее исследования можно соотнести с первым этапом их образования в российских условиях.
Реструктуризация нефтяных компаний в вертикально-интегрированные структуры, холдинги дает возможность применения оптимизационных схем и среднесрочных стратегий для развития и выживания нефтяных компаний. Такие компании наиболее уязвимы при возникновении нестабильности в экономике и политическом состоянии.
Степень разработанности темы. Теоретико-методические аспекты деятельности холдингов рассматривались в работах таких видных зарубежных ученых, как Т.Келлер, Дж.Робинсон, Й.Шумпетер, Ф.Хайек, Р.Коуз, М.Аоки, М.Хучек и др. Из отечественных исследователей холдингов следует отметить: Г.Клейнера, В.Авилову, П.Аркина, А.Берлович, А.Горбунова, В.Гребенникова, Э.Азроянца, Б.Ерзнюша, В.Лаптева, И.Хабарову и др.
Проблеме совершенствования корпоративного управления холдинговыми компаниями уделяется большое внимание в работах зарубежных авторов: А.Берли, Г.Минза, Р.Брейли, С.Майерса, М.Хесселя, М.Мейера, Д.Лорша, М.Дженсена, У.Меккинга, М.Аови, У.Дж. Дункана, К. Киллена, С.О'Донелла и др. Из российских исследователей, занимающихся проблемой корпоративного управления, следует отметить М.Афанасьева, Б.Батаеву, И.Беликова, Н.Веретенникова, Р.Леонтьева, М.Ионцева, И.Костикова, С.Масютина, Н.Рудык, Е.Семенкову, Д.Голубкова, И.Хабарову, Е.Чиркову, А.Попова, Ф.Шахмалова, и др.
Вместе с тем до настоящего времени остается мало изученным организационно-экономический аспект корпоративного управления холдингами, недостаточно уделено внимания холдингу, как региональной экономической структуре, формировавшейся в условиях рыночной экономики.
Исходя из актуальности и степени разработанности темы исследования целесообразно определить цель работы: изучение роли холдингов в развитии нефтяного комплекса России.
Для достижения поставленной цели необходимо выдвинуть ряд задач:
- уточнить определение понятия «холдинговые компании»;
- описать историю возникновения и развития холдинговых компаний;
- рассмотреть сущность и основные виды холдинговых компаний;
- изучить функционирование нефтяного комплекса России;
- исследовать общую концепцию построения нефтяных холдингов в
России;
- проанализировать деятельность нефтяной компании «ЛУКойл».
Объектом исследования работы является нефтяной комплекс Российской Федерации.
Предметом исследования работы является роль холдингов в развитии нефтяного комплекса России.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Изученность темы. В первой главе рассмотрены теоретико-методологические аспекты изучения холдинговых компаний, описывается история возникновения и развития холдинговых компаний и рассматриваются основные преимущества и недостатки холдинговых компаний.
Во второй главе проводится анализ функционирования холдинговых компаний в Российской Федерации, что в свою очередь позволяет выявить
актуальные проблемы возникающие при функционировании холдинговых компаний в нефтяном комплексе.
В третьей главе дается оценка деятельности холдинговых компаний на примере нефтяной компании «ЛУКойл», где раскрывается общая характеристика компании и проводится всесторонний анализ структуры деятельности нефтяной компании.
1. Теоретико-методологические основы изучения холдинговой компании
1.1 История возникновения и развития холдинговых компаний
В последнее время в России появилось огромное количество предприятий, использующих в своих названиях термины «холдинг» или «холдинговая компания». Но, зачастую, не многие могут дать определение этим понятиям и, прежде всего, здесь обнаруживается пробел в законодательном регулировании таких предпринимательских структур, каковыми являются холдинги [1,c.75].
Объединения лиц для достижения определенных целей возникли ещё в глубокой древности и не являются порождением современной экономики. И.А. Покровский писал: « Уже всякое древнее общество характеризуется разнообразными формами коллективизма; оно всё состоит из таких или иных союзов-родов, общин и т.д., вне которых индивид находиться не может, вне которых сама правоспособность его немыслима. Но все эти союзы имеют для индивида принудительный характер: он не может не состоять в них, не может выбирать их своей волей, не может, по общему правилу, и выйти из них добровольно»[2, c.78].
Задача выживания, необходимость прокормить себя и свою семью заставляла людей объединяться. Но на определённой стадии развития принудительный характер подобных объединений оказался тормозом дальнейшего прогресса. Возникновение частной собственности, и как следствие, возникновение товарно-денежных отношений потребовало замены союзов принудительных союзами добровольными» [2,c.80], создаваемыми для достижения определенных согласованных целей участников.
Однако экономика не стоит на месте, и уже развивающийся торговый оборот не может удовлетворяться только этой формой. Становится необходимым обособление имущества и ограничение ответственности участников крупных совместных проектов. И для достижения этих целей, как отмечает И.С. Шиткина в своей работе «Предпринимательские объединения» [3, c.65], в римском праве появляется конструкция юридического лица. Но со временем даже такие формы объединений юридических лиц как акционерные общества, способные объединять большие капиталы и свободно распространять их, не смогли удовлетворить всё более возрастающие потребности участников коммерческих отношений в кооперации и интеграции хозяйственной деятельности.
С развитием капитализма и связано появление собственно объединений юридических лиц, одним из видов которых и являются холдинговые компании. Такие системы возникали, как в результате добровольного объединения капиталов на основании договорных форм с целью производственной кооперации или разделов рынков сбыта, так и путём принудительных поглощений, «враждебных захватов», создания «систем участия».
«Громадный рост промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения производства во всё более крупных предприятиях являются одной из наиболее характерных особенностей капитализма… Свободная конкуренция порождает концентрацию производства, а эта концентрация на известной ступени своего развития ведёт к монополии… Монополистические союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты делят между собою прежде всего внутренний рынок, захватывая производство данной страны в своё, более или менее полное обладание… В руках картелей и трестов сосредотачивается нередко семь-восемь десятых всего производства данной отрасли промышленности… Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала, и расширялись всячески заграничные и колониальные связи «сферы влияния» крупнейших монополистических союзов, дело «естественно» подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей».
Предприятия объединялись не только путём прямого «поглощения» крупными предприятиями мелких, но и «присоединения к себе», подчинения себе включения в «свою» группу, в свой «концерн» - как гласит технический термин – посредством «участия» в их капитале, посредством скупки и обмена акций, системы долговых отношений и т.д.[3, c.69] Так возникли холдинги.
Английское слово "Hold", от которого и произошло слово "холдинг", переводится на русский язык как "владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать".
Предприятия холдингового типа впервые появились в США в конце XIX века как разновидность компании финансового типа, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Юридическая основа создания холдингов была создана в 1889 г., когда в штате Нью – Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, было разрешено создавать холдинговые компании в указанном выше смысле этого понятия.
Организация трестов, являвшихся на тот момент крупными монополистическими корпорациями, в форме холдинговых структур позволяла этим объединениям обходить антитрестовский закон Шермана, поскольку предприятия, входящие в холдинг, сохраняли формальную самостоятельность от головной компании. Поэтому после 1889 г. многие трестовские объединения в США были преобразованы в компании холдингового типа [4, c.25].
Новая форма объединения корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 году из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем из них 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 смешанными [4, c.26].
В настоящее время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. В Англии и США, принадлежащих к англо-саксонской системе права, такие объединения так и называются холдингами. В Германии они получили наименование связанных предприятий (например, концерны). Наряду с негосударственными холдинговыми компаниями, в мире существует множество государственных компаний с холдинговой структурой. В Италии – это крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). ИРИ и ЭНИ входят в список 50 крупнейших по обороту корпораций мира [5, c. 79].
Первые холдинговые компании в России появились после принятия 3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Согласно этому закону, холдинги могли организовываться на основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов. Холдинговая структура адекватно подходила для разгосударствления крупных предприятий, концернов, объединений при сохранении технологических и кооперационных связей между входящими в их организационную структуру единицами. Такое положение может охарактеризовать пример того, как сформулированы в законодательстве цели формирования холдинговых компаний в лесопромышленной отрасли. К их числу постановлением Правительства были отнесены: упорядочение процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействие кооперации предприятий-смежников, сохранение существующих технологических и производственных связей, осуществление предприятиями технологически замкнутого цикла производства единой инвестиционной и научно-технической политики, увеличение экспортного потенциала.