Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:52, реферат
Целью данной работы является провести исследования роли государства в оплате труда.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
Во-первых, определить сущность заработной платы.
Во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы. рассмотреть действующую систему премирования.
В-третьих, следует рассмотреть государственное воздействие на оплату труда.
Введение 3
1. Понятие оплаты труда и заработной платы 5
2. Роль государства в организации заработной платы 8
3. Государственное воздействие на оплату труда 13
Заключение 15
Список использованных источников 17
Рекомендации определяют
прожиточный минимум как «
Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора товаров (услуг) прожиточного минимума, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Бюджеты прожиточного минимума могут служить определенным ориентиром при формировании социальной политики и системы мер по социальным гарантиям лишь в условиях кризисного состояния экономики, инфляции и падения жизненного уровня населения. Как показывают медико-биологические исследования, в течение длительного времени человек не может нормально существовать, удовлетворяя свои потребности на уровнях, предусмотренных этими бюджетами, без ущерба для здоровья и работоспособности.
Более полный набор (в стоимостной и натуральной форме) материальных и духовных благ отражает другой показатель –минимальный потребительский бюджет – баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни групп населения с минимальными доходами. Именно этот показатель должен быть социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товарам и услугам. Следовательно, минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
- установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда;
- законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;
- налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц,
- установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
- установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).
Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:
1) контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;
2) регулирование доходов на основе государственных правил и положений;
3) политика трехстороннего сотрудничества.
Но при чрезмерной дифференциации
заработков, наличие денежных доходов
централизованная политика в области
оплаты труда вряд ли принесет хорошие
результаты. Ориентация на налоговое
регулирование доходов может
стимулировать черный рынок. Потому
главная надежда, видимо, в политике переговоров,
в частности, по поводу утверждения уровней
заработной платы, обеспечивающих гибкую
и справедливую оплату труда.
Реформы 90–х годов показали
неэффективность либеральных
Усиление государственного регулирования оплаты труда может осуществиться только путём вмешательства государства в преобразование сложившейся в советское время системы в рыночную. Необходимо выяснить характер такого вмешательства. В прежней экономической модели государственное регулирование оплаты труда было основным принципом организации заработной платы. Фонд заработной платы являлся частью национального дохода, которая ежегодно предусматривалась в бюджете отдельной строкой. У государства находились все рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты премий, доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной численности персонала на предприятиях. В результате же реформ решение вопросов по оплате труда переместилось на уровень предприятий. Они самостоятельно стали решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Государство ограничилось установлением минимума заработной платы, осуществлением регулирования условий оплаты труда для работников бюджетной сферы. Это нормально для моделей рыночной экономики, но обычно работники и работодатели развитых стран договариваются по вопросам тарифных ставок как минимум на отраслевом и территориальном уровнях. Рамки отдельного предприятия для организации заработной платы слишком узки. В развитых странах этим занимаются специальные фирмы. Но коль скоро, в России таких фирм нет, то логично было бы заниматься разработкой этих проблем на государственном уровне.
В современной рыночной экономике предприятия самостоятельны в выборе формы и системы оплаты труда. Работодатель сам заботится о связи заработной платы с конечными результатами труда, устанавливая системы оплаты так, чтобы они позволяли каждому работнику хорошо зарабатывать, а работодателю приносили желаемый результат. Государство не вмешивается непосредственно в организацию заработной платы, но в то же время принимает в ней активное участие. Оно поддерживает покупательную способность заработной платы и других денежных доходов населения посредством защиты от инфляции. Оно реализует права работников на оплату труда со стороны неплатёжеспособного работодателя. Эти вопросы решаются на законодательном уровне.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно установить три направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в современных российских условиях.
Первое – это активное
блокирующее вмешательство
Второе – это содействие государства выполнению заработной платой стимулирующей функции.
Третье направление состоит
в усилении государственного регулирования
макроэкономических процессов, прежде
всего динамики соотношения денежной
заработной платы и цен.
Ближайшими целями государственной политики в области организации оплаты труда являются:
В условиях становления рыночной экономики российские предприятия с точки зрения организации оплаты труда можно разделить на две группы: реформирующие оплату в соответствии с принципами рыночных отношений и сохраняющие сложившиеся еще в дореформенный период подходы к ее организации.
Совершенствование организации заработной платы на этих предприятиях имеет много общего:
Основной элемент
Переменная часть заработка работника определяется на каждом предприятии по своему, и, чаще всего, зависит от конечного результата труда как конкретного работника, так и предприятия в целом; квалификации работника, его активности.
Однако, постоянная и переменная часть заработка очень низки и не стимулируют его качественно выполнять свою работу.
Таким образом, для эффективной работы предприятия вопросам организации оплаты труда необходимо уделять особое должное внимание.
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. — М.: Известия, 2012. — 127 с.
2. Кодекс законов о труде Российской Федерации. — М.: «ПРИОР», 2012. — 276 с.
3. Кодекс законов о труде Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой./ Составитель Д. Диянов, советник юстиции 3 класса. — М.: Менеджер, 2001. — 736 с.
4. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.97 г. № 134-ФЗ // Российская газета, 2006. — №38. — С.6
5. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 20.11.2003 г. №201-ФЗ. // Экономический журнал, 2003. — №49. — С.4
6. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. — М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 2006.— С.111-122.
7. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и ЗП: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФА-М, 2005. – С.130-158.
8. Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем ЗП // Человек и труд, 2007. — №1. — С. 90-95.
9. Белкин В., Белкина Н. Внедряем новый механизм оценки и оплаты труда // Человек и труд, 2007. — №1. — С. 101-104.
10. Занятость и ЗП в странах ОЭСР
— Еtploi et salaries dans I’
11. http://www.debtexpert.ru/
12. http://vse-nauki.ru/экономика/
Информация о работе Роль государства в организации оплаты труда