Роль государства в организации оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:52, реферат

Описание работы

Целью данной работы является провести исследования роли государства в оплате труда.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
Во-первых, определить сущность заработной платы.
Во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы. рассмотреть действующую систему премирования.
В-третьих, следует рассмотреть государственное воздействие на оплату труда.

Содержание

Введение 3
1. Понятие оплаты труда и заработной платы 5
2. Роль государства в организации заработной платы 8
3. Государственное воздействие на оплату труда 13
Заключение 15
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

зп юля.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра:

Контрольная работа

по дисциплине «Формы и  системы заработной платы»

на тему:

«Роль государства в организации  оплаты труда»

 

 

 

 

Выполнил: Кошкина  Ю.А.

Группа 8503

Проверил: Севастеева И.А.

 

 

Новосибирск - 2012

Оглавление

Введение 3

1. Понятие оплаты труда  и заработной платы 5

2. Роль государства в  организации заработной платы 8

3. Государственное воздействие  на оплату труда 13

Заключение 15

Список использованных источников 17

 

Введение

В соответствии с изменениями  в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно  на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и  размеры оплаты труда, материального  стимулирования его результатов. Понятие  «заработная плата» наполнилось  новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных  видов премии, доплат, надбавок и  социальных льгот), начисленных в  денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая  денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством  за не проработанное время (ежегодный  отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Рыночные отношения вызвали  к жизни новые источники получения  денежных доходов в виде сумм, начисленных  к выплате по акциям и вкладов  членов трудового коллектива в имущество  предприятия (дивиденды, проценты).

Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами  не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников всех организационно-правовых форм устанавливаются законодательством.

Уставной юридической  формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором  фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.

Целью данной работы является провести исследования роли государства  в оплате труда.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие  задачи. 

Во-первых, определить сущность заработной платы. 

Во-вторых, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов  заработной платы. рассмотреть действующую  систему премирования.

В-третьих, следует рассмотреть  государственное воздействие на оплату труда.

 

 

1. Понятие оплаты труда и заработной  платы

   Одним из прав  закрепленных Конституцией РФ  ст. 37 является право каждого на  вознаграждение за труд без  какой-либо дискриминации и не  ниже установленного федеральным  законодательством минимального  размера оплаты труда. Среди  отраслевых принципов трудового  права, применительно к данной  теме, можно назвать право работника  на своевременную и в полном  размере выплату справедливой  заработной платы, обеспечивающей  достойное человека существование  для него и его семьи, и  не ниже установленного законом  минимального размера оплаты  труда. Названный конституционный  принцип реализуется в трудовом  праве через институт оплаты  труда.

   Ин­ститут оплаты  как комплекс правовых норм  о заработной плате, ее правовой  организации, принципах и методах  установления, выплаты и охраны  предусмотрен разд. VI «Оплата и  нормирова­ние труда» (ст. 129—163) и  разд. VII «Гарантии и компенсации» (ст. 164-188) ТК, а также ст. 13 и 23 Закона  РФ «О коллективных договорах  и соглашениях», рядом указов  Президента РФ и постановлений  Правительства РФ, касающихся оплаты  труда в бюджетной сфере, повышения  минимальной оплаты труда, и  другими централизованными актами  по оплате труда.

   В трудовом законодательстве  различается два понятия «оплата  труда» и «заработная плата», которые имеют различное содержание  и соотносятся между собой  как общее и частное. Трудовое  право рассматривает заработную  плату как элемент трудового  правоотношения.

   Оплата труда –  это урегулированное трудовым  законодательством, локальными нормативными  актами и трудовым договором  система отношений между сторонами  трудового договора по поводу  установления и осуществления  работодателем выплат работнику  за его труд.

   Заработная плата  – это только часть оплаты  труда, представляющая собой вознаграждение  за труд в зависимости от  квалификации работника, сложности,  количества, качества и условий  выполненной работы, а также выплаты  компенсационного и стимулирующего  характера. Заработная плата —  это заработанная за уже произведенный  труд плата, и работодатель  обязан ее систематически выплачи­вать. Она является основным законным  источником удовлетво­рения материальных  и духовных потребностей работника.

   Из сравнения этих  компонентов видно, что понятие  «оплата труда» является более  широким по отношению к термину  «зара­ботная плата», так как  включает в себя всю совокупность  отно­шений, связанных с установлением,  регулированием и предостав­лением  работнику выплат за его труд.

   На практике и  в трудовом праве зачастую  оба понятия отождествляются,  когда речь идет о праве  работника на вознаграждение.

Принципы и  методы регулирование оплаты труда

   Основные составляющие  трудового права применительно  к оплате труда сформулированы  в ТК РФ на основе положений  конвенций МОТ, в частности  на Конвенциях: № 95 «Об охране  заработной платы» (1949 г.); № 100 «О равном воз­награждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.); № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» (1970 г.), а также на других международных нормах, ка­сающихся заработной платы.

   Современное российское  трудовое законодательство закрепляет  следующие правовые принципы  организации  оплаты  труда:

• за равноценный труд производится равная оплата, без какой-либо дискриминации;

• оплата труда зависит  от трудового вклада работника и  максимальным размером не ограничивается;

• минимальный размер оплаты труда устанавливается государством, ниже которого заработная плата не может быть установлена;

• дифференцированная оплата труда в зависимости от его  сложности (квалификации), тяжести, вредности  и условий труда;

• оплата конкретного работника  устанавливается соглашением сторон  трудового договора;

• форма, система  и тарифы оплаты труда устанавливаются коллективными  соглашениями;

• темпы роста производительности труда должны опережать темпы  роста оплаты труда.

   Основной особенностью  института оплаты труда на  современном этапе рыночных экономических  отношений является отказ государства  от прямого централизованного  регулирования оплаты труда большинства  работников. Такой подход сохранился  только в организациях бюджетной  сферы. В настоящее время существует  два метода правового регулирования  оплаты труда – централизованный (государственный) и децентрализованный  (локальный - договорный).

   В централизованном  порядке устанавливается минимальный  размер месячной оплаты, минимальные  размеры оплаты труда при отклонении  от нормальных условий, на который  рассчитаны тарифы, районные коэффициенты  и северные надбавки и т.п.

   Правительством РФ  в централизованном порядке устанавливается  также порядок определения нормированной  величины расходов на оплату  труда. Она определяется исходя  из фактической средней месячной  оплаты труда работников, включаемой  в себестоимость продукции (не  более 6-ти кратной минимальной  оплаты) и фактической средней  месячной численности работников (включая совместителей и нештатных  работников). Эта нормированная величина  увеличивается на величину расходов  бесплатного питания, бесплатной  форменной одежды, оплаты проезда  к месту отдыха и обратно,  оплаты разъездного характера  работы, оплаты отпуска по уходу  за ребенком до трех лет  и др.

 

2. Роль государства в организации  заработной платы

Государством (т.е. органами законодательной и исполнительной власти) прямо регулируются только размеры минимальной заработной платы, косвенно на уровень оплаты государство  влияет посредством налогообложения  фондов потребления предприятия  и доходов работников (как физических лиц). В ведении Правительства  РФ остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы в ряде территорий и отдельных  отраслей. Все остальные условия  оплаты, отражающие складывающиеся условия  воспроизводства рабочей силы регулируются через систему тарифных соглашений (генерального, территориального и  отраслевого) и коллективных договоров  предприятия. До последнего времени  приоритет здесь принадлежал  и продолжает принадлежать коллективному  договору предприятия.

Установление  минимального уровня заработной платы

В процессах управления заработной платы государство должно выступать  прежде всего, гарантом размеров минимальной  оплаты труда. Минимальный размер оплаты - представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Минимальный размер оплаты труда, рассматривается как социальный норматив денежных выплат, получаемых работником, выполняющим наименее сложные (простые) работы, не требующие специальной  подготовки, и позволяющих ему  приобретать минимально необходимый  для обеспечения жизнедеятельности  набор различных товаров, услуг  и других благ. В размере минимальной  оплаты не учитываются доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты [5.С.54].

Государство, устанавливая минимум труда в законодательном  порядке, тем самым гарантирует  размер заработной платы, ниже которого не может производиться ее выплата. Периодически государство должно пересматривать и повышать уровень минимальной  оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни (инфляции) и уровнем  экономического развития. Новый уровень  минимальной оплаты труда является точкой отсчета при регулировании  других социальных и компенсационных  выплат – пенсий, стипендий, выплат на детей и других.

Установление минимальной  заработной платы – это форма  вмешательства государства в  жизнедеятельность рынка с тем, чтобы обеспечить защиту наиболее уязвимым категориям работников, а также определить наименьший размер заработной платы, «стартовые»  позиции участия в коллективных переговорах, ниже которого соглашения невозможны.

При расчете минимальной  заработной платы должен учитываться  бюджет прожиточного минимума и минимальный  потребительский бюджет.

Указом Президента Российской Федерации «О системе минимальных  потребительских бюджетов населения  Российской Федерации» № 210 от 2 марта 1992 г. Правительству Российской Федерации  поручено разрабатывать республиканский  минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров  и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности  населения; использовать минимальный  потребительский бюджет при формировании перспективной социально-экономической  политики; на период преодоления кризисного состояния экономики определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризирующего минимально допустимые границы потребления  важнейших материальных благ и услуг; осуществлять поэтапное повышение  минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат с учетом указанных  потребительских бюджетов и экономических  возможностей.

Органам исполнительной власти на местах рекомендовано: разрабатывать  минимальный потребительский бюджет с учетом местных особенностей для  использования этого показателя в качестве ориентира при формировании перспективной социально-экономической  политики в регионе, определять региональные уровни прожиточного (физиологического) минимума исходя из особенностей потребления  и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.

В соответствии с Указом Президента Минтруд России разработал и утвердил Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации, предназначенные  для оказания помощи органам по труду, социальному обеспечению, статистики и другим государственным и общественным организациям, занимающимся вопросами  разработки региональных бюджетов прожиточного минимума.

Информация о работе Роль государства в организации оплаты труда