Риски и способы борьбы с ними в социально-культурном сервисе и туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка путей снижения рисков в сфере социально-культурного сервиса и туризма
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- определить источники и причины возникновения рисков в сфере сервиса и туризма;
- установить факторы, влияющие на снижение рисков

Работа содержит 1 файл

Текст Курсовой Маша.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Введение

    Актуальность  исследования.

    Одной из определяющих характеристик современной  экономики является опережающее  развитие сферы услуг. Потребление  услуг начинает преобладать над  потреблением товаров промышленной сферы, и данные тенденции наблюдаются  не только в зарубежных странах, но и в российской экономике.

    Возрастающая  роль сферы услуг определяет повышенный интерес к исследованию происходящих в ней процессов.

    Как и в производственной сфере, бизнес в сфере социально-культурного  сервиса и туризма тесно связан с рисками. Деятельностьтаких предприятий характеризуется непредсказуемостью результатов, значительным влиянием внешней и внутренней среды.

    Актуальность проблемы оценки рисков в сфере социокультурного сервиса обусловлена следующими причинами:

    - в современной экономической науке и практике отсутствуют

    общепризнанные  теоретические положения об оценке рисков с позиции

    логистики и маркетинга;

    - услуги  обладают некоторыми дополнительными  свойствами,

    усиливающими  степень рискованности в этой сфере бизнеса

    (несохраняемость  и изменчивость, неосязаемость, высокая  сложность

    оценки  качества услуг, неотделимость от источника);

    Проблемами  развития сферы услуг за рубежом  занимались такие специалисты, как  М. Битнер, Дж. Бэйтсон, X. Ворачек, К. Гренроос, П. Дойль, В. Зейтхамл, М. Кляйнальтенкамп, Ф. Котлер, Ф. Р. Малери, К. Маркс, А. Маршалл, Е.В. Майдебура, Р. Мердик, Б. Рендер, У. Руделиус, А. Смит, К. Хаксевер, Т. Хилл и др.

    Различные аспекты проблем формирования и  функционирования сферы услуг затрагивались  в работах отечественных ученых: Т.Н. Арасланова, В.Э. Гордина, Е.В. Демченко, В.Н. Калышенко, В.Д. Марковой, Н.В. Мироновой, В.Б. Николайчука, Э.В. Новаторова, С.В.Носкова, Е.В. Песоцкой, A.M. Раковой, Н.П. Резниковой, Л.А. Сосуновой, В.К. Чертыковцева и др.

    Определение риска и его оценка нашли отражение в публикациях зарубежных экономистов: Г. Альтмана, Р. Баззела, Т. Бачкаи, Б. Берлимэра, Г.М. Марковича, П. Мюллера, Ф. Найта, Г. Цельмера, У. Шарпа и др.

    Решению проблем оценки риска посвящены  работы отечественных экономистов: А.П. Альгина, П.В. Грабового, С.Н. Петрова, СИ. Полтавцева, Б.А. Райзберга, А.Н. Романова, Е.С. Стоянова, Э.А. Уткина, Н.В. Хохлова, Г.В. Чернова, И.В. Яхнеевой и др.

    Целью данной работы является разработка путей  снижения рисков в сфере социально-культурного сервиса и туризма

    В соответствии с поставленной целью  сформулированы следующие задачи:

    - определить  источники и причины возникновения  рисков в сфере сервиса и  туризма;

    - установить  факторы, влияющие на снижение  рисков 

    Методологической  и теоретической основой исследования послужили теоретические положения экономики и сферы услуг, трансформированные применительно к предмету настоящего исследования.

    В работе использованы материалы российских и зарубежных ученых. 

 

    Глава 1. Риск как экономическая категория

    1.1. Понятие риска, виды рисков

    Целью предпринимательства является получение  максимальных доходов при минимальных  затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

    Вместе  с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем  которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса.

    Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

    Потери, имеющие место в предпринимательской  деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые.

    Для финансового менеджера риск - это вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться настолько рискованным, что, как говорится, «игра не стоит свеч».

    Риск - это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

    Риск - это действие, совершаемое в  надежде на счастливый исход по принципу «повезет - не повезет».

    Конечно, риск можно избежать, т.е. просто уклониться от мероприятия, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Хорошая поговорка гласит: «Кто не рискует, тот ничего не имеет».

    Риском  можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в  определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

    Под классификацией рисков следует понимать их распределение на отдельные группы по определенным признакам для достижения определенных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует свой прием управления риском.

    Квалификационная  система рисков включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидности  рисков.

    В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно  подразделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

    Чистые  риски означают возможность получения  отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

    Спекулятивные риски выражаются в возможности  получения как положительного, так  и отрицательного результата. К ним  относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

    В зависимости от основной причины  возникновения (базисный или природный признак), риски делятся на следующие категории: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и коммерческие.

    Коммерческие  риски представляют собой опасность  потерь в процессе финансово-хозяйственной  деятельности. Они означают неопределенность результата отданной коммерческой сделки.

    По  структурному признаку коммерческие риски  делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

    Имущественные риски - это риски, связанные с  вероятностью потерь имущества гражданина-предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

    Производственные  риски - это риски, связанные с  убытком от остановки производства вследствие воздействия различных  факторов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

    Торговые  риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине  задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.

 

     1.2. Риски в туристическом  бизнесе, их особенности

    Осуществление предпринимательства в его любом  виде связано с риском, который  принято называть хозяйственным, или предпринимательским. Выясним истоки и причины такого риска и формы его проявления для того, чтобы далее уяснить методы оценки риска и способы его предотвращения.

    В связи с развитием рыночных отношений  туристическую деятельность в нашей  стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

    Подобная  обстановка несколько необычна и  непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит  пройти тернистый путь, прежде чем  он превратится в подлинного предпринимателя. Далее рассмотрены наиболее очевидные риски, которые ожидают предпринимателей, желающих открыть бизнес в сфере туризма:

  1. Внутренние риски  туристических агенств

    Форма бизнеса

    Начинающему предпринимателю в первую очередь  следует решить, каким именно путем он хочет получить свой бизнес: будет ли это покупка готовой компании «под ключ», или франшизы, будет ли это приобретением действующего бизнеса, или же стоит пройти все этапы с нуля и самостоятельно создать новую фирму? У каждого варианта есть как свои достоинства, так и недостатки. Покупая франшизу можно снять с себя расходы на раскрутку агентства и большинство рисков, однако необходимость соблюдения стандартов лишит этот бизнес индивидуальности. Покупая готовое агентство стоит помнить, что порой действительно случается так, что владельцы вынуждены продавать устойчивый, высокодоходный бизнес, но это бывает не так часто. Покупка агентства «под ключ» чревата тем же, что и покупка автомобиля стандартной комплектации: порой на необходимые доработки и перемены уходит больше времени, чем на создание компании с нуля.

    Сезонность

    Еще до открытия агентства необходимо заложить в бизнес-план фактор сезонности бизнеса, от которой фатально страдает немало начинающих предпринимателей. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость. Об этом нужно помнить и заранее планировать эти затраты. С сезонностью также связан момент открытия компании: лучше если он придется на летний период, тогда представится возможность сразу покрыть расходы. А поскольку средний срок регистрации и открытия турагентства составляет до 5 месяцев, начинать подготовку к открытию лучше прямо с января, чтобы был шанс открыться к сезону летних отпусков. Поступая иначе, компания рискует разориться даже не успев продать ни одной путевки.

    Расположение  офиса

    Офис, расположенный на задворках, может  отнять у фирмы до 80% клиентов, одни из которых просто до него не дойдут, свернув в другие турагентства, попавшиеся на пути, а другие не решатся приобрести путевку в компании, офис которой имеет подобное размещение. Поправить ситуацию может яркая, интуитивно понятная система вывесок и внутреннее обрамление агентства.

    Персонал

    Согласно  статистике, принятие решения потребителем о покупке путевки на 40-50% может  зависеть от влияния менеджера турагентства. Им непременно нужно обладать знанием  предлагаемого продукта, умением  общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми. Менеджеру турфирмы просто необходимо самому «болеть» своим делом, для того, чтобы он смог передать собственный восторг потенциальному клиенту. Владельцам турфирм не стоит скупиться на ознакомительные туры для своего персонала. Обычно, рассказы, наполненные личными впечатлениями, производят на клиентов гораздо более благоприятное впечатление, чем самые красочные буклеты и каталоги. Экономить на подборе персонала неразумно, лучше поручить этот вопрос компетентным специалистам, которые сумеют подобрать оптимальное решение для конкретной компании.

    Специализация

    Чаще  всего, выбор неприбыльного профиля  работы связан с полным отсутствием  анализа деятельности конкурентов. Пять турагентств могут ужиться на одном этаже только в случае четкой дифференциации их продукта. Чем более популярным является предложение – тем большее значение приобретает удобное расположение офиса и отсутствие прямых конкурентов поблизости. А в том случае, если компания решает заниматься уникальным направлением – снижаются риски прямой конкуренции, но возникает риск полной зависимости от принимающей стороны и туроператоров, которые в любой момент по той или иной причине могут приостановить формирование туров в выбранную страну.

  1. Внешние риски туристических агенств
 

    Отношения с туроператорами

    Поскольку турагентства выполняют роль продавца туроператорского продукта, их репутация  и устойчивость на рынке в большинстве  своем зависит от качества этого  самого продукта. В случае, если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.

Информация о работе Риски и способы борьбы с ними в социально-культурном сервисе и туризме