Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:16, курсовая работа
Цель работы - исследование регулирования рынка труда со стороны федеральной службы занятости.
Цель исследования определила задачи работы:
─ изучить сущность трудовых отношений как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности;
—охарактеризовать содержание государственного регулирования трудовых процессов в стране;
— рассмотреть государственную службу занятости как посредника государства на рынке труда.
Введение 2
1 Служба занятости в системе трудовых отношений 5
1.1Трудовые отношения как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности 5
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране 14
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29
— разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
— создание федеральной государственной службы занятости населения.
В соответствии со ст.5 Закон
о занятости населения
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [8]:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
— обеспечение равных возможностей
всем гражданам Российской Федерации
независимо от национальности, пола, возраста,
социального положения, политических
убеждений и отношения к
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей,
сохраняющих действующие и
— сочетание самостоятельности
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления в обеспечении
занятости населения и
— координацию деятельности
в области занятости населения
с деятельностью по другим направлениям
экономической и социальной политики,
включая инвестиционно-
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
— обеспечение занятости
в местах проживания коренных малочисленных
народов и других национальных меньшинств
Российской Федерации с учетом их
национальных и культурных традиций,
а также исторически
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
В «Федеральной целевой программе
содействия занятости населения
РФ на 2005-2010годы» [6] предусмотрена необходимость
обеспечения в ближайшей
Во всем спектре существующих
теорий можно выделить ряд основных
концептуальных подходов к выработке
государственной политики в области
регулирования занятости и
Проводимую в РФ политику
занятости на данном этапе можно
идентифицировать как упрощенный вариант
либеральной модели с включением
в нее ограниченного
В результате реформирования
должны были появиться трудовые ресурсы,
соответствующие новым реалиям
рыночной экономики. Ожидалось, что
основными преимуществами конкурентного
рынка труда станут высокая мобильность
рабочей силы (как горизонтальная,
так и вертикальная), эффективная
система оплаты труда и повышение
качества рабочей силы. Однако результатами
прошедшего десятилетия реформ явились
высокий уровень безработицы, структурный
дисбаланс рынка труда как
в отраслевом и профессиональном,
так и в территориальном
Участие российского государства
на рынке труда в качестве источника
нормативно-правовых условий его
функционирования и органа, контролирующего
их исполнение, ограниченно, так как
до сих пор не выработано единое
видение экономического устройства
страны и роли государства в экономике.
Принимаемые законодательные
Возможность саморегулирования
отечественного рынка труда затруднена,
поскольку не выполняются важнейшие
ее предпосылки: высокая мобильность
рабочей силы и экономическая
мотивация действий участников рынка.
Что касается низкой экономической
мотивации субъектов рынка
Для российской экономики на данном этапе развития использование таких инструментов косвенного воздействия на сферу занятости, как элементы кредитно-денежной и фискальной политики затруднено по ряду достаточно хорошо известных причин.
Воздействие на рынок труда
через манипулирование
Рассмотрение мирового опыта
проведения политики занятости и
регулирования рынка труда
Кейнсианский подход обеспечивает оперативное воздействие на объемы совокупного спроса. При этом существует необходимость значительных финансовых затрат, а это выражается в дополнительной нагрузке на бюджет, негативном влиянии на уровень цен и т.д.
Либеральный подход исходит из опоры на потенциал и инициативу частного сектора, а также на низкий объем прямых государственных затрат. Его недостатки заключаются в зависимости от конъюнктуры рынка и от уровня развития частного сектора.
Институциональный подход предполагает
создание, внедрение и развитие рыночных
институтов как на частной, так и
на государственной основе, регулирующее
воздействие которых
Для снижения социальной напряженности необходим разумный компромисс в применении мер регулирования рынка труда.
Специфика нашего общества такова, что факт потери работы рассматривается как личное поражение, следствие профессиональной некомпетентности, интеллектуальных или физических недостатков, при этом роль обстоятельств не зависящих от воли человека, игнорируется или недооценивается. Например, широко распространен взгляд на профессиональною стабильность как на показатель профессионального и личностного благополучия. При таком отношении факт переориентации в профессии рассматривается (хотя бы на первых порах) как ситуация поражения.
Положение человека в ситуации потери работы предъявляет к нему особые требования, основной смысл которых заключается в том, чтобы не ждать, когда ситуация изменится сама собой, а принять ряд важных самостоятельных решений.
Сначала человек должен выстроить для себя модель «потребного» будущего с учетом реальных возможностей и ограничений, а затем — начать активно действовать, ориентируясь на эту модель и сообразуя свои действия с изменяющимися условиями. Успешность таких действий определяется тем, сумеет ли человек задействовать механизмы саморегуляции, и зависит от сформированности опыта субъектной активности. При этом, чем выше уровень сформированности опыта субъектной активности и осознанной саморегуляции, тем продуктивнее активность человека в избираемой им стратегии разрешения кризисной ситуации.
Кризис может быть разрешен
разными путями: человек может
воспользоваться
Помимо людей, явно негативно
переживающих положение безработного,
есть и так называемые «счастливые»
безработные, которые не поддаются
«неврозу безработицы» (им присуще
оптимистичное видение мира и
умение использовать освободившееся время
для новых продуктивных занятий).
Другому же, невротизированному, типу
безработных свойственна скорее
апатия, нежели депрессия. Безработный
становится все более безразличным
ко всему и все реже проявляет
инициативу. Своеобразно перерабатывается
положение незанятости
Отметим еще два негативных момента, наблюдаемых в психологическом самочувствии безработных.
Во-первых, очень часто безработные страдают из-за отсутствия регулярной деятельности, резкого сокращения возможностей организации своего времени.
И, во-вторых, происходит сокращение
рабочих контактов и
Кризисный характер ситуации потери работы обусловлен не только (а может быть, не столько) самим этим фактом, но и тем, что он влечет за собой и другие потери: статуса, привычного круга общения, материального достатка и т.д.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.
Важным звеном социальной
защиты населения являются программы
трудоустройства и
Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют «меру участия» государственной службы занятости в психологической адаптации безработных.
Степень адаптивности (приспособленности)
социального поведения
Информация о работе Регулирования рынка труда со стороны федеральной службы занятости