Регулирования рынка труда со стороны федеральной службы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование регулирования рынка труда со стороны федеральной службы занятости.
Цель исследования определила задачи работы:
─ изучить сущность трудовых отношений как неотъемлемого элемента хозяйственной деятельности;
—охарактеризовать содержание государственного регулирования трудовых процессов в стране;
— рассмотреть государственную службу занятости как посредника государства на рынке труда.

Содержание

Введение 2
1 Служба занятости в системе трудовых отношений 5
1.1Трудовые отношения как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности 5
1.2 Государственное регулирование трудовых процессов в стране 14
1.3 Государственная служба занятости как посредник государства на рынке труда 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

экономика труда.docx

— 54.24 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение 2

1 Служба занятости  в системе трудовых отношений 5

1.1Трудовые  отношения как неотъемлемый элемент  хозяйственной деятельности 5

1.2 Государственное  регулирование трудовых процессов  в стране 14

1.3 Государственная  служба занятости как посредник  государства на рынке труда 22

Заключение 26

Список использованной литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современных условиях подъем экономики, повышение эффективности  производства, дальнейший экономический  рост непосредственно зависят от уровня и качества воспроизводства  рабочей силы и, прежде всего, от тенденций  развития сферы занятости населения  России и ее регионов.

Состояние занятости в  среднесрочной и долгосрочной перспективе  зависит от изменения динамики и  структуры производства, от финансово-кредитной  и инвестиционной политики, от меры участия государства в регулировании  воспроизводства населения и  трудовых ресурсов, его воздействия  на локальные рынки труда (региональные, отраслевые, профессиональные).

В экономике в целом, в  ее секторах и отраслях действует  ряд факторов, которые сформировались в прошлые годы (например, половозрастная структура кадров, возрастная структура  производственных фондов, особенности  технологического развития, монополизм отдельных предприятий, психология населения и др.) и влияют сегодня  на развитие занятости. В связи с  этим темпы и социально-экономические  издержки достижения качественно нового состояния занятости населения  страны в значительной степени определяются сложившимся положением, существующими  инерционными, далеко не всегда желательными тенденциями и порой вынужденными путями движения к цели. Именно эти  аспекты и определяют актуальность данной работы.

Проблемы занятости, рынка  труда и безработицы неоднократно обсуждались представителями самых  разных теоретических направлений  экономической мысли. Взгляды экономических  школ на эти проблемы весьма разнообразны, что является прежде всего следствием принятых ими различных предпосылок  анализа экономических явлений.

Для практики государственного управления в настоящее время  очевиден тот факт, что политика занятости является не только составной  частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического  регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться  со структурной и инвестиционной политикой. Важнейшее значение в  этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.

Политика занятости как  важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована  на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного  использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице. В то же время в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  должны быть предусмотрены меры по обеспечению продуктивной занятости, несовместимой с практикой избыточного  резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро, мезо- и микроуровнях.

От эффективности занятости  во многом зависит способность работающих поддерживать своим трудом социально-приемлемый уровень жизни всего населения  страны, включая детей и престарелых, инвалидов, наконец, лиц трудоспособного  возраста, имеющих трудности с  трудоустройством, незанятых видами деятельности, приносящими доход  как источник средств существования (безработных). Повышение уровня эффективности  вовлечения в экономику экономически активного населения является основной задачей функционирующей в России государственной службы занятости.

При этом оценке роли государства  на рынке труда и значимости деятельности служб занятости необходимо учитывать  сложность перехода экономики большинства  государств мира, в том числе и  России, к постиндустриальной модели экономической системы. Изучению характера  и содержания труда в постиндустриальном обществе, а также оценке роли деятельности служб занятости населения, посвящено  немало работ зарубежных и отечественных  ученых, таких как: Х. Арендт. Ч. Хэнди, У. Бек, Дж. Рифкин, А. Горц. Р. Дарендорф, З. Бауман, Л.И. Абалкин, Б. С. Лисовик, Т.Р. Морозов, И.А. Заславский, В.В. Кашин, А.И. Нещадин, Л.К. Немова. Т.С. Четверкина, Т.Г. Морозова, Боровик В. С. и др.

Цель работы -  исследование регулирования рынка труда со стороны федеральной службы занятости.

Цель исследования определила задачи работы:

─ изучить сущность трудовых отношений как неотъемлемого  элемента хозяйственной деятельности;

—охарактеризовать содержание государственного регулирования трудовых процессов в стране;

— рассмотреть государственную службу занятости как посредника государства на рынке труда.

Предмет исследования — оценка эффективности деятельности государственной службы занятости при регулировании рынка труда.

Объект исследования — роль и деятельность органов государственной службы занятости на рынке труда в России.

 

 

 

 

1 Служба занятости в  системе трудовых отношений

1.1Трудовые отношения как неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности 

Необходимость труда как  целенаправленного создания благ для  удовлетворения человеческих потребностей существовала на всем протяжении истории [16,с.134], но отношение к этой деятельности было различным (см. табл. А 1).

В экономической системе  человек может выступать в  нескольких ролях: потребителя; производителя; управляющего. В последних двух случаях  человек занимается трудовой деятельностью, трудом, который характеризуется: осознанностью  действий; энергозатратностью; наличием полезного, общественно признанного результата [16,с.175].

Осознанность означает, что  человек построил вначале в своем  сознании проект, модель действий, а  уже затем приступил к осуществлению  заранее выработанных намерении. Если исходить из этого критерия, то неосознанные, не являются трудом. К. Маркс приводил обзорный пример [17,с.312], сравнивая действия пчел, строящих свое сотовое жилище. Самый плохой архитектор задумывает конструкцию вначале в своей голове, строит образ, а уже затем воплощает его в реальность. Пчела же действует инстинктивно. Основываясь на таких представлениях, правомерно считать, что трудятся только люди, тогда как животные не трудятся.

Энергозатратность труда  проявляется в том, что на осуществление  трудовой деятельности затрачивается  дополнительная физическая и умственная энергия. Говоря «дополнительная», мы имеем ввиду затраты энергии, дополнительные к естественным физиологическим  на поддержание жизнедеятельности  организма. Проще говоря, труд - это  работа, требующая ощутимых усилии, весомых энергозатрат. Отсюда и есть связь слова «труд» со словом «трудно».

Наконец, труд характеризуется  результативностью. Любая деятельность завершается определенным результатом, имеет некоторый итог. Иногда говорят, что сам факт наличия действий, процесса их осуществления и есть результат. Так вот, труду свойственен  не просто результат, а итог деятельности, обладающий общественно признанной полезностью либо для того, кто  трудится, либо для других людей. Труд «для себя» отличается от «труда для  других» только тем, что второй вид  труда должен оплачиваться обществом. Хотя это условие далеко не всегда выполняется.

Значительная сложность  применения третьего критерия труда  состоит в трактовке условия  «общественно признанный результат». Здесь нет и не может быть однозначного вывода, ибо один и тот же результат  может признаваться нужным, а может  и бесполезным. Но это уже задача общества, государства, их институтов, которые признаны определять, какие  результаты полезны, необходимы, плодотворны, обладают общественной и личной ценностью, а что есть никому не нужное и  даже вредное деяние типа «толчения  воды в ступе» или, скажем воровской  деятельности.

Преимущество рыночной экономики  и рыночных отношений состоит  в том, что они способны непрерывно активизировать трудовую деятельность людей. Фундаментальное отличие  рыночной экономики от не рыночной состоит в том, что в ней  трудом считается любая целеориентированная  деятельность человека требующая от него затрат мысли, усилии, энергии  и времени, вне зависимости от области применения результата этих затрат, формы и способов организации  работы. Тем самым существенно  расширяются виды деятельности, получающие общественное признание как трудовые и соответственно сужаются виды, не признаваемые трудовыми.

Труд - наиболее сложный в  своем использовании экономический  ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности  и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения [13,с.347].

Человек как субъект рынка  труда заинтересован выгоднее продать  свою рабочую силу, что стимулирует  повышение профессионализма, создает  мощную мотивацию работника к  движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств  рабочей силы и проявления потенциальных  способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке  труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение  лучших работников.

В ходе найма работников с учетом соотношения спроса на рабочую  силу и имеющегося ее предложения  создаются определенные предпосылки  для согласования интересов, как  работодателей, так и наемных  работников. Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобы собственник  рабочей силы был вправе решать вопросы  об участии или неучастии в  общественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом секторе  экономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.

Формирование рынка труда  связано с организацией занятости  населения страны. В условиях командно-административной системы с периода, непосредственно  следующего за нэпом, и особенно с  начала 30-х годов доминировала система  поголовной занятости, основанная на внеэкономическом принуждении к труду (трудовая повинность, «кто не работает - тот не ест»), причем признавалась работа в двух сферах: государственной и семейной (в  домашнем и личном подсобном хозяйстве). В соответствии с таким подходом и трудовые ресурсы делились на занятые  в общественном производстве и незанятые, причем в числе незанятых были и те, кто не хотел работать, и  те, кто хотел, но не мог найти  работу. Тем самым за термином «незанятое население» скрывалась значительная часть  тех, кто по международной классификации  считался безработным. Систематический  учет незанятого населения в таком  разрезе не проводился, и лишь во время переписи населения (раз в десять лет) проходил выборочный опрос с целью выяснения причин незанятости.

В соответствии с действующим  в настоящее время ФЗ РФ «О занятости  населения в Российской Федерации»[5] граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.).

Функция реализации права  граждан на труд закреплена за государством обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости.

В Законе РФ о занятости  населения приводится трактовка  занятости и безработных в  стране [5].

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее  заработок)

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду [4]. Принуждение к труду  в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности.

Занятыми считаются граждане:

— работающие по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющие  иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы;

— занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой;

— занятые в подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам  подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению  федеральной государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости);

— временно отсутствующие  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой, или иными причинами.

Информация о работе Регулирования рынка труда со стороны федеральной службы занятости