Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:38, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть сущность, виды, системы и регулирование.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность и понятие заработной платы;
2. Рассмотреть виды, формы и системы заработной платы;
3. Рассмотреть регулирование заработной платы.
Введение 3
1. Заработная плата: сущность, виды, системы. 4
1.1. Понятие и сущность заработной платы 4
1.2. Виды и функции заработной платы 10
1.3. Формы и системы заработной платы 12
2. Регулирование заработной платы 17
2.1. Правовое регулирование заработной платы 17
2.2. Минимальная заработная плата как государственная гарантия 18
2.3. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере 19
Заключение 33
Список использованных источников 35
Четвертый принцип является новацией 2009 г., расширяющей общие требования, установленные предыдущим принципом. Хотя на самом деле данный принцип лишь дублирует определенные действующим трудовым законодательством требования. В ст. 22 ТК РФ среди обязанностей работодателя указана обязанность обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности. Необоснованные различия в заработной плате, то есть различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация (ст. ст. 3, 132 ТК РФ).
Реализация данного принципа на практике означает, что при установлении стимулирующих выплат и окладов могут учитываться только деловые качества работников (в том числе образование, квалификация, наличие различных званий и так далее). В то же время, учитывая, что понятие «труд равной ценности» не имеет четкого правового регулирования, можно прогнозировать конфликтные ситуации в образовательных учреждениях при введении отдельных систем оплаты труда. В частности, они могут возникать при установлении подушевой системы оплаты труда, при которой заработок учителя зависит от числа учащихся в классе. Кроме того, данная система влечет неизбежные нарушения указанного принципа и вследствие установления различной стоимости ученико-часа в различных муниципальных общеобразовательных учреждениях и тем самым необоснованные, никак не связанные с деловыми качествами работников различия в оплате труда педагогов даже при равном количестве учащихся в классах различных учреждений.
5.
Обеспечение повышения уровня
реального содержания
Данный принцип является скорее декларативным, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, когда, несмотря на высокий уровень инфляции, индексация заработной платы работников бюджетной сферы в региональных и муниципальных бюджетах после введения новых систем оплаты труда в 2009 г. не предусмотрена.
Обязательными для применения на всей территории РФ являются все нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. Основные обязательные нормы и условия приводятся в Единых рекомендациях на 2009 год.
1. Прежде всего это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом. С 1 января 2009 г. Федеральным законом № 82-ФЗ7 он утвержден в сумме 4330 руб. в месяц. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, в тех субъектах РФ, где приняты региональные соглашения о минимальной заработной плате в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений при выполнении норм труда и норм рабочего времени не может быть меньше установленного в субъекте РФ размера минимальной заработной платы.
2.
В трудовой договор должны
включаться условия оплаты
- окладов, должностных окладов, ставок заработной платы, устанавливаемых работодателем по занимаемой работником должности в зависимости от квалификации работников и сложности выполняемых работ;
- доплат;
-
надбавок и поощрительных
На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы).
На
основе должностных окладов
На
основе окладов осуществляется оплата
труда работников, относящихся к
профессиям рабочих, наименования которых
предусмотрены Тарифно-
В
то же время тарификация работ
и присвоение квалификационных разрядов
по профессиям рабочих на основе Единого
тарифно-квалификационного
В случае включения в трудовой договор условий о выплате доплат или надбавок в абсолютном выражении или в процентах к окладу, ставке заработной платы указанные выплаты должны производиться во все время действия трудового договора (если не оговорен в трудовом договоре период их установления). Изменение установленных таким образом доплат и надбавок возможно только в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, то есть с обязательным предупреждением работника не менее чем за два месяца.
В случае включения в трудовой договор ссылок на принятый в образовательном учреждении локальный акт, в соответствии с которым определяются размеры доплат, надбавок, поощрительных выплат, их размеры определяются в порядке, изложенном в этом акте, и устанавливаются приказом руководителя учреждения с указанием срока действия.
3.
Размеры районных
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Из положений данной статьи следует вывод о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за условия труда в особых климатических условиях должны применяться к сумме заработной платы, которая, исходя из положений ст. 133 ТК РФ, в случае выполнения работником нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) не может быть ниже МРОТ.
Однако в настоящее время в ряде регионов органы власти считают иначе. Они опираются на нормы о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы. Из этого делается вывод о том, что они входят также в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже МРОТ. Учитывая, что в настоящее время в Верховном Суде на рассмотрении находятся исковые заявления по данному поводу, правомерность применения той или иной точки зрения в 2009 г. будет определена судом.
4.
Размеры и условия
Выплаты
компенсационного характера устанавливаются
и осуществляются в соответствии
со ст. 147 ТК РФ и Перечнем видов выплат
компенсационного характера в федеральных
бюджетных учреждениях и
Отметим, что для определения размеров компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, необходимо проведение аттестации рабочих мест. В то же время до проведения аттестации нет оснований для отмены ранее установленных работникам компенсационных выплат.
5.
Профессиональные
Образовательные учреждения при формировании систем оплаты труда должны использовать Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н, и Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217н.
6.
Единый тарифно-
Действующий в настоящее время ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, и состоит из 72 выпусков, утвержденных постановлениями как Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, так и Минтруда России. Постепенно старые нормативные акты заменяются новыми. Порядок формирования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих определен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787.
Единый квалификационный справочник (ЕКС), состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
До утверждения в установленном порядке ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, включая учреждения образования, здравоохранения и культуры, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 г. устанавливались разряды оплаты труда, в части разделов, содержащих должностные обязанности работников, требования к знаниям, профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Поэтому в образовательных учреждениях необходимо использовать:
Системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются:
Если
в федеральных образовательных
учреждениях новые системы