Регулирование международной трудовой миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретико-методологическое исследование развития государственной политики в области трудовой миграции населения и определение особенностей ее становления и функционирования в условиях мировой экономики.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- провести теоретический анализ регулирования трудовой миграции населения;
- исследовать особенности государственного регулирования международной трудовой миграции;

Содержание

Введение
Раздел 1 Теоретические основы международной трудовой миграции
1.1 Сущность и теории трудовой миграции
1.2 Причины и виды международной трудовой миграции.
1.3 Экономические эффекты миграции
Раздел 2.Особенности государственного регулирования международной трудовой миграции
2.1 Оценка масштабов международной трудовой миграции и места в ней Украины
2.2. Нормативно-правовое регулирование вопросов трудовой миграции в рамках государства
2.3. Анализ механизма международного регулирования трудовой миграции
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития методов регулирования международной трудовой миграции
3.1. Проблемы регулирования международной трудовой миграции
3.2. Совершенствование механизмов контроля и регулирования трудовой миграции в мировой экономике
3.3. Перспективы расширения доли участия Украины на мировом рынке трудовых ресурсов

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Критерии отнесения к странам-импортерам и странам-экспортерам рабочей силы [12,стр.92]

R

S

Страна считается страной-импортером рабочей силы, если:

Страна считается страной-донором рабочей силы, если:

1) не менее 2% населения страны являются лицами иностранного происхождения и в стране находятся, по крайней мере, 200 тыс. человек, имеющих иностранные паспорта;

1) не менее 2% населения страны находится за рубежом и их количество составляет, по крайней мере, 200 тыс. человек;

2) не менее 1% экономически активного населения страны (или около 100 тыс. человек) являются лицами иностранного происхождения;

2) не менее 1% экономически активных граждан (или около 100 тыс. человек) находятся за рубежом;

3) отток денежных переводов мигрантов из страны превышает 2% ВНП (если статистика мигрантов ведется на основе иностранного происхождения) или 1% ВНП (если статистика мигрантов ведется на основе гражданства и в стране присутствует значительное число временных мигрантов, не являющихся гражданами).

3) приток денежных переводов от работающих за рубежом мигрантов превышает 1% ВНП.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

2.1 Оценка масштабов международной трудовой миграции и места в ней Украины

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

По оценкам экспертов ООН, общее число международных мигрантов достигнет к 2010 году 213,9 миллиона человек. По прогнозным расчетам, оно увеличится за 2005-2010 годы на 10%, что лишь немногим больше, чем за предшествующее пятилетие - на 9% за 2000-2005 годы, - но меньше, чем за предыдущие периоды – на 13% за 1975-1980 годы, на 11% за 1980-1990 годы и на 37% за 1985-1990 годы. [26]

Абсолютный прирост числа международных мигрантов за 2005-2009 годы составил около 19 миллионов человек. Около 60% международных мигрантов проживают в развитых странах, в которых их число росло быстрее, чем в развивающихся. За 1990-2010 годы число международных мигрантов увеличилось в развитых странах мира на 45 миллионов человек, или на 55%, а в развивающихся – на 13 миллионов человек, или на 18% (рис. 1).

Рисунок 1. Число международных мигрантов в мире и основных группах стран, 1990, 1995, 2000, 2005 и 2010 годы, млн. человек

 

Удельный вес международных мигрантов в общей численности населения мира понемногу возрастает, увеличившись с 2,9% в 1990 году до 3,1% в 2010 году (рис. 2). До распада СССР в 1991 году доля международных мигрантов в населении мира, напротив, сокращалась, снизившись с 2,6% в 1960 году до 2,2% в 1975 году и стабилизировавшись на уровне около 2,3% в 1980-х годах.

В 1990-2000 годы доля международных мигрантов в населении развивающихся стран, скорее, сокращалась, а в 2000-е годы оставалась стабильной на уровне около 1,5%. В развитых странах она, напротив, устойчиво возрастала, увеличившись с 7,2% в 1990 году до 10,3% в 2010 году. Таким образом, сейчас, в среднем, каждый десятый житель развитых стран - международный мигрант (родился за пределами страны проживания или имеет гражданство иного государства).[26]

Что касается основных географических регионов мира, то в 2010 году наибольшее число международных мигрантов будет, как и раньше, сосредоточено в Европе (70 миллионов человек). Несколько меньше международных мигрантов в Азии (61) и Северной Америка (50), в несколько раз меньше – в Африке, Латинской Америке и Океании (рис. 2).

Рисунок 2. Число международных мигрантов в основных регионах мира, 1990, 2000 и 2010 годы, млн. человек

В итоге, на Европу приходится 32,6% от общего числа международных мигрантов, на Азию – 28,7%, Северную Америку – 23,5%. В Африке было сосредоточено около 9% международных мигрантов, в Латинской Америке и Карибском бассейне – 3,5% процента, в Океании – 2,8%.

Сравнительно небольшое число стран дает приют основной массе международных мигрантов. В 2000 году 75% общего числа мигрантов было сосредоточено в 30 странах, а в 2010 году - в 29. В этой группе стран явно лидируют США, в которых, по прогнозным расчетам, в 2010 году будет сосредоточено 20% международных мигрантов мира (42,5 миллиона человек). Российская Федерация, хотя и с большим отрывом, по-прежнему будет занимать второе место – 5,7% (12,3 миллиона человек), а третье – Германия с 5,0% международных мигрантов (рис. 3). Число стран, в которых проживает более 500 тысяч международных мигрантов, возрастет к 2010 году, как ожидается, до 64 против 57 в 1990 году.

Рисунок 3. Тридцать стран мира с наибольшим числом международных мигрантов (по оценке на 2010 год), миллионов человек

За 2000-2010 годы в девяти странах мира число международных мигрантов увеличилось более, чем на миллион человек: в США - на 8,0, Испании – на 4,6,  Италии – на 2,3, Саудовской Аравии – на 2,2, Великобритании – на 1,7, Канаде – на 1,6, Сирии – на 1,3, в Иордании и ОАЭ - на 1 миллиона человек в каждой. В то же время число международных мигрантов снизилось в некоторых странах. Наибольшее сокращение их числа в 2000-2010 годы произошло в Индии (на 975 тысяч человек) и Иране (675).

Ожидается, что к 2010 году число стран с населением от 1 миллиона человек и более, в которых международные мигранты составляют более 10% населения, увеличится до 38 стран против 29 в 1990 году. Центрами концентрации мигрантов являются государства - члены Совета сотрудничества стран Персидского залива, Гонконг, Израиль, Иордания, Сингапур и Швейцария. В ряде стран с многомиллионным населением (свыше 20 миллионов человек) – Австралии, Канаде, Саудовской Аравии, - мигрант - почти каждый четвертый житель3. В США эта доля несколько ниже – 13,5%, Российская Федерация располагается в девятой десятке этого ряда - 8,7% (рис. 4).

Рисунок 4. Доля международных мигрантов в общей численности населения (2010) и доля беженцев в численности мигрантов по странам мира (данные УВКБ на начало 2009 года к оценке численности мигрантов на 2010 год), %

Наибольшей долей международных мигрантов среди стран с населением 1 миллион человек и более в 2010 году будут отличаться Катар (87%), ОАЭ (70%) и Кувейт (69%). В остальных странах со значительным числом международных мигрантов она не достигнет половины населения (рис. 5). [6]

Рисунок 5. Тридцать стран мира с наиболее высокой долей международных мигрантов в постоянном населении (по оценке на 2010 год), %

2.2. Нормативно-правовое регулирование вопросов трудовой миграции в рамках государства

Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло не привлечь внимания Международной организации труда. Еще на первой сессии Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей страны.

В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов». [5. c. 66] Но рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался более обязывающий документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция №66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в 1949 г. (Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30 мая 2000 г.)

Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени. В ней говорится, что каждый член МОТ обязуется предоставлять в распоряжение МБТ и любого другого члена Организации по их требованию не только информацию о политике его страны в области эмиграции и иммиграции, но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и жизни,  а также о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этим вопросам. Статья 2 обязывает учредить компетентную и бесплатную службу помощи трудящимся-мигрантам, принимать меры против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции, обеспечивать отъезд, переезд и прием трудящихся- мигрантов, предоставлять им самим и членам их семей необходимое медицинское обслуживание. Страны-члены  МОТ обязуется действовать без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола и предоставлять не менее благоприятные, чем для собственных граждан условия в следующих областях:

-               заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые отпуска, ученичество  и другие формы профессионального обучения;

-               обеспечение жильем;

-               социальное обеспечение (при несчастных случаях на производстве, безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности, старости, смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов, сборов и судопроизводства.

Согласно Конвенции №97 услуги, оказываемые мигрантам государственными службами трудоустройства, предоставляются бесплатно. Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого, достаточно велико, предусматривается возможность заключения между странами соглашения в целях регулирования вопросов, предоставляющих взаимный интерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую часть заработка или сбережений. Данная Конвенция имеет Рекомендация №86 и три положения: два – о вербовке, одно – о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.

Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они ратифицировали Конвенцию №97. но в соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Устав организации, автоматически несут ответственность за выполнение всех конвенций.

Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующих положение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, поскольку перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще не выполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространение получила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. были приняты Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», Рекомендация №151 «О трудящихся- мигрантах».

Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ обязуется соблюдать основные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношении труда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законных основаниях в качестве мигрантов или членов их семей. В соответствующей Рекомендации эти вопросы рассмотрены более детально.

Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в других документах МОТ, посвященных  различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19 (1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальной политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV «Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условиях труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты», и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения. [19. c.62-63]

Информация о работе Регулирование международной трудовой миграции