Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:32, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - изучить особенности механизма государственного правового регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках России.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Регулирование конкуренции в торговле
Конкуренция: сущность, эволюция, виды…………………..….6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции……….….9
1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции…………..12
1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования
поведения участников рынка…………………………………………..16
Глава 2. Способы формирования конкурентной среды.
2.1. Способы создания конкурентной среды…………………………21
2.2. Защита конкуренции…………………………………………...….27
Заключение……………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………....35
Методом государственного регулирования служат принудительное разделение и реорганизация. Государственный механизм регулирования ориентирован преимущественно на противодействие созданию либо поддержанию замкнутости доминирующих организаций.
Установлены пропорции по основным видам монополистической деятельности, характерной для современных доминирующих предприятий России. Преобладающими среди них являются действия по приобретению акций, паев, долей участия (55,5%). На долю вертикальных и горизонтальных организационных преобразований хозяйствующих субъектов приходится 22,3%, а на долю злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке - 9,3%. Основной областью конкуренции в России является не сам товарный рынок, а борьба за право обладания капиталом на нём.
Экономическая,
производственно-
Основная
функция механизма
Действующий
организационно-нормативный
Стимулирующий эффект от консолидации собственности наиболее выражен в машиностроении, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В лёгкой и пищевой промышленности зависимость обратная.
Установлено наличие противоречия между потребностью в конгломератной концентрации производства, обеспечивающей снижение трансакционных и производственных издержек, и деконцентрацией продукции на рынке. Оно требует централизованного регулирования. Предотвращению переноса высокой концентрации из сферы производства товаров на рынок частично способствует импорт товаров.
Конкурентная среда, под которой понимается относительно самостоятельная часть рыночной среды, представляющая собой совокупность производителей однородной специфической продукции и их отношений, складывающихся в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капитала, одновременно является характеристикой реального состояния отраслевого рынка, отражающей его текущее положение, а не динамику развития. Конкурентной среде присущ элемент непостоянства. Те преимущества и факторы, которые обеспечивают развитие конкурентной среде в определенный момент времени, не будут таковыми в другой. Конкурентная среда - понятие относительное и не является имманентным качеством отрасли, комплекса отраслей. Это означает, что оценку конкурентной среды и следует производить в соответствии с ее конкретным уровнем. Конкурентная среда имеет стратегический характер, поскольку отражает предпосылки будущего развития отраслевого рынка. Конкурентная среда отраслевого рынка должна оцениваться не только государственными органами, регулирующими ее развитие, но и самими производителями, продавцами, а также покупателями для определения целесообразной стратегии поведения.
Среди
инструментов воздействия на конкурентную
среду первостепенное значение имеют
инструменты ее управления, причем построение
механизма управления возможно только
на базе ограниченного количества инструментов,
среди которых рыночные субъекты могут
использовать только входные инструменты,
так как выходные инструменты механизма
управления относятся к инструментам
государственного регулирования.
Список используемой литературы
1.
Андреева Л.Т. Взгляд на
2. Бобров Н.Т. Конкурентная борьба/ «Маркетинг» №5, 2008г.
3.
Борисов Е.Ф. Экономическая
4. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2000.
5. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: практическое пособие. - М.: «Дашков и К», 2007. - 310 с.
6. Жигун Л.А. Особенности механизма регулирования конкуренции в России/ «Менеджмент в России и за рубежом» №4, 2005
7. Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ВВС РСФСР. 1991. №16. Ст. 499; в ред. от 25 мая 1995 г. №83-ФЗ).
8. Карасева М.В. Финансовое право. Учеб. - М.: Юристъ, 2006. - 256 с.
9. Копеин В.В. Конкуренция под строгим контролем/ «Экономика и организация промышленного производства» №5 2005г.
10. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.
11. Маккей Харви Как уцелеть среди акул: деловая стратегия (пер. с англ.) - М.: Экономика, 2007. - 367 с.
12. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
13. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. - 2-е изд. М.:Дело, 2004. - 800 с.
14. Менеджмент, маркетинг и экономика /Под ред. А.П.Егоршина - Н. Новгород: НИМБ - 2007г. - 458 с.
15. Николаева Л.А., Черная И.П.Экономическая теория: учебник. - М.: КНОРУС, 2006.
16. Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2005.
17. Правовое положение коммерческой организации: учеб. пособие/ под ред. Ю.А.Тихомирова. - М.: «Юстицинформ», 2006. - 368 с.
18. Радугин А.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. - Воронеж. 1995. 254 с.
19. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Эксмо, 2008. - 448 с.
20. Экономическая теория: учеб. пособие/ под ред. Ф.П.Евсеенко. - Брянск изд-во БГУ, 2006. - 198 с.
21. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с.
22. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 592 с.
23. www.vipstudent.ru
index.php?q=lib&r=15&id=
Информация о работе Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования