Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:32, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - изучить особенности механизма государственного правового регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках России.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Регулирование конкуренции в торговле
Конкуренция: сущность, эволюция, виды…………………..….6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции……….….9
1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции…………..12
1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования
поведения участников рынка…………………………………………..16
Глава 2. Способы формирования конкурентной среды.
2.1. Способы создания конкурентной среды…………………………21
2.2. Защита конкуренции…………………………………………...….27
Заключение……………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………....35
В-третьих,
нужно систематическое
В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.
Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.
Здесь реализуется важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.
Каждая коммерческая организация должна разработать и закрепить в локальных правовых актах собственную конкурентную стратегию. При выработке стратегии фирме необходимо основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.
Помимо
выработки стратегии сбыта
Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.
В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.
Не
реализованы, в частности, такие
важные меры развития конкуренции, как
широкое информирование покупателей о
ценах на товары разных продавцов, предоставление
новым предпринимателям налоговых льгот
на период становления, кредитование их
по сниженным процентным ставкам, уменьшение
размеров арендной платы за помещения
в первые годы работы и др.9
2.2. Защита конкуренции
Наряду
с развитием конкуренции
Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.
Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.
Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.
Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:
1)
на установление или
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это - очевидный результат ценовых сговоров;
2)
раздел рынка по
3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
4)
отказ от заключения договоров
с определенными продавцами
Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.
Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.
Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Основные
способы недобросовестного
Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.
В
соответствии с Законом был образован
федеральный антимонопольный
Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.
Наряду
со специальными антимонопольными органами
в создании конкурентной среды призваны
участвовать другие государственные
органы исполнительной власти: федеральные
министерства, службы, агентства, а также
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Формы и методы
их работы в указанном направлении пока
четко не определены и не регламентированы
законом. Здесь требуются научные разработки
и дополнительные законодательные решения.
Заключение
Анализ
динамики монополистической активности
доминирующих организаций показывает,
что в рыночной практике России чаще
происходит борьба за уставный капитал,
а также организационные
Более двух третей допускаемых в этой части нарушений приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. В указанных секторах экономики жалобы поступают в основном на злоупотребляющих доминирующим положением субъектов естественных монополий (80% заявлений). Проведённое в курсовой работе исследование показало, что:
1)
На товарных рынках
2) По мере развития конкуренции на рынке России количество монополистических действий быстро увеличивается.
3)
В основном последствия
Информация о работе Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования