Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - изучить особенности механизма государственного правового регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках России.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава 1. Регулирование конкуренции в торговле
Конкуренция: сущность, эволюция, виды…………………..….6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции……….….9

1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции…………..12

1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования

поведения участников рынка…………………………………………..16

Глава 2. Способы формирования конкурентной среды.

2.1. Способы создания конкурентной среды…………………………21

2.2. Защита конкуренции…………………………………………...….27

Заключение……………………………………………………………..31

Список используемой литературы…………………………………....35

Работа содержит 1 файл

Кур. раб. по экон. отрасли..doc

— 168.50 Кб (Скачать)

       В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, должно публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

       В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

       Таковы  общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

       Здесь реализуется важное правило коммерческого  права. Оно состоит в том, что  обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

       Каждая  коммерческая организация должна разработать и закрепить в локальных правовых актах собственную конкурентную стратегию. При выработке стратегии фирме необходимо основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

       Помимо  выработки стратегии сбыта товаров  необходимо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика у нас не принята и непривычна, а там рассматривается как нормальная и весьма разумная.

       Руководство, юридическая служба каждой фирмы  должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.

       В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.

       Не  реализованы, в частности, такие  важные меры развития конкуренции, как широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым предпринимателям налоговых льгот на период становления, кредитование их по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения в первые годы работы и др.9 

       2.2. Защита конкуренции

       Наряду  с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

       Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

       Меры  по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

       Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

       Закон о конкуренции запрещает и  предусматривает признание в  установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:

       1) на установление или поддержание  цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

       Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются  повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

       2) раздел рынка по территориальному  принципу, по объемам продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

       3) ограничение доступа на рынок  или устранение с него других  хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

       4) отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями; и др.

       Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

       Меры  по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

       Наряду  с защитой конкуренции от ограничений  необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

       Основные  способы недобросовестного ведения  конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

       Закон о конкуренции во многом копировал  чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем  уделено антимонополистическим  мерам, а не формированию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

       В соответствии с Законом был образован  федеральный антимонопольный орган  с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган  и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

       Деятельность  федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного  влияния на состояние конкуренции  в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.

       Наряду  со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: федеральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения. 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Анализ  динамики монополистической активности доминирующих организаций показывает, что в рыночной практике России чаще происходит борьба за уставный капитал, а также организационные преобразования и лишь затем - действия на товарном рынке. Следовательно, важнейшим полем конкурентной борьбы является не сам товарный рынок, а конкурентная борьба за право обладания капиталом на нём. В целом в отраслях отмечается усиление экономической концентрации, в т.ч. формирование крупных промышленно-финансовых корпораций, вертикально интегрированных структур. Наблюдается тяготение доминирующих хозяйствующих субъектов к монополизации: вытеснение конкурентов-аутсайдеров с рынка или их поглощение, установление контроля над ценами. Выявляются также попытки со стороны крупных и сверхкрупных компаний оказать влияние на законодательную и исполнительную власть для реализации корпоративных интересов и усиления рыночной власти. Концентрация достигается горизонтальными и вертикальными объединениями. Наиболее распространёнными видами монополистических злоупотреблений в сфере рыночной деятельности являются: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, - 41%; нарушение установленного порядка ценообразования - 14%; создание препятствий доступу на рынок - 7%; установление монопольно высоких цен - 3%; изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита на рынке - 2%; прочие нарушения - 33%.

       Более двух третей допускаемых в этой части  нарушений приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. В указанных секторах экономики жалобы поступают в основном на злоупотребляющих доминирующим положением субъектов естественных монополий (80% заявлений). Проведённое в курсовой работе исследование показало, что:

       1) На товарных рынках доминирующих  организаций обнаруживается ряд  проблем, вызванных монополистическими  действиями, решение которых не  может быть осуществлено без  регулирующих воздействий государства.

       2) По мере развития конкуренции  на рынке России количество монополистических действий быстро увеличивается.

       3) В основном последствия образования  доминирующих предприятий имеют  положительные последствия. Государственное  регулирование конкуренции организаций,  занимающих доминирующее положение  на товарных рынках, осуществляется ограничением их злоупотреблений доминирующим положением, доли на товарных рынках, доли в уставном капитале, доли балансовой стоимости приобретаемых активов, вида товарных групп, участия в конкретной стадии производственно-сбытового процесса.

Информация о работе Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования