Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы - изучить особенности механизма государственного правового регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках России.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава 1. Регулирование конкуренции в торговле
Конкуренция: сущность, эволюция, виды…………………..….6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции……….….9

1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции…………..12

1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования

поведения участников рынка…………………………………………..16

Глава 2. Способы формирования конкурентной среды.

2.1. Способы создания конкурентной среды…………………………21

2.2. Защита конкуренции…………………………………………...….27

Заключение……………………………………………………………..31

Список используемой литературы…………………………………....35

Работа содержит 1 файл

Кур. раб. по экон. отрасли..doc

— 168.50 Кб (Скачать)

       Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия: первое: имеется множество покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема. Второе: товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Третье: отсутствуют входные барьеры (условия, затрудняющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать с фирмами, закрепившимися ранее на этом рынке) для вступления в отрасль нового производителя. Четвертое: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не оказывают влияния на рыночные цены. Пятое: полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и любом изменении цен любым продавцом. Шестое: рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.

       Очевидно, что совершенная конкуренция весьма редка на практике. С чем связано поистине уникальное значение этого понятия в теории? Дело в том, что совершенная конкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков, например, сельское хозяйство, биржи. Если какое-либо из условий рынка совершенной конкуренции не выполняется, то имеет место несовершенная конкуренция.

       Рынок несовершенной конкуренции.

       Выделяют  три модели рынка несовершенной  конкуренции: чистая монополия, монополистическая  конкуренция, олигополия.

       Чистая  монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами данной модели являются следующие:

       1. Единственный продавец. Чистый монополист  есть отрасль, состоящая из  одной фирмы.

       2. Тип продукта - уникальный, нет близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Он должен купить этот продукт у монополиста или не покупать вообще.

       3. Чистый монополист диктует цену: фирма осуществляет полный контроль над ценой. Причина этого в том, что монополист контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса фирма может повысить цену сокращая количество предложенного продукта.

       4. Вступление в отрасль блокировано,  существуют барьеры для вступления в отрасль в виде эффекта масштаба, естественных монополий, легальных барьеров (патента, лицензии), собственности на важнейшие виды сырья, нечестной конкуренции.

       Примерами чистых монополий могут быть предприятия  коммунального хозяйства, осуществляющие тепло-, газо-, водоснабжение электрические, телефонные компании и др. .

       Монополистическая конкуренция подразумевает такую  рыночную структуру, при которой  относительно большое число небольших  производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими: признаками:

       1. Относительно большое число фирм  в отрасли (25-70), нет ощущения  взаимной зависимости между ними.

       2. Отдельная фирма обладает относительно  небольшой долей рынка, поэтому  имеет очень незначительный контроль над рыночной ценой.

       3. Сильная дифференциация продукта, которая может принимать различные  формы.

       4. Большое значение имеет неценовая  конкуренция.

       5. Легкие условия вступления в  отрасль.

       Производство  одежды, обуви, предприятия бытового обслуживания населения, магазины розничной торговли - это отрасли которые соответствуют модели монополистической конкуренции.4

       Когда небольшое число фирм господствует на рынке, возникает олигополия, признаками которой являются:

       1. Относительно малое число фирм (до десяти), каждая из которых обладает значительной долей рынка;

       2. Фирмы, находящиеся в таких  условиях являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает  непосредственное воздействие и  сама испытывает на себе влияние  со стороны конкурентов - это уникальное свойство, присущее только данной рыночной структуре;

       3. Продукты могут быть однородными  или дифференцированными. Примерами  олигополии со стандартизированным  продуктом являются производство  стали, алюминия, меди, цемента и  т.д. Дифференцированными олигополиями являются отрасли, производящие автомобили, моющие средства, сигареты, бытовую технику.

       4. Причинами, лежащими в основе  развития олигополии, являются эффект  масштаба и другие барьеры  для вступления в отрасль, преимущества  слияния.

       5. Олигополисты боятся прибегать к ценовой конкуренции, отсюда их стремление к более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене.

       6. Особая роль принадлежит неценовой  конкуренции, т.к. именно через  нее определяется доля рынка для каждой фирмы. 

       1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции

       Современная конкуренция является регулируемой. Конкуренты совместно противостоят монополизации рынка фирмами, и  реализует эту их общую заинтересованность государство. Регулирование конкуренции  «центром» подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка фирмами. Оно осуществляется с помощью методов:

       1) административного (законодательного) регулирования;

       2) нормативно-ориентирующего (корректирующего)  регулирования.

       Административное  регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.5

       В 1890 году конгресс США принимает закон  Шермана, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Акт Шермана предусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые рынки, следует расформировать, заменив их децентрализованно управляемыми, конкурирующими между собой предприятиями. На основании этого закона удалось расформировать лишь два треста - «Стандарт ойл», контролировавший 90% нефтеперегонных заводов, и «Американ Тобакко», на долю которого приходилось 75% рынка табачных изделий.

       Но  предотвратить монополизацию рынков удавалось далеко не всегда. Большой бизнес сопротивлялся, прибегая к заключению соглашений в обход закона и другим негласным мерам.

       Поэтому уже в следующих за актом Шермана  антитрестовских законах потребовалось  усилить и дополнить ряд его  положений. Закон о федеральной торговой компании и закон Клейтона, принятые в 1914 году, были ориентированы в значительной мере на охрану мелкого предпринимательства от ограничительной практики крупных компаний. Акцент на защиту малого бизнеса был больше усилен в законе Робинсона-Лэтмана (1936г.) и поправка Селлера-Кефовера к статьям закона Клейтона о слияниях и поглощениях (1950г.).6

       Сегодня можно говорить о наличии двух типов антимонопольного законодательства - американском и западноевропейском Критерием разграничения выступает  принципиальное отношение законов к самому факту существования монополистических отношений.

       Американский  тип законодательства отвергает  любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более  либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.

       Выделяют  также антитрестовскую и антикартельную направленности законодательства. Антитрестовские законы направлены на противодействие союзам, объединениям, концернам, в рамках которых происходит полная утрата входящими в такой союз фирмами всякой самостоятельности, - такой союз устраняет конкуренцию и поэтому он не может быть приемлем для рыночной экономики.

       Антимонопольные законы направлены на противодействие  различного рода сговорам между фирмами  картельного типа (предметом сговора  выступают раздел рынков сбыта по потребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзы и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самым стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоение фирмами новых сегментов рынка.

       К методам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые были названы  выше, относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчиков и др.

       К методам монополистической практики фирм относятся: навязывание партнерам  дискриминационных условий договоров; изъятие товаров из обращения, а  также ограничение или прекращение  производства товаров для создания искусственного дефицита; предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара; совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух или более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары.

       Противодействие монополизации экономики выражается в формах запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделения вплоть до ликвидации.

       Наряду  с законодательным антимонопольным  регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии.

       Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления в них. Главная черта этого метода - стимулирование предпринимательской активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и углубление конкуренции. Особое значение имеет поддержка новых фирм.

       Основным  законодательным актом, направленным в нашей стране на противодействие  недобросовестной конкуренции, монополизации  экономики и монополистической  практике, является закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», также действует специальный орган - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 

       1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования

       поведения участников рынка

       В последней четверти XIX в. началась чёткая дифференциация малых, средних и  крупных предприятий. Между ними обозначилось резкое неравенство по возможностям и масштабам внутреннего  регулирования факторов производства. Пользуясь равными условиями внешней компоненты механизма, крупные предприятия развивались интенсивнее, вытесняя меньшие. Недовольство мелких конкурентов рынка своей участью при численном превосходстве над крупными участниками нуждалось в некотором подобии теоретического обоснования их рыночной миссии и защиты интересов. По сути, возникла проблема специфической внутриотраслевой структуры рынка.7

       Точно такой же процесс наблюдается  и сейчас на рынке России. Так, с 1998 по 2001 гг. доля малых предприятии  в машиностроении и металлообработке уменьшилась с 91,7 до 85,2%. Прекратили свою деятельность 8686 малых предприятий из 51497. Напротив, число крупных и средних предприятий увеличилось с 4675 до 7423, т.е. в 1,6 раза.

       Результатом таком дифференциации конкурентов рынка по внутренней компоненте стало причисление малых предприятий к истинным представителям свободной конкуренции, а крупных - к монополии. Это искусственное разделение лишает крупных монополистов традиционных теоретических основ управления и стимулирует их научные исследования сразу по двум направлениям: первое - познание содержания и закономерностей организации по внутренней компоненте механизма регулирования, которой прежде не уделялось внимания; второе - объяснение регулирующих воздействий на них внешней компоненты. Сделанные замечания позволяют перейти к освещению частностей процесса формирования научных представлений и организационных основ механизма регулирования монополии. При этом следует иметь в виду, что монополия фокусирует преимущества и недостатки действующего механизма регулирования конкуренции.8

Информация о работе Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования