Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:32, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - изучить особенности механизма государственного правового регулирования конкуренции предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках России.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Регулирование конкуренции в торговле
Конкуренция: сущность, эволюция, виды…………………..….6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции……….….9
1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции…………..12
1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования
поведения участников рынка…………………………………………..16
Глава 2. Способы формирования конкурентной среды.
2.1. Способы создания конкурентной среды…………………………21
2.2. Защита конкуренции…………………………………………...….27
Заключение……………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………....35
Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы. Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия: первое: имеется множество покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема. Второе: товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Третье: отсутствуют входные барьеры (условия, затрудняющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать с фирмами, закрепившимися ранее на этом рынке) для вступления в отрасль нового производителя. Четвертое: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не оказывают влияния на рыночные цены. Пятое: полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и любом изменении цен любым продавцом. Шестое: рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.
Очевидно, что совершенная конкуренция весьма редка на практике. С чем связано поистине уникальное значение этого понятия в теории? Дело в том, что совершенная конкуренция позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков, например, сельское хозяйство, биржи. Если какое-либо из условий рынка совершенной конкуренции не выполняется, то имеет место несовершенная конкуренция.
Рынок несовершенной конкуренции.
Выделяют три модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами данной модели являются следующие:
1. Единственный продавец. Чистый монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы.
2. Тип продукта - уникальный, нет близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Он должен купить этот продукт у монополиста или не покупать вообще.
3.
Чистый монополист диктует
4.
Вступление в отрасль
Примерами чистых монополий могут быть предприятия коммунального хозяйства, осуществляющие тепло-, газо-, водоснабжение электрические, телефонные компании и др. .
Монополистическая
конкуренция подразумевает
1.
Относительно большое число
2.
Отдельная фирма обладает
3.
Сильная дифференциация
4.
Большое значение имеет
5. Легкие условия вступления в отрасль.
Производство одежды, обуви, предприятия бытового обслуживания населения, магазины розничной торговли - это отрасли которые соответствуют модели монополистической конкуренции.4
Когда небольшое число фирм господствует на рынке, возникает олигополия, признаками которой являются:
1. Относительно малое число фирм (до десяти), каждая из которых обладает значительной долей рынка;
2.
Фирмы, находящиеся в таких
условиях являются
3.
Продукты могут быть
4.
Причинами, лежащими в основе
развития олигополии, являются эффект
масштаба и другие барьеры
для вступления в отрасль,
5. Олигополисты боятся прибегать к ценовой конкуренции, отсюда их стремление к более или менее неформальному типу тайного соглашения о цене.
6.
Особая роль принадлежит
1.3. Отношение государства к монополии и конкуренции
Современная конкуренция является регулируемой. Конкуренты совместно противостоят монополизации рынка фирмами, и реализует эту их общую заинтересованность государство. Регулирование конкуренции «центром» подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка фирмами. Оно осуществляется с помощью методов:
1)
административного (
2) нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования.
Административное регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.5
В 1890 году конгресс США принимает закон Шермана, направленный на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Акт Шермана предусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые рынки, следует расформировать, заменив их децентрализованно управляемыми, конкурирующими между собой предприятиями. На основании этого закона удалось расформировать лишь два треста - «Стандарт ойл», контролировавший 90% нефтеперегонных заводов, и «Американ Тобакко», на долю которого приходилось 75% рынка табачных изделий.
Но
предотвратить монополизацию
Поэтому
уже в следующих за актом Шермана
антитрестовских законах
Сегодня
можно говорить о наличии двух
типов антимонопольного законодательства
- американском и западноевропейском
Критерием разграничения
Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.
Выделяют
также антитрестовскую и
Антимонопольные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа (предметом сговора выступают раздел рынков сбыта по потребителям или по районам, установление одинаковых цен и др.). Запрещая союзы и сговоры в виде трестов и картелей, антимонопольные законы тем самым стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства, освоение фирмами новых сегментов рынка.
К методам недобросовестной конкуренции, кроме тех, которые были названы выше, относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования товаров; распространение ложных сведений, способных нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов; некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; обман потребителей и заказчиков и др.
К
методам монополистической
Противодействие
монополизации экономики
Наряду
с законодательным
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления в них. Главная черта этого метода - стимулирование предпринимательской активности фирм, которая неизбежно влечет за собой поддержание и углубление конкуренции. Особое значение имеет поддержка новых фирм.
Основным
законодательным актом, направленным
в нашей стране на противодействие
недобросовестной конкуренции, монополизации
экономики и монополистической
практике, является закон «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках», также действует
специальный орган - Государственный комитет
по антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур.
1.4. Дифференциация компонентов механизма регулирования
поведения участников рынка
В последней четверти XIX в. началась чёткая дифференциация малых, средних и крупных предприятий. Между ними обозначилось резкое неравенство по возможностям и масштабам внутреннего регулирования факторов производства. Пользуясь равными условиями внешней компоненты механизма, крупные предприятия развивались интенсивнее, вытесняя меньшие. Недовольство мелких конкурентов рынка своей участью при численном превосходстве над крупными участниками нуждалось в некотором подобии теоретического обоснования их рыночной миссии и защиты интересов. По сути, возникла проблема специфической внутриотраслевой структуры рынка.7
Точно такой же процесс наблюдается и сейчас на рынке России. Так, с 1998 по 2001 гг. доля малых предприятии в машиностроении и металлообработке уменьшилась с 91,7 до 85,2%. Прекратили свою деятельность 8686 малых предприятий из 51497. Напротив, число крупных и средних предприятий увеличилось с 4675 до 7423, т.е. в 1,6 раза.
Результатом таком дифференциации конкурентов рынка по внутренней компоненте стало причисление малых предприятий к истинным представителям свободной конкуренции, а крупных - к монополии. Это искусственное разделение лишает крупных монополистов традиционных теоретических основ управления и стимулирует их научные исследования сразу по двум направлениям: первое - познание содержания и закономерностей организации по внутренней компоненте механизма регулирования, которой прежде не уделялось внимания; второе - объяснение регулирующих воздействий на них внешней компоненты. Сделанные замечания позволяют перейти к освещению частностей процесса формирования научных представлений и организационных основ механизма регулирования монополии. При этом следует иметь в виду, что монополия фокусирует преимущества и недостатки действующего механизма регулирования конкуренции.8
Информация о работе Регулирование конкуренции в торговле, способы формирования