Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в мире и в Российской Федерации.
Принятые меры уже позволили исключить произвол в ценовой политике монополистов, повысить ее предсказуемость, предприятия теперь более точно прогнозируют свои издержки. На макроуровне это способствует удержанию инфляции в запланированных рамках, выполнению основных параметров бюджета. При этом инструмент регулирования тарифов приобретает все большую роль в макроэкономической политике государства, поскольку в настоящее время наблюдается тенденция усиления влияния тарифов естественных монополий на общий уровень инфляции. Так, по итогам 2002 г. соответствующий вклад тарифов естественных монополий оценивается на уровне 35% против 23% в 2001 г.
Следующим шагом в направлении совершенствования системы государственного регулирования должно стать принятие мер по повышению координации действий федеральных и региональных регулирующих органов, вплоть до обеспечения прямого подчинения в сфере регулирования естественных монополий. Это будет сдерживать произвол региональных властей в определении энергетических тарифов и обеспечит соответствие единства системы регулирования технологическому единству естественных монополий.
Дальнейшее развитие системы регулирования будет связано непосредственно с ходом реформирования естественных монополий. На конкурентных рынках роль государства в ценообразовании будет снижаться и, в конечном счете, его основной задачей должно стать обеспечение свободного и равного доступа к инфраструктуре для потенциальных участников, а также лицензирование и контроль над соблюдением "правил игры". Очевидно, чем ниже степень интеграции естественных монополий и чем больше субъектов в организуемых конкурентных рынках, тем меньше возможностей монополистического поведения, тем ниже предполагаемая степень регулирования. Но это уже вопросы будущего. В настоящий же момент определяющее значение имеет политика государства по централизованному установлению тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки.
Ряд экспертов утверждает, что заниженные цены на газ и электроэнергию в России, будучи необоснованной диспропорцией, подает инвесторам неверные сигналы и делает невыгодным поставку этих энергоносителей на внутренний рынок. Необходимо уравнять внутренние цены с мировыми. Однако расчеты показывают, что цена 1 кВт-ч электроэнергии в России, выраженная по паритету покупательной способности, в 2001 г. была даже выше, чем в Европейском Союзе (5,9 центов против 5,5 центов). Не следует забывать и о том, что цены на газ на внутреннем рынке, которые формируют также и цены на электроэнергию, определяются текущими затратами на его добычу и транспортировку. В ситуации, когда доходы занятых в газовой отрасли и так самые высокие в России, поднимать цены выше роста обоснованных затрат - значит, еще в большей степени перераспределить национальный доход в пользу газовиков. Инвестиции же в основном должны осуществляться не напрямую из тарифов, а за счет привлеченного капитала, и окупать себя не сразу при освоении, а в будущих периодах.
Для развития естественных монополий нужно не поднимать тарифы, а заниматься созданием условий для снижения издержек и оптимизации работы отраслевых рынков, совершенствования управления. Решение всех проблем, накопившихся в этой сфере, невозможно без непрерывного диалога между властью, естественными монополиями, их потребителями, акционерами, конкурентами, зарубежными партнерами - т. е. всеми заинтересованными сторонами.
Основная суть естественной монополии выражается ее названием: “естественная“, т.е не созданная специально. Естественные монополии “вырастают” в каждой стране без участия предпринимателей, стремящихся к сверхприбылям, зачастую они влекут только убытки и существуют за счет дотаций государства. В “идеальной” модели экономики естественным монополиям нет места, равно как любым другим монополиям, т.к. наиболее эффективной структурой отраслевого рынка является совершенная конкуренция, но практика показывает, что состояние совершенной конкуренции недостижимо, ровно как не достижимо существование общества без естественных монополий.
Государство должно строго следить за деятельностью естественных монополий, анализировать ситуацию в данной отрасли и искать возможность заменить естественную монополию хотя бы на несколько конкурирующих компаний, но зачастую это не только не возможно, но и небезопасно для экономики, обороноспособности страны - стоит только представить, что произойдет, если такая естественная монополия, как МПС, разорится и будет вынуждена прекратить свою деятельность.
В
любой стране, при любой общественно-
В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме.
В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.
Современная экономика России представляет собой соединение прежних остаточных черт централизации и монополизации так и рыночных компонентов. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Отсюда – важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства.
Естественная монополия – это данность, с которой вынуждены мириться экономики всех стран, вне зависимости от их экономического и социального устройства. Некоторые государства менее зависимы от них, некоторые, в том числе находящаяся в состоянии перехода от плановой экономики к рыночной и унаследовавшая от нее множество предприятий-гигантов и естественных монополий Российская Федерация. В каждом государстве есть естественные монополии, остается только применить меры государственного регулирования, чтобы свести вред от них к минимуму.