Реформирование ЖКХ: создание СРО (на примере Пермского края)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

. В связи с этим целью нашего проекта – является выявление способов реформирования ЖКХ. Ведь жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
• выявление проблем, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермского края;
• рассмотрение налоговой базы и определение «пробелов» в жилищном законодательстве Пермского края;

Содержание

Введение…………………………………………………………........…3
Глава 1 Реформирование ЖКХ в России………………………..……..5
1.1 Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………..………………..5
1.2 Организация СРО в сфере ЖКХ……………………………………..9
Глава 2 Рассмотрение законодательной базы в сфере организации саморегулируемых организаций...…………………………………………….14
2.1 Общие принципы создания СРО…………………………..……….14
2.2 Рассмотрение принципов СРО на примере строительных организаций ………………………………………………………..…………..17
Глава 3 Пермский край создание СРО………………………….……...22
Заключение……………………………………………………………....31
Список использованной литературы………………………..………....32
Приложение………………………………………………………...……..29

Работа содержит 1 файл

Лукина Я.М.Курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать)


Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

 

Факультет менеджмента

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теме: Реформирование ЖКХ: создание СРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2011


Содержание

Введение…………………………………………………………........…3

Глава 1 Реформирование ЖКХ в России………………………..……..5

1.1 Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………..………………..5

1.2 Организация СРО в сфере ЖКХ……………………………………..9

Глава 2 Рассмотрение законодательной базы в сфере организации саморегулируемых организаций...…………………………………………….14

2.1 Общие принципы создания СРО…………………………..……….14

2.2 Рассмотрение принципов СРО на примере строительных организаций ………………………………………………………..…………..17

Глава 3 Пермский край создание СРО………………………….……...22

Заключение……………………………………………………………....31

Список использованной литературы………………………..………....32

Приложение………………………………………………………...……..29
Введение

 

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяют реформирование и развитие жилищной сферы, создающие необходимые условия для жизнедеятельности человека.

Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим целью нашего проекта – является выявление способов реформирования ЖКХ. Ведь жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

                   выявление проблем, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермского края;

                   рассмотрение налоговой базы и определение «пробелов» в жилищном законодательстве Пермского края;

                   рассмотрение существующих инструментов проведения реформирования ЖКХ для создания саморегулирующих организаций;

                   определение возможных принципов и методов реформирования сферы ЖКХ;

                   изучение предпочтений потребителей, пользующих услугами управляющих компаний, с помощью проведения телефонного опроса;

                   выявление факторов, препятствующих внедрению СРО в жилищную сферу.

Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере в Пермском крае определяет необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, а также обязательного обоснования правового механизма её практической реализации.


Глава 1 Реформирование ЖКХ

1.1 Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства в России

Приватизация  муниципального  и  государственного  жилья   значительно увеличила долю частного жилья, и к 2010 г.  она  составила  более  63  %  по

сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК).[1]

      Однако в процессе приватизации не было четко  определено  отношение  и ответственность   собственников   жилых   помещений   к   общему   имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является  неотъемлемой  его составляющей,  а  так  же  не  была  достигнута  главная  цель  -   передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в  реальное управление собственникам.

      За   годы   преобразований    проведена    передача    муниципалитетам

государственного  и  ведомственного   жилищного   фонда.   При   этом   доля

государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до  34  % за счет передачи в частую  собственность.  Государственное   (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн кв.  м,  или  5,1  %  от  всего жилищного фонда страны.[2]

      Сформированный таким образом рынок жилья и созданная  на  федеральном уровне правовая база позволили внедрять на  и   местах  следующие  механизмы улучшения жилищных условий граждан:

      - расселение коммунальных квартир;

      -  ликвидацию общежитий;

      - выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;

      -  предоставление  определенным  категориям  граждан  государственных

        жилищных сертификатов;

      - предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);

      - выпуск жилищных ценных бумаг  (облигаций,  векселей,  сертификатов,

        займов).

      Новые подходы в жилищной политике, связанные  со  снятием  ограничений инициативы  населения,  позволили  уменьшить  (за  период   1992-2010   гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных  условий,  с  10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний  показатель  обеспеченности  жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).[3]

      Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны,  позволила сделать  предприятия,  ранее   отвечавшие   за   его   эксплуатацию,   более конкурентоспособными,  уменьшив  затраты  на  его  содержание,  с  другой  - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие  же проблемы  возникли  и  в  отношении  других   объектов   недвижимости   ЖКХ, хозяйственное или оперативное  управление  по  которым  было  закреплено  за предприятиями и учреждениями.

      Институциональные  изменения,   происходящие   в   экономике   страны,

коснулись коммунальных предприятий.  В  первую  очередь  они  связаны  с  их приватизацией и  разгосударствлением,  что  позволило  сформировать  частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также  создать  базу для  внедрения  рыночных  отношений.  Заметно  выросло  число  муниципальных предприятий, что было обусловлено  реализацией  постановления  Правительства РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи  объектов  социально-культурного  и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в  государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".[4]

      Производственная   структура   коммунальных   предприятий   претерпела

значительные изменения. Их численность  по  сравнению  с  началом  90-х  гг. увеличилась в 2 раза, однако главным достижением явилось то, что из 52  тыс. предприятий, работавших на рынке  жилищно-коммунальных  услуг  (ЖКУ),  свыше половины (53,9 %) это мелкие предприятия, в основном работающие  в  жилищной сфере.[5]

      Производственная  структура  предприятий  жилищно-коммунальной  сферы включает  более  30  видов  деятельности.  Ведущими   являются   предприятия водоснабжения,  водоотведения  и  очистки   сточных   вод,   теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства  (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и  утилизации  отходов), гостиничные предприятйяи др.

      К 2010 г. в  муниципальной  собственности  находилось  30  %  объектов

коммунального хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий, имеющих на своем  балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации).[6]

      Численность работающих  на  ведущих  предприятиях  отрасли  составляет порядка 1,5 млн чел., а с учетом предприятий  малого бизнеса - 4,2 млн  чел.

Среднесписочная численность  ведущих  предприятий  по  сравнению  с  началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2008 г.  наметилось  ее  снижение  в связи  с  подъемом  промышленности,  появлением  рабочих  мест   с  высокими заработками в других сферах экономики. Так, на конец 2010 г.  Среднемесячная заработная плата работников коммунального хозяйства составляла  чуть  больше 11,9  тыс.  руб.   при  средней  российской  в  12224  руб.  На   конец   года задолженность по заработной плате имели около 35 % предприятий ЖКХ, И  объем суммарной задолженности превысил млрд руб. Из общей суммы  задолженности  по заработной плате задолженность из-за  недофинансирования  из  бюджетов  всех уровней составила в коммунальном хозяйстве 47 %.

      Законом РФ от 24.12.92  №  4218-1  "Об  основах  федеральной  жилищной политики" было определено, что к 1998  г.  отрасль  ЖКХ  должна  перейти  на полную  самоокупаемость.[7]  Здесь  кроется   основная   проблема   жилищно-коммунального хозяйства. Перед очередными выборами  в  Государственную  Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами социальной поддержки  низкодоходных семей,   необоснованно   отодвинули   время   перехода   отрасли   ЖКХ    на  самоокупаемость. В 1995 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г.  -  с 10 до 15 лет. Это существенно повлияло на состояние финансирования  отрасли.

Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот  на  оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России.

      Создалась система,  когда  льготы  гражданам  фактически  оплачиваются

предприятиями  ЖКХ.  Так,  при  установленном  уровне   оплаты   услуг   ЖКХ населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 2007 г. составил 30  %; в 2008 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2009 г.  при  уровне  стандарта  70  % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %.  Все  это  поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения.[8]

      За время преобразований нормативная годовая потребность финансирования услуг ЖКХ, оказываемых населению исходя из действующих ставок и  тарифов  на ЖКУ, возросла с 2000 г. с 90 до  300,7  млрд  руб.,  при  этом  доля  оплаты населением  в  соответствии  с  установленными   законодательством   темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же  время  на  конец  2010  г.  Из общего объема требуемых средств население покрыло 118,5 млрд руб. (39  %  от затрат с учетом предоставляемых льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд  руб. (41 %);

      Недофинансирование отрасли составило 59,1 млрд руб. (20%).

      Причем долги населения составляют порядка четверти от этой  суммы,  т.

е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.[9]

      Большая часть долгов связана с выпадающими доходами, долгами бюджетной сферы, кредитованием потребителей.  Кредиторская  задолженность  предприятий неуклонно растёт и на 1 января 2011 г. составила 245,1 млрд руб.

Одним из вариантов решения данных проблем является создание саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ

1.2 Организация СРО в сфере ЖКХ

В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Успешному реформированию жилищно-коммунальной сферы должно способствовать скорейшее создание в отрасли СРО для управляющих компаний. Такое мнение на "Петербургском жилищном конгрессе" высказал зампред комиссии по ЖКХ общественной паты Новосибирской области Максим Черешнев.

По словам Черешнева, несмотря на отсутствие специального закона о СРО для коммунальщиков, создание таких организаций возможно на основании базового федерального документа. "Если говорят, что создание саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ невозможно, то это неправда", – подчеркнул эксперт. 

В то же время, отметил Максим Черешнев, закон требует в составе СРО не менее 100 членов, и далеко не все регионы способны создать собственные организации. Так, в Петербурге насчитывается всего 80 управляющих жилищных компаний. Решение проблемы, по словам эксперта, кроется в создании межрегиональных СРО и даже СРО на несколько федеральных округов.
   Эксперт добавил, что процесс создания СРО должен походить при тесном контакте с властями и при поддержке чиновников. "Мы должны быть в хороших отношениях с властью", - подчеркнул Черешнев.

Главным идеологом создания СРО в России является Виктор Плескачевский.

Федеральным законом № 315-ФЗ ««О саморегулируемых организациях» установлены определенные требования: организация должна быть некоммерческой и основанной на членстве; цель создания организации – только осуществление саморегулирования. В зависимости от типа объединяющихся субъектов количество членов должно быть не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или 100 субъектов профессиональной деятельности. Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, содержащих требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями и иными лицами посредством коллективного страхования ответственности, формирования компенсационного фонда СРО.

Информация о работе Реформирование ЖКХ: создание СРО (на примере Пермского края)