Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:22, курсовая работа
. В связи с этим целью нашего проекта – является выявление способов реформирования ЖКХ. Ведь жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
• выявление проблем, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермского края;
• рассмотрение налоговой базы и определение «пробелов» в жилищном законодательстве Пермского края;
Введение…………………………………………………………........…3
Глава 1 Реформирование ЖКХ в России………………………..……..5
1.1 Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………..………………..5
1.2 Организация СРО в сфере ЖКХ……………………………………..9
Глава 2 Рассмотрение законодательной базы в сфере организации саморегулируемых организаций...…………………………………………….14
2.1 Общие принципы создания СРО…………………………..……….14
2.2 Рассмотрение принципов СРО на примере строительных организаций ………………………………………………………..…………..17
Глава 3 Пермский край создание СРО………………………….……...22
Заключение……………………………………………………………....31
Список использованной литературы………………………..………....32
Приложение………………………………………………………...……..29
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Кафедра гуманитарных дисциплин
Курсовая работа
по теме: Реформирование ЖКХ: создание СРО
Пермь, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Реформирование ЖКХ в России………………………..……..5
1.1 Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………
1.2 Организация СРО в сфере ЖКХ……………………………………..9
Глава 2 Рассмотрение законодательной базы в сфере организации саморегулируемых организаций...…………………………………………
2.1 Общие принципы создания СРО…………………………..……….14
2.2 Рассмотрение принципов СРО на примере строительных организаций ………………………………………………………..…………..1
Глава 3 Пермский край создание СРО………………………….……...22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………..………....32
Приложение……………………………………………………
Введение
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяют реформирование и развитие жилищной сферы, создающие необходимые условия для жизнедеятельности человека.
Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим целью нашего проекта – является выявление способов реформирования ЖКХ. Ведь жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
выявление проблем, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве Пермского края;
рассмотрение налоговой базы и определение «пробелов» в жилищном законодательстве Пермского края;
рассмотрение существующих инструментов проведения реформирования ЖКХ для создания саморегулирующих организаций;
определение возможных принципов и методов реформирования сферы ЖКХ;
изучение предпочтений потребителей, пользующих услугами управляющих компаний, с помощью проведения телефонного опроса;
выявление факторов, препятствующих внедрению СРО в жилищную сферу.
Обострение жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере в Пермском крае определяет необходимость коренного реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, а также обязательного обоснования правового механизма её практической реализации.
Глава 1 Реформирование ЖКХ
1.1 Анализ текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства в России
Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2010 г. она составила более 63 % по
сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК).[1]
Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.
За годы преобразований проведена передача муниципалитетам
государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля
государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.[2]
Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:
- расселение коммунальных квартир;
- ликвидацию общежитий;
- выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;
- предоставление определенным категориям граждан государственных
жилищных сертификатов;
- предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
- выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов,
займов).
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 1992-2010 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).[3]
Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.
Институциональные изменения, происходящие в экономике страны,
коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных предприятий, что было обусловлено реализацией постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".[4]
Производственная структура коммунальных предприятий претерпела
значительные изменения. Их численность по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась в 2 раза, однако главным достижением явилось то, что из 52 тыс. предприятий, работавших на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), свыше половины (53,9 %) это мелкие предприятия, в основном работающие в жилищной сфере.[5]
Производственная структура предприятий жилищно-коммунальной сферы включает более 30 видов деятельности. Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятйяи др.
К 2010 г. в муниципальной собственности находилось 30 % объектов
коммунального хозяйства (в т. ч. 20 % предприятий, имеющих на своем балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% - канализации).[6]
Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн чел., а с учетом предприятий малого бизнеса - 4,2 млн чел.
Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2008 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест с высокими заработками в других сферах экономики. Так, на конец 2010 г. Среднемесячная заработная плата работников коммунального хозяйства составляла чуть больше 11,9 тыс. руб. при средней российской в 12224 руб. На конец года задолженность по заработной плате имели около 35 % предприятий ЖКХ, И объем суммарной задолженности превысил млрд руб. Из общей суммы задолженности по заработной плате задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила в коммунальном хозяйстве 47 %.
Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было определено, что к 1998 г. отрасль ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость.[7] Здесь кроется основная проблема жилищно-коммунального хозяйства. Перед очередными выборами в Государственную Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами социальной поддержки низкодоходных семей, необоснованно отодвинули время перехода отрасли ЖКХ на самоокупаемость. В 1995 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г. - с 10 до 15 лет. Это существенно повлияло на состояние финансирования отрасли.
Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России.
Создалась система, когда льготы гражданам фактически оплачиваются
предприятиями ЖКХ. Так, при установленном уровне оплаты услуг ЖКХ населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 2007 г. составил 30 %; в 2008 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2009 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %. Все это поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения.[8]
За время преобразований нормативная годовая потребность финансирования услуг ЖКХ, оказываемых населению исходя из действующих ставок и тарифов на ЖКУ, возросла с 2000 г. с 90 до 300,7 млрд руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же время на конец 2010 г. Из общего объема требуемых средств население покрыло 118,5 млрд руб. (39 % от затрат с учетом предоставляемых льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд руб. (41 %);
Недофинансирование отрасли составило 59,1 млрд руб. (20%).
Причем долги населения составляют порядка четверти от этой суммы, т.
е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.[9]
Большая часть долгов связана с выпадающими доходами, долгами бюджетной сферы, кредитованием потребителей. Кредиторская задолженность предприятий неуклонно растёт и на 1 января 2011 г. составила 245,1 млрд руб.
Одним из вариантов решения данных проблем является создание саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ
1.2 Организация СРО в сфере ЖКХ
В России порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом N 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.
Успешному реформированию жилищно-коммунальной сферы должно способствовать скорейшее создание в отрасли СРО для управляющих компаний. Такое мнение на "Петербургском жилищном конгрессе" высказал зампред комиссии по ЖКХ общественной паты Новосибирской области Максим Черешнев.
По словам Черешнева, несмотря на отсутствие специального закона о СРО для коммунальщиков, создание таких организаций возможно на основании базового федерального документа. "Если говорят, что создание саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ невозможно, то это неправда", – подчеркнул эксперт.
В то же время, отметил Максим Черешнев, закон требует в составе СРО не менее 100 членов, и далеко не все регионы способны создать собственные организации. Так, в Петербурге насчитывается всего 80 управляющих жилищных компаний. Решение проблемы, по словам эксперта, кроется в создании межрегиональных СРО и даже СРО на несколько федеральных округов.
Эксперт добавил, что процесс создания СРО должен походить при тесном контакте с властями и при поддержке чиновников. "Мы должны быть в хороших отношениях с властью", - подчеркнул Черешнев.
Главным идеологом создания СРО в России является Виктор Плескачевский.
Федеральным законом № 315-ФЗ ««О саморегулируемых организациях» установлены определенные требования: организация должна быть некоммерческой и основанной на членстве; цель создания организации – только осуществление саморегулирования. В зависимости от типа объединяющихся субъектов количество членов должно быть не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или 100 субъектов профессиональной деятельности. Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, содержащих требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями и иными лицами посредством коллективного страхования ответственности, формирования компенсационного фонда СРО.
Информация о работе Реформирование ЖКХ: создание СРО (на примере Пермского края)