Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа
Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).
3.2
Перспективы реформирования
ЖКХ муниципального
образования
Традиционный набор альтернативных предложений известен, а именно: 1) повысить цену рабочей силы (рыночная мера) с одновременным освобождением от подоходного налога граждан с низким уровнем дохода и введением прогрессивной шкалы подоходного дохода для остальных категорий, в первую очередь высокооплачиваемых (профессор Б. Ракитский, академики Российской академии наук Д. Львов, Н. Шмелев и другие); 2) установить квартирную надбавку (единую или дифференцированную) к заработной плате или пенсии соразмерно росту тарифов ЖКХ (профессоры Г. Попов, Б. Ракитский и другие); 3) предоставлять бесплатные услуги ЖКХ в рамках социально-гарантированного минимума, а сверх этого минимума -платные (кандидат экономических наук О. Пчелинцев и другие); 4) направить часть средств так называемого Стабилизационного фонда на оздоровление ЖКХ (по расчетам академика Российской академии наук Д. Львова, в течение двух лет из-за инфляции неиспользуемые средства этого фонда обесценились на 8-9 миллиардов долларов США); 5) провести дореформенную санацию объектов ЖКХ за счет средств государственного бюджета или в процессе реформы ЖКХ - за счет государственных кредитов, которые должны быть погашены из средств «оздоровленных» предприятий ЖКХ, с последующей продажей их имущества на аукционах (так считает ряд оппонентов правительственного плана реформы ЖКХ, например доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук С. Глазьев и другие)[25]; 6) не допустить приватизацию ЖКХ до его демонополизации и развития конкуренции в управлении и обслуживании жилищно-коммунальной сферы, что даст возможность, а не только формальное право, собственникам жилья и предприятиям жилищно-коммунального назначения выбирать организацию, которая сможет обеспечить необходимое качество работ и услуг по более низким ценам; 7) установить общественный контроль за функционированием ЖКХ (проведение институтами гражданского общества обязательного общего и социального аудита в сфере ЖКХ и т. д.) в качестве одного из важнейших условий обеспечения прозрачности реформы и деятельности ЖКХ; 8) провести общественные независимые экспертизы обоснованности тарифов ЖКХ; 9) установить действенный государственный контроль за тарифами производителей услуг ЖКХ, рост которых превышает инфляцию как текущую, так и прогнозируемую. В первую очередь речь идет о контроле за тарифами предприятий-монополистов (Газпром, РАО «ЕЭС», Водоканал и водоотведение и т. п.) путем прямого регулирования или фиксации тарифов для предприятий, работающих в этой сфере, а также тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Однако до сих пор Министерство регионального развития Российской Федерации не утвердило методику расчета тарифов на услуги ЖКХ. В результате даже в пределах одного субъекта Российской Федерации тарифы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в разных муниципалитетах отличаются в десятки раз. В случае провала попыток установления действенного государственного контроля тарифов предприятий-монополистов, обслуживающих ЖКХ, остается крайнее средство - их национализация (деприватизация) или муниципализация с включением в сектор так называемой социальной экономики, главной целью хозяйствующих субъектов которой является не извлечение прибыли, а удовлетворение социальных потребностей общества и его граждан; 10) ввести экономические санкции в отношении предприятий ЖКХ в случае нарушения ими договорных обязательств перед потребителями их услуг; 11) повысить роль институтов гражданского общества (общин, земств, других органов самодеятельности населения) и органов местного самоуправления при проведении реформы ЖКХ)[25]. Разработчики таких предложений, по крайней мере, большая их часть, исходят из того, что сфера ЖКХ должна стать рыночной или, как это стало модным говорить, «социально-ориентированным» рыночным сектором экономики России. При реформировании ЖКХ необходимо следующее: 1) отказаться от абсолютизации идеи частной собственности на жилье. Мировой опыт дает немало примеров успешной работы предприятий ЖКХ в сфере предоставления услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилье; 2) одновременно отказаться от абсолютизации идеи приватизации муниципальных предприятий в сфере ЖКХ и передачи в частный сектор жилищно-коммунальных услуг. Предприятия ЖКХ, по существу, должны быть отнесены к категории стратегических, которые призваны обеспечивать здоровье, права и законные интересы населения. Они, как и стратегические предприятия других отраслей, должны быть выведены из процесса приватизации. Предприятия ЖКХ фактически обеспечивают содержание муниципальных «естественных» монополий, жизненно важных для обеспечения безопасности граждан: водоснабжения и водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения. За рубежом успешно работают муниципальные предприятия ЖКХ, предоставляющие услуги потребителям, которые проживают как в муниципальном, так и в частном жилье)[25]; 3) определить место рынка в реформе ЖКХ, равно как и в экономике страны в целом. Надежды ортодоксов современного экономического либерализма на то, что «невидимая рука» рынка «все решит», не ( оправдали себя и не могут оправдать в принципе, прежде всего по причине несовпадения либо по меньшей мере из-за возможности несовпадения интересов отдельного индивидуума, групп (коллективов) индивидуумов и общества в целом. Отсюда вытекает необходимость нахождения средств и инструментариев, обеспечивающих должный учет и защиту общественных интересов в деятельности предприятий)[24]. В мире накоплен соответствующий опыт, прежде всего опыт создания и функционирования так называемых «социальных предприятий», не ставящих главной целью своей деятельности извлечение прибыли, В своей совокупности они образуют фундамент того, что в развитых странах получило название «социальная экономика». Значительный опыт накоплен в мире по обеспечению социальной ориентации социально значимых предприятий для страны, региона, территории, формально не являющихся социальными. Основными механизмами такого обеспечения являются предоставление льгот по уплате налогов, размещение государственных и муниципальных заказов социального назначения, предоставление льгот гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким предприятиям материальную помощь и т. п. На это направляется порядка одной трети внутреннего валового продукта развитых стран; 4) определить состав муниципального имущества ЖКХ функционально-целевого назначения для обеспечения муниципальных функций по вопросам местного значения (в том числе предоставление услуг ЖКХ) на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом имущество ЖКХ, используемое для предоставления коммунальных услуг, должно находиться исключительно в муниципальной казне или в оперативном управлении муниципальных страгегических предприятий, а также некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм с муниципальным участием в их имуществе или капитале. Это имущество (капитал), не может быть выведено из состава муниципального имущества функционально-целевого назначения, предназначенного для обеспечения жилищно-коммунальных полномочий органов местного самоуправления (перечень такого имущества утверждается органами местного самоуправления); 5) использовать новые формы управления предприятиями ЖКХ, образованными трудовыми коллективами: аренда, в том числе в с правом выкупа арендованного имущества, доверительное управление, концессия и т. п. В случае приватизации имущества ЖКХ представляется целесообразным применение таких ее законных способов, как конкурс с экономическими и социальными условиями, продажа имущества ЖКХ посредством публичного предложения и без объявления цены для организаций, созданных работниками, и других способов; 6) реорганизовать предприятия ЖКХ посредством создания вертикально-интегрированных структур (ВИС), а также некоммерческих профессиональных саморегулируемых организаций работников (в том числе в форме автономных учреждений), предоставляющих конкретные услуги жилищно-коммунального назначения, что позволит обеспечить экономический и социальный эффекты за счет кооперации и координации их сервисной деятельности)[25];
Целью совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания[24].
Среди мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:
Организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций[24].
С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в государственной собственности и в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой[24].
Мероприятия,
связанные с реализацией
Реализация мероприятий по этому направлению должно проводиться в рамках местных целевых программ муниципальных образований.
В рамках программы должны также осуществляться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и / или из жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) [24].
Также задачами муниципалитетов в области совершенствования управлением ЖКХ, необходимыми для решения, являются:
Основным условием успешного осуществления масштабной модернизации и сбалансированного развития коммунальных систем жизнеобеспечения городов и муниципальных образований, да и в целом проведения реформы российского ЖКХ в ближайшие годы является скорейший переход от малоэффективной распределительной системы хозяйствования с краткосрочным, обычно годовым, периодом планирования к современной эффективной системе долгосрочного комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, включающей долгосрочное комплексное планирование модернизации и развития систем жизнеобеспечения и объектов ЖКХ в границах своей бюджетной ответственности и интегрирующей инвестиционные проекты модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, сроки планирования которых обычно составляют 10 – 12 лет. Переход отрасли ЖКХ к современной системе долгосрочного планирования означает принятие всех значимых долгосрочных решений, прежде всего инвестиционных, только на основе их надлежащего экономического обоснования и обеспеченности всеми необходимыми ресурсами, при условии предварительного достижения взаимоприемлемого экономически обоснованного баланса интересов всех основных участников реализации планируемых решений[24].
Современная
система долгосрочного
Важным
преимуществом современной
Создание собственной финансовой базы для осуществления территориальных инфраструктурных проектов на основе стимулирования экономического развития городов и муниципальных образований является важнейшим условием успешной модернизации и развития инфраструктуры их жизнеобеспечения, учитывая ограниченные возможности внешней финансовой поддержки указанных проектов бюджетами более высоких уровней и внебюджетными фондами при осуществлении программы массовой модернизации и развития КСЖ в национальном масштабе[24].
Основой
современной системы
Использование
системы долгосрочного
Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования