Реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

       3.2 Перспективы реформирования ЖКХ муниципального образования 

       Традиционный  набор альтернативных предложений  известен, а именно:            1) повысить цену рабочей силы (рыночная мера) с одновременным освобождением от подоходного налога граждан с низким уровнем дохода и введением прогрессивной шкалы подоходного дохода для остальных категорий, в первую очередь высокооплачиваемых (профессор Б. Ракитский, академики Российской академии наук Д. Львов, Н. Шмелев и другие);   2) установить квартирную надбавку (единую или дифференцированную) к заработной плате или пенсии соразмерно росту тарифов ЖКХ (профессоры Г. Попов, Б. Ракитский и другие);   3) предоставлять бесплатные услуги ЖКХ в рамках социально-гарантированного минимума, а сверх этого минимума -платные (кандидат экономических наук О. Пчелинцев и другие);      4) направить часть средств так называемого Стабилизационного фонда на оздоровление ЖКХ (по расчетам академика Российской академии наук Д. Львова, в течение двух лет из-за инфляции неиспользуемые средства этого фонда обесценились на 8-9 миллиардов долларов США);    5) провести дореформенную санацию объектов ЖКХ за счет средств государственного бюджета или в процессе реформы ЖКХ - за счет государственных кредитов, которые должны быть погашены из средств «оздоровленных» предприятий ЖКХ, с последующей продажей их имущества на аукционах (так считает ряд оппонентов правительственного плана реформы ЖКХ, например доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук С. Глазьев и другие)[25];   6) не допустить приватизацию ЖКХ до его демонополизации и развития конкуренции в управлении и обслуживании жилищно-коммунальной сферы, что даст возможность, а не только формальное право, собственникам жилья и предприятиям жилищно-коммунального назначения выбирать организацию, которая сможет обеспечить необходимое качество работ и услуг по более низким ценам;       7) установить общественный контроль за функционированием ЖКХ (проведение институтами гражданского общества обязательного общего и социального аудита в сфере ЖКХ и т. д.) в качестве одного из важнейших условий обеспечения прозрачности реформы и деятельности ЖКХ;  8) провести общественные независимые экспертизы обоснованности тарифов ЖКХ;           9) установить действенный государственный контроль за тарифами производителей услуг ЖКХ, рост которых превышает инфляцию как текущую, так и прогнозируемую. В первую очередь речь идет о контроле за тарифами предприятий-монополистов (Газпром, РАО «ЕЭС», Водоканал и водоотведение и т. п.) путем прямого регулирования или фиксации тарифов для предприятий, работающих в этой сфере, а также тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Однако до сих пор Министерство регионального развития Российской Федерации не утвердило методику расчета тарифов на услуги ЖКХ. В результате даже в пределах одного субъекта Российской Федерации тарифы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в разных муниципалитетах отличаются в десятки раз. В случае провала попыток установления действенного государственного контроля тарифов предприятий-монополистов, обслуживающих ЖКХ, остается крайнее средство - их национализация (деприватизация) или муниципализация с включением в сектор так называемой социальной экономики, главной целью хозяйствующих субъектов которой является не извлечение прибыли, а удовлетворение социальных потребностей общества и его граждан;           10) ввести экономические санкции в отношении предприятий ЖКХ в случае нарушения ими договорных обязательств перед потребителями их услуг;             11) повысить роль институтов гражданского общества (общин, земств, других органов самодеятельности населения) и органов местного самоуправления при проведении реформы ЖКХ)[25].  Разработчики таких предложений, по крайней мере, большая их часть, исходят из того, что сфера ЖКХ должна стать рыночной или, как это стало модным говорить, «социально-ориентированным» рыночным сектором экономики России.          При реформировании ЖКХ необходимо следующее:    1) отказаться от абсолютизации идеи частной собственности на жилье. Мировой опыт дает немало примеров успешной работы предприятий ЖКХ в сфере предоставления услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилье;            2) одновременно отказаться от абсолютизации идеи приватизации муниципальных предприятий в сфере ЖКХ и передачи в частный сектор жилищно-коммунальных услуг. Предприятия ЖКХ, по существу, должны быть отнесены к категории стратегических, которые призваны обеспечивать здоровье, права и законные интересы населения. Они, как и стратегические предприятия других отраслей, должны быть выведены из процесса приватизации. Предприятия ЖКХ фактически обеспечивают содержание муниципальных «естественных» монополий, жизненно важных для обеспечения безопасности граждан: водоснабжения и водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения. За рубежом успешно работают муниципальные предприятия ЖКХ, предоставляющие услуги потребителям, которые проживают как в муниципальном, так и в частном жилье)[25];  3) определить место рынка в реформе ЖКХ, равно как и в экономике страны в целом. Надежды ортодоксов современного экономического либерализма на то, что «невидимая рука» рынка «все решит», не ( оправдали себя и не могут оправдать в принципе, прежде всего по причине несовпадения либо по меньшей мере из-за возможности несовпадения интересов отдельного индивидуума, групп (коллективов) индивидуумов и общества в целом. Отсюда вытекает необходимость нахождения средств и инструментариев, обеспечивающих должный учет и защиту общественных интересов в деятельности предприятий)[24].      В мире накоплен соответствующий опыт, прежде всего опыт создания и функционирования так называемых «социальных предприятий», не ставящих главной целью своей деятельности извлечение прибыли, В своей совокупности они образуют фундамент того, что в развитых странах получило название «социальная экономика». Значительный опыт накоплен в мире по обеспечению социальной ориентации социально значимых предприятий для страны, региона, территории, формально не являющихся социальными. Основными механизмами такого обеспечения являются предоставление льгот по уплате налогов, размещение государственных и муниципальных заказов социального назначения, предоставление льгот гражданам и юридическим лицам, оказывающим таким предприятиям материальную помощь и т. п. На это направляется порядка одной трети внутреннего валового продукта развитых стран;     4) определить состав муниципального имущества ЖКХ функционально-целевого назначения для обеспечения муниципальных функций по вопросам местного значения (в том числе предоставление услуг ЖКХ) на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом имущество ЖКХ, используемое для предоставления коммунальных услуг, должно находиться исключительно в муниципальной казне или в оперативном управлении муниципальных страгегических предприятий, а также некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм с муниципальным участием в их имуществе или капитале. Это имущество (капитал), не может быть выведено из состава муниципального имущества функционально-целевого назначения, предназначенного для обеспечения жилищно-коммунальных полномочий органов местного самоуправления (перечень такого имущества утверждается органами местного самоуправления);         5) использовать новые формы управления предприятиями ЖКХ, образованными трудовыми коллективами: аренда, в том числе в с правом выкупа арендованного имущества, доверительное управление, концессия и т. п. В случае приватизации имущества ЖКХ представляется целесообразным применение таких ее законных способов, как конкурс с экономическими и социальными условиями, продажа имущества ЖКХ посредством публичного предложения и без объявления цены для организаций, созданных работниками, и других способов;        6) реорганизовать предприятия ЖКХ посредством создания вертикально-интегрированных структур (ВИС), а также некоммерческих профессиональных саморегулируемых организаций работников (в том числе в форме автономных учреждений), предоставляющих конкретные услуги жилищно-коммунального назначения, что позволит обеспечить экономический и социальный эффекты за счет кооперации и координации их сервисной деятельности)[25];

       3.3 Пути совершенствования управления ЖКХ муниципального образования 

 
 

     Целью совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания[24].

     Среди мероприятий по совершенствованию  законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:

  1. разработка проектов нормативных правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части управления многоквартирными домами, установления требований к содержанию общего имущества многоквартирных домов, требований к жилым помещениям[24];
  2. создание нормативной правовой базы по регулированию вопросов, связанных с административной ответственностью собственников помещений за содержание индивидуальных домов и общего имущества многоквартирных домов[24];
  3. формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитального ремонта многоквартирных домов, организации регулирования учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и / или индивидуальных приборов учета, организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса.

     Организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций[24].

     С целью развития конкурентного бизнеса  в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, в которых все помещения находятся в государственной собственности и в муниципальной собственности, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления многоквартирными домами и коммунальной инфраструктурой[24].

     Мероприятия, связанные с реализацией полномочий субъекта РФ и органов местного самоуправления, обеспечение финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, а также привлечение средств частных инвесторов, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенные и модернизируемые жилищные фонды, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг[24].

     Реализация  мероприятий по этому направлению  должно проводиться в рамках местных  целевых программ муниципальных  образований.

     В рамках программы должны также осуществляться мероприятия по переселению граждан  из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и / или из жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) [24].

     Также задачами муниципалитетов в области  совершенствования управлением ЖКХ, необходимыми для решения, являются:

  1. формирования эффективного собственника жилищного фонда;
  2. повышение заинтересованности граждан в самостоятельном управлении принадлежащим им имуществом;
  3. создание эффективной системы управления в жилищно-коммунальном комплексе, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры;
  4. создание системы бюджетного управления финансовой деятельностью организаций жилищно-коммунальной отрасли;
  5. совершенствование системы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
  6. обеспечение эффективной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

     Основным  условием успешного осуществления  масштабной модернизации и сбалансированного развития коммунальных систем жизнеобеспечения городов и муниципальных образований, да и в целом проведения реформы российского ЖКХ в ближайшие годы является скорейший переход от малоэффективной распределительной системы хозяйствования с краткосрочным, обычно годовым, периодом планирования к современной эффективной системе долгосрочного комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, включающей долгосрочное комплексное планирование модернизации и развития систем жизнеобеспечения и объектов ЖКХ в границах своей бюджетной ответственности и интегрирующей инвестиционные проекты модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, сроки планирования которых обычно составляют 10 – 12 лет. Переход отрасли ЖКХ к современной системе долгосрочного планирования означает принятие всех значимых долгосрочных решений, прежде всего инвестиционных, только на основе их надлежащего экономического обоснования и обеспеченности всеми необходимыми ресурсами, при условии предварительного достижения взаимоприемлемого экономически обоснованного баланса интересов всех основных участников реализации планируемых решений[24].

     Современная система долгосрочного планирования социально-экономического развития городов  и муниципальных образований  способна обоснованно определять основные параметры и сроки реализации необходимой поэтапной модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения в зоне своей бюджетной ответственности на долгосрочную перспективу, в том числе сбалансировать планируемые инвестиционные проекты модернизации и развития КСЖ с долгосрочными потребностями планируемого экономического роста в услугах инженерной инфраструктуры и прогнозируемыми финансовыми возможностями всех потенциальных участников реализации указанных проектов в течение всего периода их планирования, учитывая доступные проектам внешние источники финансирования[24].

     Важным  преимуществом современной системы  долгосрочного планирования является ее способность не только обоснованно прогнозировать, но и эффективно стимулировать сбалансированное экономическое развитие территорий и на его основе обеспечить создание и наполнение собственной финансовой базы, необходимой для возмещения средств, привлекаемых из частных источников для осуществления территориальных инфраструктурных проектов. Наращивание указанной финансовой базы может осуществляться в основном за счет роста платежеспособности потребителей услуг КСЖ, увеличения объемов поступлений и расширения финансовых возможностей местных бюджетов как очевидного результата территориального экономического развития, а также за счет существенного снижения эксплуатационных издержек КСЖ в результате их комплексной модернизации[24].

     Создание  собственной финансовой базы для  осуществления территориальных инфраструктурных проектов на основе стимулирования экономического развития городов и муниципальных образований является важнейшим условием успешной модернизации и развития инфраструктуры их жизнеобеспечения, учитывая ограниченные возможности внешней финансовой поддержки указанных проектов бюджетами более высоких уровней и внебюджетными фондами при осуществлении программы массовой модернизации и развития КСЖ в национальном масштабе[24].

     Основой современной системы долгосрочного  планирования комплексного социально-экономического развития городов и муниципальных  образований, по нашему мнению, должен стать формат стратегического планирования (strategic planning), который уже более тридцати лет успешно используется в странах развитой рыночной экономики для планирования долгосрочного развития частных компаний, муниципалитетов и регионов, а в последние годы – для повышения эффективности работы крупных некоммерческих организаций. Формат стратегического планирования способен определить, оценить и реализовать возможности и конкурентные преимущества муниципального образования, города или региона, мобилизовать имеющиеся и привлечь доступные им ресурсы и с максимально возможной эффективностью использовать их для достижения планируемых целей и решения поставленных задач долгосрочного социально-экономического развития, в том числе для поэтапной комплексной модернизации и развития основных систем жизнеобеспечения на территории своей бюджетной ответственности[24].

     Использование системы долгосрочного стратегического  планирования позволит решить важнейшую  проблему российского ЖКХ, являющуюся в настоящее время основным барьером для начала его широкомасштабного реформирования, а именно – компенсировать объективную неспособность используемой в отрасли распределительной системы хозяйствования профинансировать в необходимом объеме и эффективно осуществить модернизацию основных фондов ЖКХ на территории большинства муниципальных образований, малых и средних городов России. Переход от распределительной системы хозяйствования к современной эффективной системе стратегического планирования и управления обеспечит городам и муниципальным образованиям необходимые условия и новые возможности для формирования достаточной собственной финансовой базы, необходимой для привлечения и последующего возмещения значительных объемов частных инвестиций и кредитов, требуемых для финансирования инвестиционных проектов модернизации и развития КСЖ, прежде всего за счет реализации возможностей развития местного потенциала долгосрочного экономического роста при ограниченном участии в финансировании указанных проектов бюджетов более высоких уровней[24]. Реалистичные долгосрочные планы реализации указанного потенциала на основе использования возможностей эффективной современной системы комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований резко повысят инвестиционную привлекательность проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения для частных инвесторов и кредиторов, а следовательно, обеспечат привлечение значимых объемов финансовых ресурсов из частных источников, необходимых для финансирования широкомасштабной реформы ЖКХ, и прежде всего – для осуществления очень многих потенциально уже существующих, но до сих пор неподготовленных и нереализованных инвестиционных проектов модернизации изношенных основных фондов отрасли, накопленных за последние двадцать лет явно недостаточной активности, а во многих случаях – фактического бездействия государства в этой важной сфере отечественной экономики. Формат стратегического планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований может успешно интегрировать многие действующие нормы и процедуры существующей системы хозяйствования, в том числе градостроительного планирования, и эффективно использовать их для реализации принятой стратегии и основных проектов долгосрочного социально-экономического развития территории, в том числе комплексных проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения[24].

Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования