Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа
Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).
Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:
1)
жилищное хозяйство и ремонтно-
2) водоснабжение и водоотведение;
3) коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
4) городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
5)
информационное хозяйство (
6)внешнее
городское благоустройство,
7) санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
8) зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
9) гостиничное хозяйство;
10)
бытовое обслуживание (бани, прачечные,
ритуальное обслуживание и т.д.
11) уличное освещение.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства, на наш взгляд, можно отнести:
1) сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
2) особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
3) сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
4)
отрасль представлена как
5) многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;
6)
сочетание крупного (производство
энергии, водоканал,
7)
рассредоточение центров
8)
особая значимость
9) необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;
10) многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации) [1].
Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Они включают:
1) санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
2)
внутригородской пассажирский
3)
коммунальную энергетику (тепловые,
электрические, газовые сети, коммунальные
котельные, электростанции и
4) коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
5)
внешнее городское
6)
подсобные предприятия ЖКХ (
В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).
К
числу специфических
Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.
ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.
Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории[2].
1.2
Причины кризисного
состояния и реформирование
ЖКХ
В
настоящее время ЖКХ страны испытывает
большие трудности и сильно отстает
от современных требований. Одна из основных
причин этого является нехватка средств,
выделяемых из бюджетов всех уровней,
а также повсеместные неплатежи и несвоевременная
оплата жилищно-коммунальных услуг населением.
Отсутствие специалистов по менеджменту
и маркетингу тормозит развитие конкурентной
среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов
- нехватка средств и квалифицированных
управленцев - в сочетании с морально и
физически устаревшей научно-технической
и производственной базой приводит к большим
издержкам и, как следствие, высокой стоимости
услуг, что, в свою очередь, приводит к
неплатежам. Планово-
1.3 Организация управления ЖКХ на муниципальном уровне
Жилищно-коммунальное
хозяйство города — это сложная социально-экономическая
система, обеспечивающая жизнь и работу
населения, а также предприятия различных
отраслей народного хозяйства необходимыми
ресурсами воды, газа, тепла и другие. Специфика
ЖКХ состоит в его многопрофильности,
многоотраслевой структуре, которая требует
соответствующих организационно-правовой
и экономической основ. Как единый объект
управления ЖКХ уже не существует ни на
федеральном, ни на региональном уровнях
власти, а относится к компетенции органов
местного самоуправления. Удельный вес
жилищно-коммунального хозяйства в ВВП
составляет 7,6%. Объем производимых работ
(услуг) в ЖКХ из года в год растет, причем
не только в связи с передачей объектов
ЖКХ от ведомств (заводов, воинских частей
и т. д.) в муниципальную собственность.
Влияние на рост объемов производства
оказывает повышение и цен, и тарифов на
услуги ЖКХ по причине как роста стоимости
энергоресурсов, инфляции, так и потерь
в сетях, "отапливающих улицу" при
эксплуатации изношенного и малоэффективного
оборудования[15]. В условиях рынка в жилищной
сфере формируются договорные отношения,
создаются альтернативные структуры по
управлению жильем, вводится независимая
экспертиза тарифов в ЖКХ на стадии их
утверждения, устанавливаются приборы
учета энергоресурсов, модернизируются
источники теплоснабжения. К сожалению,
внедрение даже отдельных элементов рыночных
отношений в жилищной сфере происходит
медленно и в объемах недостаточных для
создания комфортных условий проживания
в существующем жилом фонде. Основными
проблемами управления ЖКХ на муниципальном
уровне являются: 1) основные фонды - коммунальные
объекты Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются
следующим. Износ объектов коммунального
хозяйства достигает 70% (эксплуатация
зачастую сводится к латанию "худых"
сетей). Форма собственности - муниципальная.
Применяемые технологии малоэффективны
и энергозатратны (потери от неэффективного
использования ресурсов составляют до
40-60%). В результате имеем низкий уровень
среды обитания, низкое качество воды,
сверхнормативное загрязнение окружающей
среды и, как следствие, - нарушенная экология
и сокращение продолжительности жизни
населения[15]; 2) жилищный фонд - основные
характеристики: форма собственности
- смешанная, в основном муниципальная
и частная (приватизированное жилье), износ
- более 53%; 3) Система управления - как показывает
опыт, в жилищно-коммунальном хозяйстве
отсутствуют цивилизованные гражданско-правовые
отношения из-за остаточного принципа
финансирования и сохранения административных
методов управления. В отрасли функционируют
муниципальные унитарные предприятия
(МУП), которые, по оценке специалистов,
являются самой неэффективной формой
хозяйствования. По существующему законодательству
ЖКХ, будучи многоотраслевым комплексом,
относится к компетенции органов местного
самоуправления. На этой основе и строится
вся система управления ЖКХ. В администрациях
многих регионов на областном, краевом
и республиканском уровнях отсутствуют
структурные подразделения, занимающиеся
проблемами ЖКХ региона, в компетенцию
которых входило бы решение вполне конкретных
задач по выводу ЖКХ из кризисного состояния[15].
В то же время ЖКХ несет на себе бремя обязательств
далеко не муниципальных и не подкрепленных
достаточным финансированием из бюджета
(социальная защита населения, обеспечение
услугами ЖКХ бюджетозависимых потребителей
и др.). Сегодня предприятия ЖКХ вынуждены
эксплуатировать заведомо неэффективное
оборудование и жилье, построенное несколько
десятков лет назад по неэффективным технологиям,
когда идеология энергосбережения и энергоэффективности
еще не были приоритетом государства.
Социальные гарантии государства по
оплате жилья и коммунальных услуг.
В настоящее время существует две формы
социальной поддержки населения по оплате
жилищно-коммунальных услуг - льготы и
субсидии. Льготы - социальная поддержка
населения по оплате жилищно-коммунальных
услуг - установлены по категориальному
и профессиональному признакам. Субсидии
- адресная система социальной поддержки
населения по оплате жилищно-коммунальных
услуг, устанавливаемая по имущественному
признаку. На местах две формы социальной
защиты населения накладываются друг
на друга. Таким образом, наличие двух
форм социальной защиты населения по оплате
жилищно-коммунальных услуг приводит
к уменьшению оплаты ЖКУ населением. Эти
средства должны компенсироваться предприятиям
ЖКХ из бюджета[15]. Сегодня мы имеем, а точнее,
не имеем системы управления и необходимых
источников финансирования предприятий
ЖКХ - основы для устойчивого функционирования
объектов жизнеобеспечения городов и
поселений. В то же время остро стоит вопрос
о необходимости модернизации (реконструкции)
большей части объектов жилья и коммунальной
инфраструктуры города. Таких средств
в ближайшей перспективе нет и не будет
ни в бюджете, ни у населения. Изменить
исторически сложившуюся ситуацию в этом
секторе экономики без участия государства
(законодательного, нормативно-технического
и финансового) просто невозможно. Основными
препятствиями для успешного функционирования
ЖКХ сегодня является то, что: 1) проблема
реформирования ЖКХ больше политическая,
чем экономическая; 2) документы по реформе
ЖКХ для органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления
носят не обязательный, а рекомендательный
характер; 3) на отрасли, традиционно финансируемой
по остаточному принципу, отрицательно
сказывается неурегулированность межбюджетных
отношений; 4) на муниципальном и субфедеральном
уровне отсутствует (за редким исключением)
понимание необходимости жесткого регулирования
деятельности локальных монополий и создания
эффективного управления городским хозяйством
в целом. Как следствие, процветает произвол
предприятий ЖКХ в части неэффективного
использования средств, ценообразования,
качества предоставления услуг и др.; -
сохраняется психология иждивенчества
граждан как в организации самоуправления
в жилищной сфере, так и в нежелании платить
вовремя, обращаться за субсидиями и другие. Важнейшей
проблемой функционирования ЖКХ в муниципальном
образовании является структура управления.
Архаичность структуры управления характеризуется:
1) административными методами достижения
целей, решения задач и выполнения функций
управления – не осуществлен переход
от административных к рыночным методам
управления; 2) затратной структурой содержания
жилищного фонда. В действующей
системе управления Муниципальный заказчик
выступает не как собственник ЖФ, а как
структурное подразделение администрации
города, по представлению которого и формируется
муниципальный заказ в ЖКХ. При этом ответственность
у представителя собственника, законодательно
установленная нормативными актами, отсутствует.
Отсутствует и формализация цели – обоснование
сохранности и развития ЖФ, удовлетворение
потребности населения в ЖКУ.
Очевидно, что без формализации цели невозможна
и оценка работы Муниципального заказчика,
становится бессмысленной применение
механизмов стимулирования его персонала
для эффективного достижения неопределенных
целей. Размытость границ
ответственности, а также неопределенность
целей, функций и задач управления участников
исполнения муниципального заказа ведет
к неэффективному, непрозрачному использованию
финансовых средств, что формирует благоприятную
почву для злоупотреблений со стороны
должностных лиц органов местного самоуправления
и управления ЖКХ.
2.1
Анализ целевых показателей
развития коммунальной
инфраструктуры муниципального
образования «город
Медногорск»
На
основании анализа
1) обеспечить полное удовлетворение перспективного спроса на коммунальные ресурсы в объемах, представленных в таблице 2.1;
Таблица 2.1 – Коммунальные ресурсы
Год | 2011 | 2015 | 2020 | 2028 |
Теплоснабжение и ГВС (Центр.), тыс. Гкал | 170 | 166 | 160 | 160 |
Водоснабжение, тыс. м3 | 2800 | 2800 | 2900 | 3000 |
Водоотведение, тыс. м3 | 2200 | 2150 | 2150 | 2260 |
Электроснабжение, тыс. кВтч | 47520 | 46710 | 46500 | 51000 |
Утилизация ТБО, тыс.м | 34 | 45 | 52 | 58 |
2) обеспечить нормативные требования по наличию резервов мощности в системах ресурсоснабжения;
3) при разработке проектов нового строительства и реконструкции головных и линейных объектов коммунальной инфраструктуры обеспечить нормативную экологическую безопасность населения при их эксплуатации, в том числе:
3.1) при эксплуатации головных объектов системы централизованного теплоснабжения городского округа ПДК выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не должны превышать нормативного уровня;
Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования